г. Москва |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А40-222618/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ОАО "Институт Стекла"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2018 по делу N А40-222618/17,
принятое судьей А.В. Бедрацкой,
по заявлению ОАО "Институт Стекла"
к 1. ИФНС России N 22 по г. Москве; 2. УФНС по г. Москве об оспаривании решений,
при участии:
от заявителя: Краснов М.Ю.- по дов. от 18.04.2017, Пивоварчик С.С. по реш. N 1 от 29.10.2015 ;
от ответчика: 1 Корнеев О.А. по дов. от 11.01.2018, 2. Бобрышева Е.А. по дов. от 16.01.2018
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ИНСТИТУТ СТЕКЛА" (далее также - заявитель, Общество, ОАО "ИНСТИТУТ СТЕКЛА") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС N 22 по г. Москве (далее также - налоговый орган, ответчик, Инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы России по г. Москве (далее также - соответчик, Управление, УФНС России) о признании недействительными решений N 10715 от 22.09.2017 г., N 21-19/173433 от 26.10.2017 г.
Решением от 26.02.2018 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета) "Налоговая декларация по налогу на имущество организаций" за 1 квартал 2017 г., представленного 28.04.2016 г. Инспекцией составлен акт от 04.08.2017 N 53144 и принято решение от 22.09.2017 N 10715 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислен налог на имущество организаций в сумме 373 767 руб.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по г. Москве принято решение от 26.10.2017 г. N 21-19/173433 решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с оспариваемыми решениями, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции, ОАО "Институт стекла" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание, расположенное по адресу: Москва, ул. Душинская, д. 7, стр. 1, с кадастровым номером N 77:04:0001013:1045 (далее - спорный объект).
Принадлежащий Заявителю объект недвижимости включен в Постановление Правительства г. Москвы N 789-ПП от 29.11.2016 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП", которым утвержден перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Из представленной налогоплательщиком декларации следует, что в отношении спорного объекта в Разделе 3 "Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость" по строке 020 заявлена кадастровая стоимость 593 280 932 руб. и сумма исчисленного авансового платежа по итогам отчетного периода (1 квартал 2017 г.) составляет 2 209 302 руб.
При этом согласно базе данных Росреестра г. Москвы кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:04:0001013:1045 по состоянию на 01.01.2017 составляет 700 071 500 рублей.
В пояснениях, представленных в налоговый орган 06.06.2017, Общество сообщило, что в налоговом расчете указана кадастровая стоимость за вычетом суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (18%).
Согласно решению Инспекции исчисление суммы авансового платежа по итогам 1 квартала 2017 г. должно производиться Обществом исходя из кадастровой стоимости спорного объекта, определенной органами Росреестра по состоянию на 01.01.2017 в размере 700 071 500 руб., что, по данным камеральной проверки, составляет 2 583 069 руб.
Заявитель не согласен с доначислением Инспекцией авансовых платежей по налогу на имущество организаций в сумме 373 767 (2 583 069 - 2 209 302) руб. за 1 квартал 2017 года, так как считает, что кадастровая стоимость в отношении спорного объекта определена Инспекцией некорректно, т.к. в кадастровую стоимость включена сумма НДС (которая может возникнуть в будущих налоговых периодах в случае реализации имущества). В данной связи Общество полагает, что доначисление суммы авансового платежа по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2017 г. основано на неверном применении налогового законодательства.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей на 01.01.2017) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, в частности, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: - административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; - нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
Статьей 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64) в соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества.
Правительство Москвы в Приложении к Постановлению от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." определило значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве, в соответствии с которым кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 77:04:0001013:1045 утверждена в размере 852 954 312,06 руб. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления оно применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года.
Обществом в порядке статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости были оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в городе Москве при территориальном органе в городе Москве (далее -комиссия). По заявлению Общества от 03.03.2017 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001013:1045, поданному в комиссию на основании установления рьшочной стоимости данного объекта в размере 700 071 500 руб., кадастровая стоимость изменена. Из Решения комиссии от 21.03.2017 N 51-2236/2017 следует, что установлено отличие рьшочной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере 852 954 312,06 по состоянию на 01.01.2016, указанной в отчете от 07.11.2016 N69/16 и утвержденной постановлением правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.", которое составляет менее 30 процентов, а именно 18 процентов. В связи с чем по результатам рассмотрения заявления Общества комиссия решила определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рьшочной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке от 27.02.2017 N ОКЗ-20/20.2017, т.е. в размере 700 071 500 руб.
Понятие кадастровой стоимости в виду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Закона N 135-ФЗ как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменениями утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительство г. Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале \т\у.тоз.ги.
Постановлением Правительства г. Москвы N 789-ПП от 29.11.2016 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП" утвержден перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), которая применяется для целей налогообложения с 01.01.2017 г.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ предусмотрено право физических или юридических лиц обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случае установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость на основании отчета оценщика.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Согласно отчету оценщика от 27.02.2017 г. N ОКЗ-20/20.2017 итоговая рыночная стоимость объекта на 01.01.2016 г. составила 700 071 500 руб., с учетом НДС.
Решением от 21.03.2017 N 51-2236/2017 комиссия утвердила в качестве измененной кадастровой стоимости именно данную рыночную стоимость объекта, с учетом включения в нее суммы НДС.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьей 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии.
Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Решение суда в случае удовлетворения требований и признания решения, ненормативного акта, действия (бездействия) государственного или иного публичного органа незаконным, подлежит немедленному исполнению. При этом, оспариваемое решение, акт, действие или бездействие признается незаконным с момента его принятия (совершения) и с этого момента не подлежит исполнению, в связи с чем, любые действия по исполнению признанного незаконным решения, даже совершенные до даты принятия судом решения являются автоматически незаконными и подлежат безусловной отмене.
Следовательно, поскольку в силу положений пункта 15 статьи 378.2 НК РФ и статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ основанием для изменения для целей налогообложения по налогу на имущества организаций кадастровой стоимости объекта недвижимости является решение Комиссии об установлении кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости объекта, определенной в результате оценки, то указанная в решении Комиссии и отчете об оценке измененная кадастровая стоимость будет являться основанием для исчисления налога на имущества организаций до ее пересмотра по решению суда в порядке установленном КАС РФ.
Никаких иных оснований для пересмотра установленной Комиссией в решении измененной кадастровой стоимости, кроме пересмотра в судебном порядке при обжаловании в суде решения Комиссии, НК РФ и Закон N 135-ФЗ не содержит.
Таким образом, налоговый орган обоснованно пришел к выводу, что ни налогоплательщик самостоятельно при составлении декларации и исчислении налоговой базы и налога на имущество организаций, ни арбитражный суд при рассмотрении законности решения налогового органа по результатам камеральной проверки такой декларации, не вправе оценивать законность и обоснованность решения Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости объекта и тем более изменять установленную Комиссией новую кадастровую стоимость, поскольку таким полномочиями обладает только соответствующий суд при рассмотрении заявления об оспаривании решения Комиссии.
Заявитель решение Комиссии от 21.03.2017 N 51-2236/2017 об утверждении новой кадастровой стоимости здания в порядке, установленном КАС РФ не оспорил.
По вопросу возможности учета НДС при определении рыночной стоимости объекта в данном случае никаких правовых оснований для не учета или исключения НДС из определенной оценщиком и утвержденной комиссией рыночной стоимости не имеется.
В соответствии со статьей 3 Закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
* одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
* стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
* объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
* цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
* платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 17 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление ВАС РФ N 33) по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса).
Поскольку при определении рыночной цены на объект оценки устанавливается цена сделки продажи идентичного или однородного объекта, которая в силу пункта 17 Постановление ВАС РФ N 33 и статьи 168 НК РФ включает в себя НДС, то данная сумма налога является элементом рыночной стоимости объекта и не подлежит исключению при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Двойное налогообложение в данном случае не принимается, поскольку уплата НДС производится при реализации объекта, а уплата налога на имущество организаций в периоде его владения и пользования.
Ссылки на определение кадастровой стоимости в других регионах без учета НДС необоснованы, поскольку существуют различные стандарты и методы оценки и определения рыночной стоимости объекта оценки, в связи с чем, включение или исключение в отчете об оценке одного объекта из рассчитанной и установленной рыночной стоимости объекта суммы НДС не может расцениваться как безусловное основание для аналогичного включения или исключения при производстве работ по оценке другого объекта.
Таким образом, заявитель неправомерно при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2017 года в отношении здания исключил из установленной решением Комиссии от 21.03.2017 N 51-2236/2017 кадастровой стоимости для целей налогообложения с 01.01.2016 г. сумму НДС, при отсутствии решения Мосгорсуда об отмене или изменения решения Комиссии, которым утверждена кадастровая стоимость объекта с учетом НДС, а также правовых оснований для такого исключения, в связи с чем, оспариваемое решение инспекции от 22.09.2017 N 10715 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2018 по делу N А40-222618/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.