город Воронеж |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А14-18253/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б., Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синюгиной Ю.А.,
при участии:
от акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района": Ходарева В.В., представитель по доверенности от 20.09.2017, паспорт;
от Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2018 по делу N А14-18253/2017 (судья Попова Л.В.), по заявлению акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1123668009740 ИНН 3665087007), г. Воронеж, к Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733 ИНН 3650002882), г. Воронеж, о признании недействительным предписания от 10.08.2017 регистрационный N 1368,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая компания Ленинского района" (АО "УК Ленинского района", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа город Воронеж (Администрация, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 10.08.2017 регистрационный N 1368.
Решением от 22.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом АО "УК Ленинского района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что обжалуемое предписание вынесено за пределами полномочий предоставленных управлению муниципального жилищного контроля законом. Также считает, поскольку в указанный в предписании период действовали нормативы, утвержденные Приказом ДЖКХиЭ Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1 (ред. 13.12.2016) "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, на общедомовые нужды на территории Воронежской области, то применение управляющей организацией Протокола общего собрания собственников от 19.12.2016 обоснованно, с учетом пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в редакции Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 354).
В судебное заседание представитель Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципального жилищного контроля не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, жилой дом N 23 по ул. Кривошеина г. Воронежа находится в управлении "УК Ленинского района", что подтверждается протоколом внеочередного собрания собственников помещений МКД от 22.03.2012, договором управления от 30.03.2013 N 77 и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
На основании приказа Управления муниципального жилищного контроля Администрации городского округа город Воронеж от 02.08.2017 N 1368 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "УК ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА" с целью проверки доводов коллективного обращения собственников (нанимателей) жилых помещений МКД N 23 по ул.Кривошеина г. Воронежа по вопросу исполнения (неисполнения) АО "УК ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА" своих обязанностей в соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ в части правомерности начисления платы за холодное водоснабжение на содержание общего имущества в МКД в платежных документах за январь-июнь 2017 года, в части надлежащего (ненадлежащего) содержания общего имущества собственников помещений МКД в части работоспособности общедомового прибора учета холодного водоснабжения (п.6 приказа).
По результатам указанной проверки 10.08.2017 был составлен акт проверки N 1368, где отражено, что ОАО "УК Ленинского района" произведено начисление платы собственникам (нанимателям) жилых помещений МКД N 23 по ул.Кривошеина г. Воронежа за холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества в платежных документах за апрель, май, июнь 2017 года произведено в размере, превышающем нормативы потребления коммунальных ресурсов, установленных приказом департамента ЖКХиЭ Воронежской области от 19.06.2015 N 105 "Об утверждении нормативов потребления услуг по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области", приказом управления жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 19.06.2017 N 128 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области"; ч.1 ст.154, ч.9.2 ст.156 ЖК РФ, п.44 Правил N 354.
Кроме того, 10.08.2017 заявителю было выдано предписание регистрационный N 1368 с требованием в срок до 16.10.2017 устранить выявленные нарушения: произвести перерасчет (списание) платы холодное водоснабжение на содержание общего имущества в многоквартирном доме 3 собственникам (нанимателям) жилых помещений МКД N 23 по ул. Кривошеина г. Воронежа в платежных документах за апрель, май, июнь 2017 года в соответствии с нормативами потребления холодного водоснабжения на общедомовые нужды, установленными приказом управления жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 19.06.2015 N 105 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области", приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 19.06.2017 N 128 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области", в соответствии с п.44 Правил N 354.
Не согласившись с предписанием от 10.08.2017 регистрационный N 1368, АО "УК Ленинского района" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями
Разрешая настоящий спор по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Из положений статьи 14 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Постановлением Администрация городского округа город Воронеж от 30.12.2014 N 2586 утвержден Административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа город Воронеж.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями ЖК РФ Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 30.12.2014 N 2666 было утверждено Положение об управлении муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж, которым (на дату проведения спорной проверки и выдачи оспариваемого предписания) установлено, что таким органом является Управление муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж, как самостоятельное структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж, осуществляющее муниципальный жилищный контроль на территории городского округа город Воронеж, а также полномочие органа местного самоуправления в соответствии с ч. 1.1. ст. 165 Жилищного кодекса РФ в части проведения проверок обращений о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ. Должностные лица Управления, уполномоченные на осуществление муниципального жилищного контроля, являются муниципальными жилищными инспекторами.
В соответствии с п. 2 Положения, основной целью деятельности Управления является выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством, законодательством Воронежской области, а также муниципальными правовыми актами в области жилищных отношений.
Наличие в спорном жилом доме жилых помещений муниципального жилищного фонда подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой из электронного реестра муниципальных жилых помещений, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, тем самым свидетельствуя о наличии у УМЖК права проводить проверки в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, а довод заявителя жалобы о том, что обжалуемое предписание вынесено за пределами полномочий предоставленных управлению муниципального жилищного контроля законом, подлежит отклонению.
Поскольку в спорном МКД имеются как муниципальные жилые помещения, так и принадлежащие гражданам на праве собственности, при этом методика расчета платы для всех помещений едина, суд не может согласиться с доводом Общества о нарушении предписанием УМЖК прав заявителя, в части проверки правомерности начисления платы, в том числе, и собственникам жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила N 354 (п. 40), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 29), которые вступают в силу с 01.01.2017.
Согласно пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 11 Правил N 491 был дополнен подпунктом "л", согласно которому содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и 7 технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С учетом разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащихся в письме от 30.12.2016 N45099-АЧ/04, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации (как в рассматриваемом случае).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Смысл изменений законодательства в части ограничения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества нормативом потребления, заключается в защите прав потребителей и недопущении переложения исполнителем необоснованных потерь коммунальных ресурсов на потребителей.
При первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, с 01.01.2017 действует новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией (ТСЖ, ЖК, ЖСК), согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491.
Следовательно, решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть принято собственниками многоквартирного дома после 01.01.2017 только на основании пункта 29 Правил N 491.
В связи с этим, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 23 по ул.Кривошеина г. Воронежа, принятое 19.12.2016 в порядке пункта 44 Правил N 354, не имеет правового значения.
Доказательств принятия собственниками МКД N 23 по ул.Кривошеина г. Воронежа после 01.01.2017 решения о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на основании пункта 29 Правил N 491 в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом области в том, что предписание от 10.08.2017 регистрационный N 1368, является законным, в связи с чем, требования, заявленные АО "УК Ленинского района" удовлетворению не подлежат.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2018 по делу N А14-18253/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.