г. Киров |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А31-14440/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр красоты и здоровья"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 02.02.2018 по делу N А31-14440/2017, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр красоты и здоровья" (ИНН: 4401001256, ОГРН: 1034408618639)
к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 4401005123, ОГРН: 1024400521210)
о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр красоты и здоровья" (далее - ООО "Центр красоты и здоровья", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 18.09.2017 N 369 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 02.02.2018 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Центр красоты и здоровья" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 02.02.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ООО "Центр красоты и здоровья", полученные им денежные средства в рамках целевого финансирования в результате оплаты оказанных Обществом медицинских услуг за счет средств обязательного медицинского страхования, не подлежат включению в состав доходов, и также не должны учитываться при расчете пропорции для определения права на применение пониженного тарифа.
Также Общество считает, что поскольку им применялся пониженный тариф на основании разъяснений, данных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письмах от 26.05.2014 N 17-4/В-225, от 15.07.2015 N 17-4/В-354, от 18.11.2015 N 17-3/В-561, от 25.11.2015 N 17-3/В-571 и от 29.12.2015 N 17-3/В-643, что является основанием для освобождения Общества от ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), и начисления пеней.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Фонд заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом была проведена выездная проверка в отношении ООО "Центр красоты и здоровья" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016. В ходе проверки, Фонд пришел к выводу о том, что Общество необоснованно применяло пониженный тариф страховых взносов на основании подпункта "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, поскольку доля доходов от оказания услуг по основному виду деятельности (здравоохранение), составляет менее 70% от общего дохода заявителя.
Результаты проверки отражены в акте от 02.08.2017 N 273 Д (т. 1 л.д. 92-96).
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений страхователя исполняющим обязанности заместителя управляющего Фонда принято решение от 18.09.2017 N 369 о привлечении ООО "Центр красоты и здоровья" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 89 175 рублей 40 копеек. Указанным решением страхователю предложено уплатить штрафные санкции, а также доначисленные страховые взносы в общей сумме 445 877 рублей 34 копеек, пени в размере 46 733 рублей 33 копеек (т. 1 л.д. 14-23).
Общество не согласилось с решением Фонда и обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Костромской области, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, руководствовался Законом N 212-ФЗ, статьей 346.15, подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), требования страхователя признал необоснованными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Согласно подпункту "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов имеют, в том числе организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной вид экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с ОКВЭД), здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 данной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
В подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, в частности, доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.07.2016 N 1467-О, статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрена возможность применения отдельными плательщиками пониженных тарифов страховых взносов, причем возможность воспользоваться данной льготой связывается законодателем с выполнением ряда условий, одним из которых выступает необходимость подтверждения основного вида экономической деятельности (пункт 8 части 1). Соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям статьи 346.15 НК РФ (часть 1.4), который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование; при этом указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения упрощенной системы налогообложения (статьи 251 и 346.15 НК РФ).
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде Общество применяло упрощенную систему налогообложения и осуществляло деятельность в сфере здравоохранения.
Источниками формирования доходов являлись средства обязательного медицинского страхования и средства, полученные от оказания платных медицинских услуг населению.
Сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, в 2014 году составила 7 526 384 рубля. Сумма доходов в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ - 2 546 315 рублей 80 копеек. Доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности страхователя - оказание медицинских услуг, составила менее 70 процентов в общем объеме доходов (33, 83%).
Сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, в 2015 году составила 9 671 159 рублей. Сумма доходов в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ - 3 935 685 рублей. Доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности страхователя - оказание медицинских услуг, составила менее 70 процентов в общем объеме доходов (40,7%).
Сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, в 2016 году составила 16 347 197 рублей. Сумма доходов в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ - 9 976 606 рублей. Доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности страхователя - оказание медицинских услуг, составила менее 70 процентов в общем объеме доходов (61,03%).
Таким образом, доля доходов Общества от оказанных услуг, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, в 2014 - 2016 годах составила менее 70 процентов в общем объеме полученных доходов.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Обществом в проверяемом периоде не соблюдены условия, предусмотренные частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для применения пониженного тарифа.
Довод заявителя о том, что полученные им денежные средства целевого финансирования не подлежат включению в состав доходов, а также не должны учитываться при расчете пропорции для определения права на применение пониженного тарифа, отклоняется апелляционным судом как основанный на неверном толковании норм материального права.
При этом апелляционный суд учитывает, что Общество применяло пониженный тариф страховых взносов в отношении всего фонда оплаты труда (финансируемого из доходов от оказания платных медицинских услуг и фонда оплаты труда, формируемого за счет средств целевого финансирования). При этом в составе средств обязательного медицинского страхования перечисляются средства на уплату страховых взносов по общеустановленному тарифу, следовательно, применяя пониженный тариф страховых взносов, организация фактически получает неосновательное обогащение в виде разницы между общеустановленным и пониженным тарифами.
Довод Общества о том, что поскольку им применялся пониженный тариф на основании разъяснений, данных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письмах от 26.05.2014 N 17-4/В-225, от 15.07.2015 N 17-4/В-354, от 18.11.2015 N 17-3/В-561, от 25.11.2015 N 17-3/В-571 и от 29.12.2015 N 17-3/В-643, указанные обстоятельства являются основанием для освобождения Общества от ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, и начисления пеней, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Как следует из письма Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письмах от 26.05.2014 N 17-4/В-225 оно содержит разъяснения по применению пониженных тарифов дачными некоммерческими товариществами, применяющими УСН и осуществляющими деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда, т.е. указанное письмо не относится к организациям, оказывающим медицинские услуги.
Разъяснения, данные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письмах от 15.07.2015 N 17-4/В-354, от 18.11.2015 N 17-3/В-561, от 25.11.2015 N 17-3/В-571 и от 29.12.2015 N 17-3/В-643, также не являются основанием для освобождения Общества от ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, и начисления пеней, поскольку судом первой инстанции не установлено и из материалов дела не усматривается, что применение Обществом пониженной ставки обусловлено именно указанными выше разъяснениями Минтруда России.
Как следует из оспариваемого решения, Общество применяло пониженный тариф уже с января 2014 года, между тем соответствующие разъяснения даны Минтрудом России лишь 15.07.2015.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 02.02.2018 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы ООО "Центр красоты и здоровья" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 02.02.2018 по делу N А31-14440/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр красоты и здоровья" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.