город Томск |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А45-24901/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Стасюк Т.Е., |
судей |
|
Назарова А.В., |
|
|
Ярцева Д.Г., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чапановой С.И., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Орленок" (рег. N 07АП-2315/18) на решение Арбитражного суда Новосибирской области (судья Суворова О.В.) от 19.01.2018 по делу N А45-24901/2017 по иску товарищества собственников жилья "Орленок" (ОГРН 1085402009813, ИНН 5402497800, 630049, г. Новосибирск, ул. Галущака, 17) к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН 1105400000430, ИНН 5406562465, 630008, г. Новосибирск, ул. Кирова, дом 29, офис 507) об обязании перечислить денежные средства на специальный счет.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Государственная жилищная инспекция Новосибирской области, Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска, МКУ г.Новосибирска "Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда".
В судебном заседании приняли участие:
от истца: не явился (извещен),
от ответчика: не явился (извещен),
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: не явились (извещены).
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Орленок" (далее - ТСЖ "Орленок") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее - Фонд) об обязании перечислить денежные средства на специальный счет ТСЖ "Орленок", собранные им денежные средства на капитальный ремонт дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Галущака, 17, а также передать сведения о собранных денежных средствах, с указанием перечня плательщиков внесенных ими сумм.
К участию в деле были привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее - ГЖИ НСО), Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска (далее - ДЭЖКХ), МКУ г.Новосибирска "Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.01.2018 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "Орленок" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что учитывая отсылочный характер Постановления Мэрии N 7109 от 08.08.2014 к Постановлению Правительства НСО N 524-П от 27.11.2013, МКД по улице Галущака, 17 попал в данный перечень в том виде, в котором был включён и в Программу капитального ремонта (то есть, без 5-й и 6-й секций). Соответственно, само по себе включение дома было незаконным, поскольку собственники той части дома, которая была включена в программу, выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и реализовали его, открыв специальный счёт, о чём письмом N 39 от 16 мая 2014 была уведомлена ГЖИ.
ГЖИ НСО в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и указывает на их необоснованность, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое решение суда, суд апелляционной инстанции считает, что основания для его отмены отсутствуют. Выводы суда основаны на следующем.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2038 годы" (далее - Региональная программа) многоквартирный дом по адресу: г. Новосибирск, ул. Галущака, 17 включен в Региональную программу (дата опубликования - 27.11.2013).
16.05.2014 истец обратился в ГЖИ НСО с заявление о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. К заявлению были приложены копия протокола счетной комиссии ТСЖ "Орленок" по подсчету голосов и итогов заочного голосования собственников помещений дома, справка из банка об открытии ТСЖ "Орленок" специального счета.
ГЖИ НСО письмом от 16.06.2014 указало на нарушения ТСЖ "Орленок" норм действующего законодательства, поскольку установлено, что в многоквартирном доме по адресу: г. Новосибирск, ул.Галущака, 17 открыто два специальных счета: ТСЖ "Орленок" и ЖК "Орленок".
В письме ГЖИ НСО от 14.08.2015 (л.д. 45 т.1) указано также на нарушение порядка проведения и принятия решения собственниками многоквартирного дома (отсутствовал кворум при голосовании).
29.07.2014 ТСЖ "Орленок" обращается в Министерство строительства и ЖКХ Новосибирской области с просьбой дать разъяснения о том, почему в Региональной программе указано на две секции дома, при том обстоятельстве, что информации о вводе в эксплуатацию еще двух секций жилого дома ТСЖ "Орленок" направляло в Администрацию Центрального округа в декабре 2013 года.
Согласно ответу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 11.06.2015, собственники спорного многоквартирного дома не реализовали право, предусмотренное ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, по выбору способа формирования фонда капитального ремонта и согласно постановления мэрии г. Новосибирска от 08.08.2014 N 7109 (запись в реестре 773) принято решение о формировании домом по адресу: г.Новосибирск, ул.Галущака, 17 фонда капитального ремонта на "общем" счете регионального оператора.
Истец, ссылаясь на неоднократное подтверждение собственниками помещений многоквартирного дома свое решение по избранию способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, о чем уведомляли и Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области, и Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области, однако ответчик продолжает собирать денежные средства на специальном счете регионального оператора, игнорируя принятые собственниками помещений решения об избрании иного способа формирования фонда капитального ремонта, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования истца, пришел к выводу о том, что постановление мэрии г. Новосибирска от 08.08.2014 N 7109 "О способе формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска" в отношении дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Галущака, 17, ТСЖ "Орленок" не обжаловалось и обладает юридической силой, а доказательств, подтверждающих факт наличия вступившего в силу решения собственников дома об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, не представлено, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2038 годы" (далее - Региональная программа) многоквартирный дом по адресу: г. Новосибирск, ул.Галущака, 17 включен в Региональную программу (дата опубликования - 27.11.2013).
Как следует из материалов дела, 16.05.2014 истец обратился в ГЖИ НСО с заявлением о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. К заявлению были приложены копия протокола счетной комиссии ТСЖ "Орленок" по подсчету голосов и итогов заочного голосования собственников помещений дома, справка из банка об открытии ТСЖ "Орленок" специального счета.
ГЖИ НСО в ответе на данное заявление (письмо от 16.06.2014) указало на нарушения ТСЖ "Орленок" норм действующего законодательства: наличие в многоквартирном доме по адресу: г. Новосибирск, ул. Галущака, 17 двух специальных счетов: ТСЖ "Орленок" и ЖК "Орленок". В письме ГЖИ НСО от 14.08.2015 (л.д. 45 т.1) указано на нарушение порядка проведения и принятия решения собственниками многоквартирного дома (отсутствовал кворум при голосовании).
В соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 названной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области постановлением Правительства Новосибирской области от 13.11.2013 N 490-п.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 08.08.2014 N 7109 "О способе формирования фонда капитального ремонта на счет регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска" утверждён Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска, в которых собственники помещений не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в течение 6 месяцев после официального опубликования закона и были определены на счет регионального оператора.
В данный Перечень под номером 773 был включен многоквартирный дом N 17 по ул. Галущака.
Согласно части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено, что 10.09.2015 ТСЖ "Орленок" направило в адрес ГЖИ НСО выписку из протокола общего собрания собственников помещений по ул.Галущака, 17 (т. 1 л. д. 49).
05.02.2016 Фонд направил в адрес ТСЖ "Орленок" запрос о предоставлении протокола общего собрания собственников помещений (т. 1 л. д. 52).
11.03.2016 в Фонд поступило письмо ТСЖ "Орленок" с приложением справки кредитной организации Сбербанк России об открытии специального счета ТСЖ "Орленок" и выписки из протокола счетной комиссии ТСЖ "Орленок" (т. 1 л. д. 53-54).
11.04.2016 Фонд повторно разъясняет ТСЖ "Орленок" о допущенных нарушениях при направлении соответствующих документов и предлагает представить решение общего собрания собственников, оформленного протоколом (т. 1 л. д. 57).
ГЖИ НСО в своем ответе от 19.04.2016 на обращение ТСЖ "Орленок" пояснило, что предоставление выписки из протокола общего собрания является нарушением ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, ГЖИ НСО указывает, что в Региональную программу капитального ремонта были включены еще и вставки по адресу: ул. Галущака, 17 вставка, ул. Галущака, 17 вставка 1, ул. Галущака, 17 вставка 2, протоколы собрания собственников которых также не были представлены (т. 1 л. д. 58-60).
В сентябре 2016 года ТСЖ "Орленок" вновь направляет в Фонд протокол счетной комиссии ТСЖ "Орленок" с решениями общего собрания собственников помещений многоквартирного дома Галущака, 17 об избрании (подтверждении) способа формирования фонда капитального ремонта.
По результатам проверки поданного заявления, Фонд письмом от 14.10.2016 (т. 1 л. д. 62) сообщает ТСЖ "Орленок" о наличии нарушений в протоколе, как по содержанию, так и по оформлению. Документы направлены ТСЖ "Орленок" на доработку.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что истцом не представлено доказательства устранения замечаний и направления в адрес Фонда всего пакета документов, предусмотренного действующим законодательством, действия Фона оспорены не были.
В ходе судебного разбирательства истцом в суд первой инстанции представлен протокол общего собрания собственников помещений дома N 17 по ул. Галущака от 16.11.2017, которым зафиксирован факт принятия собственниками решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
В соответствии с частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
В соответствии со статьей 4.1 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 360-ОЗ "Об организации проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области" данное решение имеет отложенный срок вступления в силу - 1 год. В течение пяти дней со дня вступления в силу казанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Таким образом, в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 4.1 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 360-ОЗ "Об организации проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области" по истечении одного года с указанной даты (то есть, с 16.11.2018) решение собственников помещений в названном многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступит в законную силу.
Следовательно, именно с указанной даты ТСЖ "Орленок" как владелец специального счета в ПАО Сбербанк вправе принимать платежи собственников помещений в фонд капитального ремонта. Принятие платежей до указанной даты, противоречит названным нормам права и не может быть признано законным.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения искового заявления.
Поскольку, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, они не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.01.2018 по делу N А45-24901/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24901/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2018 г. N Ф04-3654/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ "Орленок"
Ответчик: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Государственная жилижная инспекция Новосибирской области, Департамент энергетики, жилищного и комунального хозяйства города Новосибирска, Жилищный кооператив "Орленок", МКУ г. Новосбиирска "Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда", Седьмой арбитражный апелялционный суд