г. Вологда |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А66-15236/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2017 года по делу N А66-15236/2017 (судья Белова А.Г.),
установил:
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Муниципальная библиотечная система города Твери" (ОГРН 1026900563535, ИНН 6905002911; место нахождения: 170100, город Тверь, проспект Тверской, дом 5; далее - МБУК "МБС г. Твери", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тверской области (ОГРН 1026900579551, ИНН 6902010199; место нахождения: 170036, город Тверь, шоссе Петербургское, дом 53а; далее - УФК, казначейство) о признании незаконным представления от 09.08.2017 N 36-18-17/3075.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство социальной защиты населения Тверской области (ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931; место нахождения: 170008, Тверская область, город Тверь, набережная реки Лазури, 20; далее - министерство), Управления по культуре, спорту и делам молодёжи администрации города Твери (ОГРН 1036900085298, ИНН 6901042568; место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, набережная Степана Разина, 20; далее - управление по культуре).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
УФК с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что весь объем финансовых средств был израсходован заявителем исключительно на те цели, на которые они были предоставлены в соответствии с заключенным между Министерством социальной защиты населения Тверской области и муниципальным образованием "Город Тверь" соглашением от 07.09.2015 N 2015.125. Полагает, что выводы о нецелевом использовании спорных денежных средств являются доказанными.
Учреждение и управление по культуре в отзывах доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От министерства отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалованной части, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, казначейством в отношении учреждения проведена плановая проверка использования средств федерального бюджета за 2015 - 2016 годы, предоставленных в рамках подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", по результатам которой УФК составлен акт от 04.07.2017 и вынесено представление от 09.08.2017 N 36-18-17/3075 о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выразившегося в нецелевом использовании средств федерального бюджета.
В данном представлении указано, что денежные средства в размере 132 994 руб. 03 коп., выделенные из федерального бюджета для оплаты мероприятий программы Тверской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы", утвержденной постановлением правительства Тверской области от 03.12.2013 N 608-пп (далее - программа Тверской области N 608-пп), направленные для оплаты денежных обязательств по контракту от 01.10.2015 N 61, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "ЦентрСтрой" (далее - ООО "ЦентрСтрой"), не соответствуют частично целям, определенным названой программой, следовательно допущено нецелевое использование средств федерального бюджета.
Названными действиями, по мнению подателя жалобы, нарушены положения абзаца третьего пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), приложения 4 к программе Тверской области N 608-пп.
Не согласившись с представлением казначейства, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 настоящего Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в процессе утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением относятся к правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно положениям статьи 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним, в том числе, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить Кодексу.
Частью 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Следовательно, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение одного из вышеперечисленных документов, являющихся правовым основанием предоставления указанных средств.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора по предоставлению субсидий муниципальным образованиям Тверской области в рамках реализации программы Тверской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы" по постановлению Правительства Тверской области от 25.08.2015 N 400-нп "Об утверждении распределения субсидий муниципальным образованиям Тверской области в рамках реализации программы Тверской области N 608-пп в 2015 году муниципальному образованию "Город Тверь" утвержден объем субсидии в размере 595 000 руб.
Для участия в конкурсном отборе управлением по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери подготовлена и направлена в управление социальной защиты населения администрации города Твери заявка от 27.07.2015 N 23/1109-ви, на основании которой администрацией города Твери была сформирована и направлена сводная заявка на предоставление субсидии муниципальным образованиям в рамках реализации программы Тверской области N 608-пп.
В составе заявки направлена сметная документация на проведение работ по доадаптации в филиале N 2 (письмо Главы администрации города Твери от 28.07.2015 N 01/5693-п).
Субсидия на реализацию мероприятий программы Тверской области N 608-пп предоставлена муниципальному образованию "Город Тверь" в 2015 году в соответствии с Порядком предоставления субсидий муниципальным образованиям Тверской области в рамках реализации программы Тверской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы", утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 07.07.2015 N 314-пп (далее - Порядок).
В силу пункта 4 Порядка главными распорядителями средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на предоставление субсидий, являются Министерство транспорта Тверской области - в сфере транспорта, в иных сферах - Министерство социальной защиты населения Тверской области.
В соответствии с условиями Порядка министерством и муниципальным образованием "Город Тверь", на основании ранее поданных на конкурсной отбор заявок и сметной документации заключено соглашение от 07.09.2015 N 2015.125 о предоставлении в 2015 году субсидии муниципальному образованию "Город Тверь" на реализацию мероприятий программы Тверской области N 608-пп в общей сумме 595 000 руб., в том числе на выполнение следующих мероприятий:
* приобретение хромированных поручней настенных и напольных для Центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена МБУК "МБС г. Твери" по адресу: Тверской пр-т, д. 5;
* проведение работ по доадаптации помещений библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (филиал N 2 МБУК "МБС г. Твери") по адресу: пр-т Победы, д 32/3, для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения (расширение дверных проемов), в соответствии со сметой;
- приобретение устройства для подъема и спуска инвалидного кресла по лестнице для автономной некоммерческой организации физической культуры и спорта "Дом спорта "Юность" по адресу: г. Тверь, Петербургское ш., д. 95.
Пунктом 25 Порядка установлено, что предоставление субсидии муниципальному образованию Тверской области осуществляется в соответствии с соглашением при представлении получателем главному распорядителю вышеуказанных документов:
а) копий заключенных муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для реализации Проекта;
б) копий актов, подтверждающих фактическую поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках исполнения муниципальных контрактов;
в) копий документов, подтверждающих оплату приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг по каждому мероприятию за счет средств местного бюджета, заверенных уполномоченным должностным лицом муниципального образования Тверской области.
Проверкой установлено и материалами дела подтверждается, что учреждением в рамках выполнения мероприятий соглашения от 07.09.2015 N 2015.125 заключены контракты:
- с предпринимателем Литвиновым В.О. от 16.11.2015 N 107662 на сумму 107 662 руб. (в том числе за счет средств бюджета города - 22 662 руб., за счет средств бюджета области - 9636 руб. 60 коп., за счет средств федерального бюджета 75 363 руб. 40 коп.) по мероприятию "приобретение хромированных поручней настенных и напольных для Центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена МБУК "МБС г. Твери" по адресу: Тверской пр-т, д. 5 (исполнение контракта предпринимателем Литвиновым В.О. подтверждено товарной накладной от 03.12.2015 N 1 на сумму 107 662 руб.);
- с ООО "ЦентрСтрой" от 01.10.2015 N 61 на сумму 192 338 руб. (в том числе за счет средств бюджета города - 22 338 руб., за счет бюджета области - 35 363 руб. 40 коп., за счет федерального бюджета 134 636 руб. 60 коп.) по мероприятию "проведение работ по доадаптации помещений библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (филиал N 2 МБУК "МБС г. Твери") по адресу: пр-т Победы, д. 32/3, для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения (исполнение контракта ООО "ЦентрСтрой" подтверждено следующими документами: актом о выполненных работ ф. КС-2 N 1 от 05.11.2015 на сумму 184 878 руб., актом о выполненных работ ф. КС-2 N 2 от 05.1 1.2015 на сумму 7460 руб., справкой о стоимости работ КС-3 N 1 от 05.11.2015 на сумму 192 338 руб.).
Администрацией города Твери в министерство с сопроводительным письмом от 10.12.2015 N 01/9123-и предоставлены документы для получения субсидии.
Министерством муниципальному образованию "Город Тверь" платежным поручением от 15.12.2015 N 137812 перечислена субсидия за счет средств федерального бюджета в сумме 210 000 руб.
Управлением по культуре в соответствии с пунктом 7 Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета города Твери субсидий муниципальным бюджетным учреждениям города Твери на иные цели, утвержденного постановлением администрации города Твери от 30.12.2011 N 2508, в рамках реализации программа Тверской области N 608-пп платежным поручением от 22.12.2015 N 170840 перечислена на лицевой счет учреждения субсидия за счет средств федерального бюджета в сумме 210 000 руб.
Казначейство по результатам проверки пришло к выводу о том, что денежные средства, выделенные из федерального бюджета для оплаты мероприятий, направлены учреждению для оплаты денежных средств по контракту с ООО "ЦентрСтрой" от 01.10.2015 N 61, на цели, частично не соответствующие целям, определенным программой Тверской области N 608-пп, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, заявителем допущено нецелевое использование средств федерального бюджета в размере 132 994 руб. 03 коп.
При этом, как ссылается УФК в акте проверки и в апелляционной жалобе, Перечень базовых мероприятий по адаптации о повышению доступности услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 31.08.2015 N 414-пп, не предполагает проведение следующих ремонтных работ: окраски потолков, стен, установки оконных блоков, оштукатуривания, ремонта полов, электромонтажных работ, уборки мусора.
Вместе с тем, как верно указал суд в обжалуемом решении, в перечень базовых мероприятий по адаптации и повышению доступности услуг для инвалидов и маломобильных групп населения включена комплексная адаптация, доадаптация, приспособление, оборудование, дооборудование, обустройство, устройство, переустройство, зон оказания услуг, внутренних помещений и зон целевого назначения здания (целевого посещения объекта) с учетом особых потребностей инвалидов различных категорий (пункт 4 раздела I приложения 2 к постановлению Правительства Тверской области от 31.08.2015 N 414-пп).
При этом материалами дела подтверждается, что до фактического предоставления субсидии в спорной сумме предшествовало заключение министерством и муниципальным образованием "Город Тверь" соглашения от 07.09.2015 N 2015.125 о предоставлении в 2015 году субсидии муниципальному образованию "Город Тверь" на реализацию мероприятий программы Тверской области N 608-пп.
В свою очередь, в сметной документации предусмотрено проведение в учреждении работ по ремонту штукатурки и окраске потолков на сумму 16 770 руб., ремонту штукатурки и окраске стен на сумму 42 177 руб., по установке оконных блоков из ПВХ на сумму 64 625 руб., по ремонту полов на сумму 47 763 руб., разных работ на сумму 7460 руб., по уборке мусора на сумму 402 руб., электромонтажных работ на сумму 7460 руб.
Заключение соглашения от 07.09.2015 N 2015.125 о предоставлении в 2015 году субсидии муниципальному образованию "Город Тверь" на реализацию мероприятий программы Тверской области N 608-пп состоялось именно на основании этой сметной документации.
Таким образом, выполнение спорных видов работ, оплата стоимости которых признана ответчиком как нецелевое использование бюджетных средств, полностью было предусмотрено пунктом 3.2 соглашения от 07.09.2015 N 2015.125, в котором указано, что проведение работ по доадаптации помещений библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (филиал N 2 МБУК "МБС г. Твери") по адресу: пр-т Победы, д. 32/3, для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии со сметой.
Между тем, как указано ранее в настоящем постановлении, согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным в том числе бюджетной сметой, договором (соглашением).
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что весь объем финансовых средств израсходован исключительно на те цели, на которые они были предоставлены в соответствии с заключенным соглашением от 07.09.2015 N 2015.125.
При этом суд обосновано отклонил довод управления о том, что источником финансирования контракта от 01.10.2015 N 61, заключенного с ООО "ЦентрСтрой", были запланированы, помимо средств городского и областного бюджетов и собственные средства учреждения, как не влияющий на принятие решения.
В данном случае соглашение было заключено ранее доведенных до учреждения лимитов, поэтому бюджетное обязательство по контракту в бухгалтерском учете учреждения было принято частично из средств городского, областного бюджетов и за счет собственных средств учреждения. Однако впоследствии средства областного и федерального бюджетов перераспределены и такое уточнение принято на учет бюджетного обязательства, что не противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах требования учреждения удовлетворены судом правомерно.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда в оспариваемой фондом части, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2017 года по делу N А66-15236/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.