г. Владивосток |
|
18 мая 2018 г. |
Дело N А51-6067/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-983/2018,
на решение от 28.07.2017
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-6067/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр-Уссури" (ИНН 2536131150, ОГРН 1032501284397)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третье лицо: Департамент лицензирования и торговли Приморского края
о признании незаконным действия (бездействия) Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по не включению помещений общества с ограниченной ответственностью "Центр-Уссури" в Распоряжение N 451-ри от 22.12.2016 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", обязании Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края внести в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, помещения, принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью "Центр-Уссури" с кадастровыми номерами 25:28:010003:220, 25:28:010003:566, 25:28:010003:572, расположенные по адресу г. Владивосток, ул. Светланская, 31,
при участии:
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Присяжнюк С.В. по доверенности от 13.12.2017, сроком действия по 31.12.2018, служебное удостоверение;
от ООО "Центр-Уссури": представитель Карасёв К.А. по доверенности от 01.03.2017, сроком действия на 3 года, паспорт;
от Департамента лицензирования и торговли Приморского края: представитель Панфилова Е.Г. по доверенности от 29.08.2017, сроком действия на 1 года, служебное удостоверение; представитель Макарова Л.Е. по доверенности от 29.08.2017, сроком действия на 1 года, служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр-Уссури" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Центр-Уссури") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - Департамент земельных отношений) по не включению помещений, принадлежащих обществу с кадастровыми номерами 25:28:010003:220, 25:28:010003:566, 25:28:010003:572, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, в распоряжение от 22.12.2016 N 451-ри "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), Закону Приморского края от 28.11.2003 N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (далее по тексту - Закон Приморского края N 82-КЗ) и обязании Департамента земельных отношений включить в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее по тексту - Перечень на 2017 год) помещения, принадлежащие обществу с кадастровыми номерами 25:28:010003:220, 25:28:010003:566, 25:28:010003:572, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, направить уточненный Перечень на 2017 год в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю и разместить его в разделе Департамента земельных отношений на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
В порядке статьи 51 АПК РФ определением арбитражного суда от 19.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лицензирования и торговли Приморского края (далее по тексту - Департамент лицензирования).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017, заявленные требования ООО "Центр-Уссури" полностью удовлетворены, оспариваемое бездействие департамента земельных отношений признано незаконным ввиду его несоответствия НК РФ, Закону Приморского края N 82-КЗ; применен предложенный обществом способ восстановления его нарушенного права.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2018 решение арбитражного суда от 28.07.2017, постановление апелляционного суда от 19.10.2017 в части признания незаконным бездействия Департамента земельных отношений по не включению помещения, принадлежащего ООО "Центр-Уссури" с кадастровым номером 25:28:010003:220, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, в распоряжение от 22.12.2016 N 451-ри "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" и обязания Департамент земельных отношений включить в Перечень на 2017 год названное помещение, направить уточненный Перечень на 2017 год в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю и разместить его в разделе Департамента земельных отношений на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, отменено и в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд. В остальной части решение суда от 28.07.2017, постановление апелляционного суда от 19.10.2017 оставлено без изменения, а кассационная жалоба Департамента земельных отношений - без удовлетворения.
Отменяя судебные акты в части, суд кассационной инстанции исходил из того, что в основу вывода об относимости помещения с кадастровым номером 25:28:010003:220 к числу объектов налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, легло суждение суда первой инстанции о том, что здание, расположенное по адресу г. Владивосток, ул. Светланская, 31, является торговым комплексом, однако, несмотря на несогласие Департамента земельных отношений с данным выводом суда, вопрос о том, является ли нежилое помещение с кадастровым номером 25:28:010003:220 частью торгового комплекса, апелляционным судом не выяснялся и не исследовался.
В связи с этим суд кассационной инстанции указал на необходимость при новом рассмотрении дела проверить, является ли здание, в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером 25:28:010003:220, торговым комплексом.
Таким образом, в силу прямого указания кассационного суда, Пятым арбитражным апелляционным судом вновь рассматривается апелляционная жалоба Департамента земельных отношений, обжаловавшего решение Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2017, в части удовлетворения требования ООО "Центр-Уссури" о признании незаконным бездействия Департамента земельных отношений по не включению помещения, принадлежащего обществу с кадастровым номером 25:28:010003:220, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, в распоряжение от 22.12.2016 N 451-ри "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" и обязания Департамент земельных отношений включить в Перечень на 2017 год названное помещение, направить уточненный Перечень на 2017 год в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю и разместить его в разделе Департамента земельных отношений на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Так, обжалуя решение арбитражного суда в данной части, Департамент земельных отношений в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что здание, расположенное по адресу г. Владивосток, ул. Светланская, 31, не является торговым комплексом, поскольку не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ. По мнению Департамента земельных отношений, Закон Приморского края N 82-КЗ не относит объекты общественного питания к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем нежилое помещение с кадастровым номером 25:28:010003:220 не подлежит включению в Перечень на 2017 год.
В судебном заседании представитель Департамента земельных отношений доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения. В подтверждение своей правовой позиции ходатайствовал о приобщении в материалы дела дополнительных документов.
Данное ходатайство было судом апелляционной инстанции рассмотрено и на основании статей 81, 159, 268 АПК РФ удовлетворено, в результате чего в материалы дела приобщены выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010003:11, здания с кадастровыми номерами 25:28:010003:76, 25:28:010003:535, 25:28:010003:536, 25:28:010003:73, помещения с кадастровыми номерами 25:28:010003:220, 25:28:010003:221, 25:28:010003:222, 25:28:010003:223, 25:28:010003:224, 25:28:010003:225, 25:28:010003:226, 25:28:010003:562, 25:28:010003:738, технический план помещения, копии запроса правового департамента администрации Приморского края, ответа на запрос от 10.05.2018 N 20/15772 в электронном виде.
ООО "Центр-Уссури" в представленном в материалы дела отзыве с учетом дополнительных пояснений к нему, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит. Кроме того, представитель ходатайствовал о приобщении в материалы дела дополнительных документов.
Данное ходатайство было судом апелляционной инстанции рассмотрено и на основании статей 81, 159, 268 АПК РФ удовлетворено, в результате чего в материалы дела приобщены копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и свидетельства о праве собственности от 17.09.2008, список наименований объектов, расположенных по адресу: ул. Светланская, д. 31 с официального сайта Росреестра, развернутый список наименований объектов, расположенных по адресу: ул. Светланская, д. 31 с официального сайта Росреестра, таблица площадей объектов, расположенных по адресу: ул. Светланская, д. 31, договор аренды и акт приема-передачи от 25.01.2016, справка ООО "БОРК", договор аренды от 15.01.2016, дополнительное соглашение от 30.12.2016, справка ИП Вершининой Е.Ф. от 23.03.2018, свидетельство о государственной регистрации права от 01.03.2016.
Представители третьего лица поддержали позицию Департамента земельных отношений, решение суда первой инстанции просили отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании 10.05.2018 в соответствии со статьями 163, 184, 185 АПК РФ был объявлен перерыв до 14.05.2018, о чем участвующие в деле лица были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
ООО "Центр-Уссури" на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:010003:220, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, наименование объекта: нежилые помещения в здании (жилой дом с нежилыми помещениями (лит.1) с пристройкой (лит.А), назначение: нежилое, общей площадью 602,9 кв. м, этаж: подвальный, 1, 2, номера на поэтажном плане: 52-73 (I); 15-25, 28-31, 47 (I); 12-14, 16, 17, 23-26, 28, 30, 31 (I).
Вышеуказанный объект недвижимости включался Департаментом земельных отношений в "Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015, 2016 года".
Распоряжением Департамента земельных отношений от 22.12.2016 N 451-ри утвержден Перечень на 2017 год.
Поскольку объект недвижимого имущества с кадастровым номером 25:28:010003:220 в Перечень на 2017 год не включен, ООО "Центр-Уссури", посчитав, что со стороны Департамента земельных отношений, как органа, уполномоченного на формирование Перечня на 2017 год, допущено незаконное бездействие, нарушающее его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд, который требование удовлетворил, установив, что рассматриваемые нежилые помещения, будучи частью здания, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, являющегося торговым комплексом, подлежат включению в Перечень на 2017 год на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Глава 30 НК РФ регулирует правоотношения, связанные с уплатой налога на имущество организаций, являющегося региональным налогом.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база по вышеуказанному налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ уточнено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества применительно, в том числе, к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) и помещений в них (подпункт 1); к нежилым помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким уполномоченным органом в Приморском крае, как видно из пункта 5 Постановления Администрации Приморского края от 08.04.2015 N 105-па, является Департамент земельных отношений. На него этим же постановлением возложены функции по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр-Уссури" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилые помещения площадью 602,9 кв. м с кадастровым номером 25:28:010003:220, расположенные по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 31, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 17.09.2008 25-АБ 039453, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.08.2015 N 25/001/003/2015-7868.
В отношении указанного объекта недвижимости коллегией установлено, что часть нежилых помещений площадью 386,3 кв. м передана собственником в аренду для размещения объектов общественного питания, что следует из договоров аренды от 14.08.2014, от 01.06.2014 и от 01.02.2011.
Таким образом, фактически 64,07% от общей площади нежилых помещений с кадастровым номером 25:28:010003:220 используется для размещения объектов общественного питания.
Между тем, данное обстоятельство не свидетельствует о возможности отнести спорный объект недвижимости к имуществу, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Так, в силу положений статей 14, 372 НК РФ налог на имущество является региональным, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Конкретный перечень таковых особенностей законодателем не регламентирован.
Таким образом, если в отношении отдельных видов имущества, поименованных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, закон субъекта Российской Федерации не предусматривает исчисление налога исходя из его кадастровой стоимости и в установленных НК РФ пределах приводит иной перечень объектов, входящий в определенный подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, то в отношении данных отдельных видов имущества, определенных федеральным законодателем, но исключенных региональным законодателем, действует общий порядок определения налоговой базы, установленный статьей 375 НК РФ, то есть налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края N 82-КЗ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий);
- нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов;
- жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В настоящем случае статья 1(1) Закона Приморского края N 82-КЗ, как видно из ее буквального содержания, определяет виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применительно к которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; при этом данная статья не содержит указание на то, что нежилые помещения, фактически используемые для размещения объектов общественного питания, являются объектами налогообложения, применительно к которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Таким образом, законодательством Приморского края не предусмотрена возможность налогообложения исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений, фактически используемых для размещения объектов общественного питания.
С учетом изложенного, исходя из положений статьи 1(1) Закона Приморского края N 82-КЗ, нежилые помещения с кадастровым номером 25:28:010003:220, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, 64,07% от общей площади которых используется для размещения объектов общественного питания, не могут быть признаны объектом налогообложения, применительно к которому налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, по основаниям и критериям, установленным подпунктом 2 пункта 1, пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ.
Вместе с тем, как следует из буквального толкования взаимосвязанных положений подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, статьи 1(1) Закона Приморского края N 82-КЗ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении всех помещений, находящихся в торговом центре (комплексе), вне зависимости от их фактического использования.
Именно по данному основанию (помещения с кадастровым номером 25:28:010003:220 являются частью торгового комплекса - здания, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Светланская, 31) суд первой инстанции признал рассматриваемые помещения объектом налогообложения, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость.
В то же время, делая данный вывод, арбитражный суд первой инстанции не учел, что спорные помещения по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, расположены в здании, которое отнесено к типу "жилой дом", что следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 17.09.2008 25-АБ 039453, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.08.2015 N 25/001/003/2015-7868.
Так, согласно из представленной Департаментом земельных отношений в суд апелляционной инстанции выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 22.03.2018 N 25/000/003/2018-25365 усматривается, что помещение с кадастровым номером 25:28:010003:220 расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:010003:73.
В свою очередь, как видно из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 22.03.2018 N 25/000/003/2018-25413, объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:010003:73, в котором находится, в том числе и помещение с кадастровым номером 25:28:010003:220, является зданием, расположенным по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, с назначением многоквартирный жилой дом.
Соответственно, поскольку здание с кадастровым номером 25:28:010003:73 не определено как торговый центр (комплекс), а является многоквартирным жилым домом согласно записям ЕГРН, расположенное в таком здании нежилое помещение с кадастровым номером 25:28:010003:220, принадлежащее обществу, не подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
Довод общества о том, что в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год включено все здание в целом, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д. 31, коллегией отклоняется как противоречащий материалам дела.
В частности, как следует из письма Департамента земельных отношений от 10.05.2018 N 20/15772, объект: здание, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д. 31, кадастровый номер 25:28:010003:73, в такой Перечень на 2018 не включено. Дополнительно в данном письме также указано на то, что здание с кадастровым номером 25:28:010003:73 отнесено к типу "жилой дом".
При этом в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденном распоряжением Департамента земельных отношений от 20.12.2017 N 363-ри, под N 4007 в указанный Перечень включено здание с кадастровым номером 25:28:010003:74, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д. 31, сведений о включении в Печень здания с кадастровым номером 25:28:010003:73 последний не содержит.
Утверждение общества о том, что принадлежащее ему помещение с кадастровым номером 25:28:010003:220 фактически находится в здании с кадастровым номером 25:28:010003:74, коллегия признает несостоятельным.
Напротив, материалами дела подтверждается факт того, что помещение с кадастровым номером 25:28:010003:220 расположено в здании с кадастровым номером 25:28:010003:73. В свою очередь, заявитель не представил суду доказательств того, что такие сведения в ЕГРН включены ошибочно.
Что касается ссылки общества на то, что помещение с кадастровым номером 25:28:010003:220 включалось Департаментом земельных отношений в Печень в 2015 и 2016 годах, то таковая апелляционным судом во внимание не принимается, поскольку правомерность действий уполномоченного органа по включению либо невключению спорного объекта в иные периоды (2015, 2016 годы) не входит в предмет рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, поскольку здание, в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером 25:28:010003:220, не является торговым комплексом, в связи с чем спорное помещение не подлежало налогообложению исходя из кадастровой стоимости, и, как следствие, не подлежало включению в Перечень на 2017 год, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела не подтверждено неправомерное бездействие департамента, повлекшее нарушение прав и законных интересов заявителя.
Выводы суда первой инстанции в данной части об обратном не соответствуют обстоятельствам дела, что по правилам статьи 270 АПК РФ является основанием для частичной отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания незаконным бездействия Департамента земельных отношений по не включению помещения, принадлежащего ООО "Центр-Уссури" с кадастровым номером 25:28:010003:220, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, в распоряжение от 22.12.2016 N 451-ри "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", заявленные обществом требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ требование о понуждении государственного органа принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права заявителя.
Поскольку заявителю частично отказано в удовлетворении требований, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для понуждения Департамента земельных отношений включить в Перечень на 2017 год названное помещение, направить уточненный Перечень на 2017 год в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю и разместить его в разделе Департамента земельных отношений на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Соответственно обжалуемое решение суда первой инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ подлежит частичной отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в части. В этой связи апелляционная жалоба Департамента земельных отношений подлежит частичному удовлетворению.
Нарушения норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по госпошлине, учитывая, что департамент освобожден на основании статьи 333.37 НК РФ от ее уплаты, коллегией не распределяются.
Учитывая, что обжалуемый судебный акт предъявлен к принудительному исполнению, о чем 03.11.2017 судом первой инстанции выдан исполнительный лист серии ФС номер 011322229, апелляционный суд на основании части 1 статьи 326 АПК РФ разрешает вопрос о повороте исполнения судебного акта в отмененной части.
Согласно части 1 статьи 326 АПК РФ, вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт.
Процессуальный институт поворота исполнения ориентирован на восстановление прав и охраняемых законом интересов ответчика, нарушенных исполнением судебного акта, в последующем измененного.
Коллегией установлено, что фактически решение суда первой инстанции на сегодняшний день исполнено путем издания Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края распоряжения N 331-ри от 13.11.2017 "О внесении изменений в распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22.12.2016 N 451-ри "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год".
Поскольку судебный акт, во исполнение которого выдан указанный исполнительный лист, отменен в части суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости произвести поворот исполнения решения Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2017 в части помещения, принадлежащего ООО "Центр-Уссури" с кадастровым номером 25:28:010003:220 путем исключения из распоряжения Департамента земельных отношений от 22.11.2016 N 451-ри "Об утверждении Перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (в редакции распоряжения Департамента земельных отношений от 13.11.2017 N 311-ри) пункта 2760, дополненного на основании исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края серии ФС номер 011322229, выданного 03.11.2017.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2017 по делу N А51-6067/2017 отменить в части признания незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по не включению помещения, принадлежащего ООО "Центр-Уссури" с кадастровым номером 25:28:010003:220, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, в распоряжение от 22.12.2016 N 451-ри "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" и обязания Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края включить в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" названное помещение, направить уточненный "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю и разместить его в разделе Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Центр-Уссури" о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по не включению помещения, принадлежащего ООО "Центр-Уссури" с кадастровым номером 25:28:010003:220, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 31, в распоряжение от 22.12.2016 N 451-ри "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" и обязания Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края включить в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" названное помещение, направить уточненный "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю и разместить его в разделе Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, отказать.
Произвести поворот исполнения решения Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2017 в части помещения, принадлежащего ООО "Центр-Уссури" с кадастровым номером 25:28:010003:220
Исключить из Распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22.11.2016 N 451-ри "Об утверждении Перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (в редакции распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13.11.2017 N 311-ри) пункт 2760, дополненный на основании исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края серии ФС 011322229, выданного 03.11.2017.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6067/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 января 2018 г. N Ф03-5524/17 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "Центр-Уссури"
Ответчик: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Третье лицо: Департамент лицензирования и торговли Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2018 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-983/18
29.01.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5524/17
19.10.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6562/17
28.07.2017 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-6067/17