г. Санкт-Петербург |
|
18 мая 2018 г. |
Дело N А56-113005/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Барминой И.Н., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Логиновым С. И.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8891/2018) Администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2018 по делу N А56-113005/2017 (судья Васильева Н.В.),
принятое по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастого Алексея Федоровича (адрес: Россия 188321, д. Пустошка д. 166, Ленинградская область, Гатчинский район, ОГРНИП: 309784733400212);
заинтересованное лицо: :Администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области (адрес: Россия 188300, г ГАТЧИНА, ЛЕНИНГРАДСКАЯ обл ГАТЧИНСКИЙ р-н, ул КАРЛА МАРКСА 44, ОГРН: 1054701273351);
о признании решений незаконными,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастый Алексей Федорович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) от 21.11.2017 об отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 50 847 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 47:23:0259002 по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Веревское сельское поселение, оформленное письмом от 21.11.2017 N5635-20; о признании незаконным решения Администрации от 21.11.2017 об отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 10 000 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 47:23:0259002 по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Веревское сельское поселение, оформленное письмом от 21.11.2017 N5633-20; о признании незаконным решения Администрации от 21.11.2017 об отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 17 310 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 47:23:0259002 по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Веревское сельское поселение, оформленное письмом от 21.11.2017 N5632-20; об обязании Администрации в срок не позднее 30 календарных дней принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду заявителю земельных участков площадью 50 847 кв.м., 10 000 кв.м. и 17 310 кв.м соответственно на территории кадастрового квартала N 47:23:0259002 по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Веревское сельское поселение, в соответствии с заявлениями заявителя от 04.10.2017 (вх. N 5635-20, N 5633-20, N 5632-20) и Постановлениями Администрации от 17.11.2017 N 4945, N 4943, N 4944 2 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 47:23:0259002".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2018 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области просит решение отменить. отказать в удовлетворении заявления, полагая, что обжалуемым судебным актом затрагиваются права муниципального образования Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района, поскольку испрашиваемый земельный участок находится на территории данного муниципального образования, по информации, предоставленной администрацией Веревского сельского поселения на спорных земельных участках возможно располагается линейное сооружение - Гидротехнические сооружения (Сеть мелиоративной системы, условный номер 47-78-17/042/2005-369, площадью 100 000 кв.м.), принадлежащие ОАО "Верево" ОГРН 1037804041131 ИНН/КПП 4719023798/470501001.
Администрация Гатчинского муниципального района указывает, что при принятии оспариваемых решений, руководствовалась позицией администрации Веревского сельского поселения, изложенной в ответе на заявление Мышастому А.Ф.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств о привлечении администрации Веревского сельского поселения, а также ОАО "Верево" в качестве третьих лиц, об истребовании у ОАО "Верево" сведений, о фактическом нахождении принадлежащих им мелиоративных систем на территории Веревского сельского поселения.
Администрация полагает, что наличие информации о нахождении мелиоративной системы в другом кадастровом квартале само по себе не опровергает наличие мелиоративной системы в спорном квартале.
От заявителя в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) поступил письменный отзыв, в котором он просит принятое решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.10.2017 заявитель, являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, участвующего в государственной программе Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2014 N 15, обратился в Администрацию с заявлениями (исх. N 44, 46, 47 от 04.10.2017) о согласовании схемы расположения земельных участков площадью 50 847 кв.м., 10 000 кв.м. и 17 310 кв.м соответственно на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 47:23:0259002 по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Веревское сельское поселение, и предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков в аренду сроком на 5 лет на основании пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.15 ЗК РФ, пункта 8 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с целью сельскохозяйственного производства, вид разрешенного использования: "Животноводческие комплексы, фермы, ветеринарные сельскохозяйственные станции, птицефабрики, теплицы, оранжереи, парники, сельскохозяйственные питомники".
Администрация письмами от 21.11.2017 N 5635-20, N 5633-20, от N 5632-20 известила заявителя соответственно о принятии Постановлений от 17.11.2017 N 4945, N 4943, N 4944 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 47:23:0259002", при этом отказала заявителю в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Основанием для отказа послужило расположение на испрашиваемых земельных участках, по мнению Администрации, мелиоративной системы и невозможность предоставления земельных участков в аренду для целей мелиорации.
Полагая, что решения Администрации об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, оформленные письмами от 21.11.2017 N 5635-20, N 5633-20, от N 5632-20 противоречат закону и нарушают его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, сославшись на то, что вывод Администрации о наличии на испрашиваемых земельных участках гидротехнического сооружения - мелиоративной системы является несостоятельным.
Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является установление судом несоответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и одновременно с этим факта нарушения прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 названной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Законом N 218-ФЗ, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в нарушение части 17 статьи 39.15 ЗК РФ оспариваемые решения Администрации не содержат ссылки на основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков, предусмотренные частью 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Как указано в п.6 Обзора судебной практики Верховного Суда российской Федерации N 2 (2016) в случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.
Таким образом, мелиоративные системы не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 ГК РФ должны следовать судьбе этого земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел то обстоятельство, что к заявлению Мышастого А.Ф. была приложена выписка из ЕГРН на сооружение с кадастровым номером 47:23:0246001:73, которая подтверждает, что сооружение расположено в другом кадастровом квартале - N 47:23:0246001.
При таком положении является несостоятельным довод Администрации о наличии на испрашиваемых земельных участках гидротехнического сооружения - мелиоративной системы.
Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении его ходатайства о привлечении в качестве третьих лиц администрации Веревского сельского поселения, ОАО "Верево", следует отклонить, так как решение по данному делу не затрагивает права и обязанности администрации Веревского сельского поселения, ОАО "Верево".
Довод Администрации о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, суд апелляционной инстанции считает необоснованным, с учетом предмета доказывания и положений ст. 66 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения Администрации нарушают права и законные интересы заявителя, и правильно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2018 по делу N А56-113005/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.