г. Москва |
|
18 мая 2018 г. |
Дело N А40-245612/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей Д.В. Пирожкова, О.Г. Головкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Момот,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Регион Групп" на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2018 по делу N А40-245612/2017, принятое судьёй Козловским В.Э., по иску ГКУ Служба весового контроля республики Башкортостан к ООО "Пауэр Интернэшнл-Шины", ООО "Регион Групп" о взыскании 605 121 рубля,
при участии в судебном заседании:
истец и ответчики извещены, представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ГКУ Служба весового контроля республики Башкортостан (далее - истец) к ООО "Пауэр Интернэшнл-Шины" (далее - ответчик 1), ООО "Регион Групп" (далее - ответчик 2) о взыскании 605 121 рубля в возмещение ущерба, причиненного автомобильным дорогам вследствие превышения допустимых осевых нагрузок транспортного средства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2018 иск удовлетворен к ответчику 2.
Суд первой инстанции указал, что доказательств получения разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге в установленном порядке и предварительного возмещения вреда в материалы дела не представлено.
Не согласившись с принятым решением, ответчик 2 подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права привел доводы, которые рассмотрены ниже.
В отзыве истца содержатся возражения на доводы апелляционной жалобы.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком 1 не представлен.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2018 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 04 апреля 2014 года при осуществлении весового контроля на 67 км автодороги Уфа - Инзер - Белорецк сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) совместно с сотрудниками истца было произведено взвешивание транспортного средства: грузовой тягач седельный Скания, модель G400 LA 4x2HNA, регистрационный номер Н 812 ММ 97, полуприцеп марки Шмитц Каргобулл, модель SCS 24/L-13.62 В, регистрационный номер ЕА 409977, принадлежащих ответчику 1, под управлением водителя Преснякова А.В.
Факт принадлежности транспортных средств ответчику 1 подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач 77 03 808529, на полуприцеп 77 10 437540.
Ответчик 1 представил договор сублизинга N 05867/1SL-007 от 15.08.2013, согласно которому ответчик 1 передал полуприцеп марки Шмитц Каргобулл, модель SCS 24/L-13.62 В, регистрационный номер ЕА 409977, ответчику 2 на момент причинения вреда автомобильным дорогам РБ.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-Д весы автомобильные для взвешивания в движении) фирмы НПФ "МЕТА", модификации (модель) ВА-40Д, заводской номер N 103. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 17 ноября 2014 года, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование в паспорте на весовое оборудование, а также подтверждается Свидетельством о поверке N 7/3072 от 17.11.2014.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального Закона от 08.11.2007. N 257-ФЗ.
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2015 N 173-р в период с 01 по 30.04.2015, введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2, 3 к указанному распоряжению.
Указанное распоряжение было опубликовано в средствах массовой информации Республики Башкортостан и размещено в сети Интернет на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru), на официальном сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и сельскому хозяйству (gostrans.bashkortostan.ru).
В соответствии с пунктом 23.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Доказательств получения разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге в установленном порядке и предварительного возмещения вреда в материалы дела не представлено.
Взвешивание транспортного средства производилось в присутствии водителя. По результатам взвешивания составлен акт N 130 от 08.04.2015 о превышении указанным транспортным средством установленных ограничений нагрузке по массе и (или) нагрузке на ось.
Правилами N 934 предусмотрено, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основаниям для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
В акте, подписанном ответчиком без разногласий, отражено превышение осевых нагрузок по массе.
Факты осуществления водителем перевозки груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, отсутствия разрешения на перевозку тяжеловесного груза, подтверждены материалами дела. Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в акте, не представлено.
Пунктом 1 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Правительством Российской Федерации приказом от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
Данными правилами установлены порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Расчет ущерба произведен истцом на основании Правил возмещения вреда. Расчет истца судом проверен, является верным. Контррасчет ответчиком представлен не был.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, истец не доказал допустимыми и достоверными доказательствами обстоятельства, связанные с неправомерностью действий ответчика, повлекших причинение ущерба, а также наличием причинной связи между действиями ответчика и причинённым ущербом.
Согласно пункту 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу пунктов 1 и 3 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством. Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Порядок перевозки тяжеловесных грузов регламентирован Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированной в 5 Министерстве юстиции 08.08.1996 года N 1146, с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N 258 (далее - Инструкция).
По смыслу пунктов 1, 2 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящей Инструкции.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 9 ст. 31 Закона N 257-ФЗ).
Соответственно размер вреда в Республики Башкортостан установлен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 марта 2010 г. N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения"
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных, грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила N 934), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 1 марта 2010 года N 59 установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Факт превышения транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось подтверждается актом N 4718 от 04.04.2015 г. Размер причиненного ущерба по уточненному расчету к акту составил 605 121 рубль.
Доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения ответчиком в материалы дела не представлено.
Исходя из приведенных выше норм, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства, является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
У истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок.
Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую. Учитывая отсутствие доказательств добровольной уплаты платежей, носящих обязательный характер, требование об их принудительном взыскании с ответчика правомерно.
По поводу довода ответчика о том, что взвешивание проводилось в динамическом режиме.
Ответчик, ссылается на нормы Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки (утв. приказом Минтранса РФ от 21 июля 2011 года N 193).
Данный регламент распространяется на сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляющими весовой контроль на автомобильных дорогах РФ федерального значения. Так же в соответствии с п. 2.2.2. по приказу Минтранса РФ от 27 апреля 2011 года N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения осуществляется Госавтоинспекцией, а не Госавтодорнадзором. ГКУ Служба весового контроля РБ в своей деятельности руководствуется: Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" непосредственно не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные), могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач.
Взвешивание транспортного средства ответчика было произведено в полном соответствии с действующим законодательством.
Довод ответчика, что представленный истцом акт N 4718 от 04.04.2015 подписан неуполномоченными лицами со стороны истца, подлежит отклонению.
Каждый сотрудник ГКУ СВК РБ имеет служебное удостоверение, как и сотрудник ГИБДД МВД РБ. Кроме того, полномочия сотрудников ГКУ СВК РБ и ГИБДД МВД по РБ подтверждаются графиком совместных выездов на период с 30 марта 2015 года по 05 апреля 2015 года, согласно которому СПВК N 1 с. Архангельское осуществлял свою деятельность, в том числе на автодороге Уфа - Инзер - Белорецк.
Как предусмотрено пунктом 2.2.2.1.1. Приказа Минтранса России от 27 апреля 2011 г. N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Госавтоинспекцией осуществляется остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля. Пунктом 2.2.2.1.2 указанного приказа предусматривает право Госавтоинспекции на взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Также права и полномочия ГКУ Служба весового контроля РБ определены Уставом от 04 октября 2012 года и Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан от 27 ноября 2012 года.
Инспектор ГИБДД МВД по РБ действовал в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом "О безопасности дорожного движения"; постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"; Приказом Минтранса России от 27 апреля 2011 года. N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", в частности пункта 2.2.2.
По доводу ответчика о том, что ему не были предоставлены сведения о введении в указанный период времени временных весенних ограничениях.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257 ФЗ), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года N 50 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения" утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Так, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 года N 173-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 по 30 апреля 2015 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
В пункте 2.2. раздела 2 вышеуказанного Постановления сказано, что, при издании акта о введении ограничения уполномоченные органы обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, о возможных маршрутах объезда.
Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 года N 173-р информация о введении временного ограничения движения с 01.04.2015 по 30.05.2015 была опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 27 февраля 2015 года, номер официального опубликования N 201502270005, на официальном сайте: http:// http://npa.bashkortostan.ru/.
Довод ответчика о том, что истец за три дня до начала действия соответствующего ограничения официально опубликовал распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 года N 173-р, не соответствует действительности, так как распоряжение опубликовано 27 февраля 2015 г., а ограничения действуют с 1 апреля 2015 года, т.е. за 30 дней.
Не информированность ответчика о введении на территории Республики Башкортостан временных ограничений для движения транспортных средств не является основанием для освобождения его от гражданско-правовой ответственности в виде возмещения причиненного вреда. Ответчик 2, как лицо, профессионально осуществляющее предпринимательскую деятельность в области перевозок, учитывая ежегодное введение ограничений движения в весенний период, должно было предпринять необходимые меры по получению соответствующей информации об ограничениях движения при осуществлении перевозки на тяжеловесном транспорте.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2018 по делу N А40-245612/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Трубицын |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.