г. Москва |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А40-214936/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДЕСМА ГмбХ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2018 по делу N А40-214936/17, принятое судьей Кастальской М.Н.
по заявлению ДЕСМА ГмбХ
к 1. Минздраву РФ; 2. ФАС России
о признании Решение ФАС РФ N АИ/55886/17 от 15.08.2017 г. - об отмене решения о согласовании цен на лекарственный препарат "Акинетон" недействительным, о признании Решение Минздрава РФ N 20-4/156 от 17.08.2017 г. - об исключении сведений о государственной регистрации предельной опускной цены производителя на лекарственный препарат из государственного реестр ПОЦ производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов недействительным,
при участии:
от заявителя: |
Белякова И.В. по дов. от 07.11.2017, Неструев А.М. по дов от 06.11.2017; |
от заинтересованных лиц: |
1. не явился, извещен; 2. Старых Д.А. по дов. от 21.04.2017, Савостина Е.В. по дов. от 10.01.2018; |
|
|
УСТАНОВИЛ:
Компания Десма ГмбХ (далее - Заявитель, Компания) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения Федеральной антимонопольной службы РФ от 15.08.2017 об отмене решения о согласовании цен на лекарственный препарат "Акинетон", решения Министерства здравоохранения РФ N N 20-4/156 от 17.08.2017 г. - об исключении сведений о государственной регистрации предельной опускной цены производителя на лекарственный препарат из государственного реестр ПОЦ производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов недействительным
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2016 в удовлетворении заявления обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представители антимонопольного органа поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Минздрав РФ, при надлежащем извещении явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
ФАС России и Минздрав РФ в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил письменные пояснения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к выводу об отказе обществу в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" устанавливаемые производителями лекарственных препаратов предельные отпускные цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полномочия Минздрава России по принятию решений по вопросу государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов предусмотрены пунктом 3 Правил государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865, и подпунктом 5.5.29 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608.
В соответствии с пунктом 25 Правил, Федеральная антимонопольная служба отменяет решение о согласовании предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат, если после принятия такого решения установлено, что держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата (уполномоченным им лицом) были представлены повлиявшие на результат решения недостоверные сведения.
Министерство здравоохранения Российской Федерации отменяет решение о государственной регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат в случае, если после принятия такого решения установлено, что держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата (уполномоченным им лицом) были представлены недостоверные сведения, повлиявшие на результат принятого Министерством решения, а также в случае, если Федеральная антимонопольная служба отменила решение о согласовании предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в указанных случаях исключает зарегистрированную (перерегистрированную) предельную отпускную цену из государственного реестра.
Функции в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), переданы ФАС России от Федеральной службы по тарифам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N 373.
ФАС России во исполнение поручения Президента Российской Федерации о проведении международного сравнительного анализа цен на лекарственные препараты на мировом рынке и в России, а также в связи с поступлением обращения гражданина по вопросу превышения зарегистрированных в России предельных отпускных цен на лекарственный препарат "Акинетон" (международное непатентованное наименование - Бипериден), включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - перечень ЖНВЛП), над ценами в европейских странах, в том числе в странах, указанных в приложении N 4 к методике расчета устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при их государственной регистрации и перерегистрации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2015 N 979 (далее соответственно - Методика от 15.09.2015, референтные для России страны) проведена проверка цен лекарственного препарата "Акинетон" в странах, являющихся референтными для России.
Согласно позиции антимонопольного органа, исходя из сведений государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (далее - Реестр цен), предельная отпускная цена на лекарственный препарат "Акинетон" в форме выпуска "таблетки 2 мг N 100" зарегистрирована 24.05.2010 в размере 423,41 руб., а на лекарственный препарат "Акинетон" в форме выпуска - "раствор для внутривенного и внутримышечного введения 5 мг/мл, 1 мл N 5" зарегистрирована 24.05.2010 в размере 611,83 руб.
Результаты анализа цен на лекарственный препарат "Акинетон" во всех формах выпуска в странах, являющихся референтными для России, как на дату регистрации цены в 2010 году, так и на дату направления обращения гражданина, показали, что цены на лекарственный препарат "Акинетон", зарегистрированные в Российской Федерации, оказались значительно выше минимальных цен в отдельных странах мира, в том числе цен в странах, являющихся референтными для России.
Регистрация Росздравнадзором предельных отпускных цен осуществлялась на основании методики определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России и ФСТ России от 14.12.2009 N 983н/447-а (далее - Методика от 14.12.2009 N 983н/447-а).
Данная Методика в соответствии с пунктом 1.3 была предназначена для использования: Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития при регистрации предельных отпускных цен отечественных и зарубежных производителей, заявляемых к государственной регистрации; Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России) при согласовании предельных отпускных цен производителей, заявляемых отечественными и зарубежными производителями лекарственных средств для государственной регистрации; российскими и зарубежными производителями лекарственных средств при подготовке документов по обоснованию уровня предельных отпускных цен производителей, заявляемых к государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 4.1 Методики от 14.12.2009 N 983н/447-а в основу определения предельных отпускных цен зарубежных производителей лекарственных средств было положено сравнение уровня заявленных к регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, с величиной минимальных цен на них в государстве производителя и других государствах, где эти лекарственные средства зарегистрированы (при наличии), а также с величиной их средневзвешенных фактических цен ввоза. Для оригинальных лекарственных средств было предусмотрено сравнение заявленных к регистрации предельных отпускных цен производителей с данными, представляемыми производителями по форме, предусмотренной приложением N 5 к Методике от 14.12.2009 N 983н/447-а "Обоснование предельных отпускных цен на лекарственные средства зарубежного производства, представляемых на государственную регистрацию".
Обоснование должно было содержать сведения о фактических отпускных ценах на лекарственное средство в государстве производителя и других государствах, где оно зарегистрировано, размеров ставки ввозной таможенной пошлины на него при ввозе на территорию Российской Федерации и сбора за таможенное оформление.
Перечень государств, по которым должны были предоставляться данные о фактических отпускных ценах на лекарственное средство, приведен в приложении N 6 к Методике от 14.12.2009 N 983н/447-а, и включал следующие 21 страну: страна производителя, Болгария, Германия, Греция, Испания, Турция, Португалия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Ирландия, Италия, Польша, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Румыния, Словакия, Украина, Франция, Чехия, Швейцария.
Приложение N 5 в составе комплекта документов от 18.01.2010, представленных ООО "СВИЧ" с целью регистрации предельных отпускных цен на лекарственный препарат "Акинетон", содержало информацию о ценах на указанный лекарственный препарат только в Германии. Информация об отсутствии в обращении этого препарата в остальных странах, указанных в приложении N 6 к Методике от 14.12.2009 N 983н/447-а, в комплекте документов отсутствует.
Вместе с тем, на лекарственный препарат "Акинетон" в форме выпуска "таблетки 2 мг N 100" в марте 2010 года в Чехии действовала цена в размере 0,04 евро за 1 единицу продукции, что в пересчете на дату регистрации цены на указанный препарат и количество лекарственных форм в потребительской упаковке, а именно N 100, соответствовало 4 евро или 156,05 руб. (по курсу Центрального банка Российской Федерации на 24.05.2010), что ниже более чем в 2,5 раза зарегистрированной 24.05.2010 предельной отпускной цены в Российской Федерации в размере 423,41 руб., а в Швейцарии действовала цена в размере 4,83 швейцарских франков за упаковку N 50, что в пересчете на дату регистрации цены на указанный препарат и количество лекарственных форм в потребительской упаковке, а именно N 100, соответствовало 9,66 швейцарским франкам или 260,91 руб. (по курсу Центрального банка Российской Федерации на 24.05.2010), что ниже более чем в 1,5 раза зарегистрированной 24.05.2010 предельной отпускной цены в Российской Федерации в размере 423,41 руб.
На лекарственный препарат "Акинетон" "раствор для внутривенного и внутримышечного введения 5 мг/мл, 1 мл N 5" в 2010 году в Австрии (стране производства указанного лекарственного препарата - Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ - Австрия) действовала цена в размере 0,47 евро за 1 единицу лекарственного препарата (протокол осмотра сайта прилагается), что в пересчете на дату регистрации цены на указанный препарат и количество лекарственных форм в потребительской упаковке, а именно N 5, соответствовало 2,35 евро или в пересчете на дату регистрации цены на указанный препарат соответствовало 91,68 руб. (по курсу Центрального банка Российской Федерации на 24.05.2010), что ниже более чем в 6 раз зарегистрированной 24.05.2010 предельной отпускной цены в Российской Федерации в размере 611,83 руб., а в Швейцарии действовала цена в размере 2,62 швейцарских франков (протокол осмотра сайта прилагается), что в пересчете на дату регистрации цены на указанный препарат соответствовало 70,76 руб. (по курсу Центрального банка Российской Федерации на 24.05.2010), что ниже более чем в 8,5 раз зарегистрированной 24.05.2010 предельной отпускной цены в Российской Федерации в размере 611,83 руб.
Кроме того, отпускные цены на препарат "Акинетон", действовавшие в референтных странах на момент поступления указанного обращения гражданина, более чем в 13 странах значительно ниже зарегистрированных в Российской Федерации, в том числе с учетом осуществленного в июле 2017 г. снижения ранее зарегистрированных цен на 5%.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, ФАС России были направлены письма держателю или владельцу регистрационных удостоверений лекарственных препаратов Desma GmbH (Germany), а также уполномоченным им лицам ООО "СВИЧ", АО "Мединторг", "Коне Фарма ГмбХ" по вопросу добровольного снижения зарегистрированных предельных отпускных цен на лекарственный препарат "Акинетон" (МНН "Бипериден") до уровня выявленных минимальных отпускных цен в соответствующих странах, с предложением воспользоваться правом на добровольную подачу заявлений о снижении зарегистрированных предельных отпускных цен производителей, предоставленным пунктом 23 Правил государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 (далее - Правила N 865), вместе с тем, как указал ответчик, на момент принятия Решения ФАС России зарегистрированные предельные отпускные цены до уровня минимальных отпускных цен в референтных странах добровольно снижены не были.
В связи с изложенным, на основании пункта 25 Правил N 865, Решением ФАС России отменены решения ФСТ России, на основании которых Росздравнадзором был принят приказ от 24.05.2010 N 4543-Пр/10, а Минздравом России приказ от 27.12.2013 N 726/20-13 о регистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты "Акинетон" в лекарственной форме "таблетки" в дозировке 2 мг в упаковке N 100 и в лекарственной форме "раствор для внутривенного и внутримышечного ведения" в дозировке 5 мг/мл в упаковке 1 мл N 5, в связи с тем, что представителем держателя или владельца регистрационных удостоверений лекарственного препарата N П N 015243/01 и N П N 015243/02 Десма ГмбХ (Германия) ООО "СВИЧ" (Россия) были представлены повлиявшие на результат решения недостоверные сведения, что привело к регистрации необоснованно высоких предельных отпускных цен на вышеуказанные лекарственные препараты.
Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865, сведения о государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат подлежат исключению из реестра в случае отмены решения о государственной регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат.
В этой связи, суд правомерно пришел к выводу, что Минздравом России обоснованно в соответствии со статьями 61 и 62 Федерального закона N 61-ФЗ, пунктом 25 Правил, подпунктом "г" пункта 7 Правил ведения реестра и на основании решения Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2017 N ИА/55886/17 было принято решение от 17.08.2017 N 20-4/156 об исключении сведений о государственной регистрации предельных отпускных цен производителя на лекарственные препараты Акинетон (регистрационные удостоверения N П N 015243/01, П N 015243/02) из государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Оспариваемые решения приняты уполномоченными органами с соблюдением требований действующего законодательства, и вопреки доводам заявителя, являются законными и обоснованными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные обществом в суде первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2018 по делу N А40-214936/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.