г. Красноярск |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А33-29636/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" мая 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии: от ответчика (Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу): Горбатовой Е.Е., представителя по доверенности от 21.03.2018 N 05-01/1522,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агат"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" февраля 2018 года по делу N А33-29636/2017, принятое судьёй Фроловым Н.Н.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агат" (ИНН 2465109075, ОГРН 1072465001685, далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318,ОГРН 1042402960709, далее - ответчик) о признании незаконным решения от 04.08.2017 N 04-01/4063 об отказе в предоставлении права пользования участком недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку россыпного золота на участке недр "Фабричный" в Курагинском районе Красноярского края; об обязании устранить нарушения прав и законных интересов, путем повторного рассмотрения заявки от 29.12.2016 и выдать лицензию на право пользования участком недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку россыпного золота на участке недр "Фабричный" в Курагинском районе Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "21" февраля 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Агат" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- в составе заявки представлены все необходимые сведения, перечисленные в подпунктах 1-7 пункте 6.1 Порядка N 61, для передачи заявки на рассмотрение в комиссию;
- заявки, поданные в соответствии с Порядком N 61, не могли быть рассмотрены в соответствии с Приказом N 583; правоотношения возникшие в период действия Порядка N 61 должны быть закончены в соответствии с действующим порядком на момент возникновения правоотношений в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- между сторонами спора возникли правоотношения не в рамках оказания государственной услуги, к возникшим правоотношениям в данном случае должны быть применены нормы гражданского законодательства.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указал на несостоятельность доводов заявителя, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Заявитель в судебное заседание не явился и не направил своих представителей, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем размещения информации на общедоступном сайте в Картотеке арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя заявителя.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на нее; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Агат" обратилось 29.12.2017 в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу с заявкой на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, поисков и оценки месторождений россыпного золота на объекте "Фабричный", расположенном в Курагинском районе Красноярского края. Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу направлены запросы в ФСБ России (запрос от 11.01.2017 N 04-03/106, ответ от 13.04.2017 вх. N 3065), Минприроды России (запрос от 11.01.2017 N 04-03/107, ответ от 27.02.2017 вх. N 1629); Красноярский филиал ФБУ "ТФГИ по СФО" (запрос от 11.01.2017 N 04-02/110, ответ вх. от 17.02.2017 N 1454); КГКУ "Дирекция по ООПТ Красноярского края" (запрос от 11.01.2017 N 04-02/111, ответ от 23.01.2017 вх. N 492); Минприроды Красноярского края (запрос от 11.01.2017 N 04-02/112, ответ от 02.02.2017 вх. N 963), Генштаб России (запрос от 11.01.2017 N 04-03/108, ответ от 09.03.2017 вх. N 1904).
Генеральный штаб Российской Федерации в своем ответе указал, что для получения информации об отсутствии в границах запрашиваемых участков недр земельных участков, отнесенных к землям обороны и безопасности, необходимо обратиться в Департамент имущественных отношений Минобороны России.
Центрсибнедра обратился в Минобороны России с запросом от 13.03.2017 N 04-03/1277 о предоставлении необходимых сведений. Ответ на указанный запрос поступил в Центрсибнеда 05.05.2017 (вх. N 3767).
10.01.2017 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)". Пунктом 2 указанного приказа установлено, что приказ от 15.03.2005 N 61 признан утратившим силу.
В связи с вступлением в силу нового Порядка рассмотрения заявок по предмету заявленному ООО "Агат", Департамент по недропользованию направлен запрос от 02.03.2017 N 04-02/1086 в подведомственном Федеральному агентству по недропользованию органе-Красноярский филиал ФБУ "ТФГИ по СФО", о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) ограничений по запрашиваемому участку, предусмотренных абзацем 2 пункта 1.11 и абзаца 3 пункта 1.10 Приказа N 583.
В ответе Красноярским филиал ФБУ "ТФГИ по СФО" (от 14.03.2017 вх. N 2084) указано следующее:
- вблизи участка "Фабричный" на расстоянии 0,01 км. расположена лицензионная площадь россыпь "р. Чибижек с притоками", право на который предоставлено ООО "Алькор" по лицензии КРР 02513 БЭ в целях разведки и добычи на участке. Срок действия лицензии с 07.11.2013 по 15.11.2028;
- в 0,01 км от испрашиваемого участка расположена Ольховско-Чибижекская лицензионная площадь (золото из коренных рудных месторождений), право на которую предоставлено ООО "Сибресурс" по лицензии КРР 02781 БР в целях геологического изучения, разведки и добычи золота и попутных компонентов. Срок действия лицензии с 18.03.2016 по 15.03.2041;
- в 0,03 км. расположено месторождение россыпного золота "р. Чибижек", право на разработку которого предоставлено ООО "Саянская золотодобывающая компания" по лицензии КРР 01681 БЭ. Срок действия лицензии с 13.11.2006 по 31.12.2022.
- в границах испрашиваемого участка был лицензионный участок право на который прекратилось: лицензионный участок коры выветривания в бассейне р. Чибижек. Право было предоставлено ОАО "Минусинская геологоразведочная экспедиция" в целях геологического изучения (поиски и оценка) золота по лицензии КРР 00994 БП. Срок действия лицензии с 26.07.2000 по 30.06.2005. Лицензия прекращено по истечению срока давности.
22.06.2017 заявка ООО "Агат" рассмотрена на заседании и в связи с наличием обстоятельств, ограничивающих законодательно предоставления права по указанной заявке, принято решение об отказе в ее удовлетворении (протокол от 22.06.2017 N 6-2017 КРР).
Полагая, что решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку россыпного золота на участке недр "Фабричный" в Курагинском районе Красноярского края нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и создают препятствия для её осуществления, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается решение Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу об отказе в предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения за счет собственных средств, включающего поиски и оценку рассыпного золота на участке недр "Фабричный" в Курагинском районе Красноярского края.
Судом первой инстанции верно установлено, что в соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, пунктами 1, 4.3.7 и 4.3.8 Положения об Управлении по недропользованию по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 N 57, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным приказом Минприроды России от 17.06.2009 N 156, приказом Федерального агентства по недропользованию от 12.11.2013 N 920, Центрсибнедра является органом, уполномоченным на решение рассматриваемого вопроса о предоставлении права пользования недрами, следовательно, оспариваемое решение принято компетентным органом.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основание, указанное ответчиком в качестве отказа в предоставлении участков недр, соответствует действующему на момент принятия решения законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
Таким органом, в силу пункта 1.2 порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр является комиссия, создаваемая Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - Комиссия).
Как следует из материалов дела, 29.12.2016 заявитель обратился в отдел геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Республики Хакасия с заявкой в рамках раздела 6 Порядка от 15.03.2005 N 61 на получение права пользования участком недр "Фабричный", расположенном в Курагинском районе Красноярского края.
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения) утверждается Приказом Минприроды России.
В 2016 году действовал Порядок рассмотрения, утвержденный Приказом от 15.03.2005 N 61 в редакции от 27.03.2015, с 10.01.2017 вступил в силу Приказ Минприроды России от 10.11.2016 N 583.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в составе заявки представлены все необходимые сведения, перечисленные в подпунктах 1-7 пункте 6.1 Порядка N 61, для передачи заявки на рассмотрение в комиссию;
Апелляционный суд отклоняет данный довод в силу следующего.
Пунктом 6.1 Порядка N 61, действующего на момент подачи заявления, установлены требования к содержанию заявки и перечень документов, необходимый для предоставления.
В соответствии с пунктом 6.2 Порядка N 61 заявителю в обязательном порядке необходимо представить документы и сведения, перечисленные в пункте 6.1 Порядка, за исключением документов и сведений, перечисленных в подпунктах 8 - 14 пункта 6.1 Порядка N 61.
Абзацем 2 пункта 6.1 Порядка N 61 установлено, что заявитель вправе также представить документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 6.1 Порядка N 61 по собственной инициативе.
Подпунктом 14 пункта 6.1 Порядка N 61 установлен перечень сведений, который необходим для принятия решения - письменное заключение в отношении участка недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов категории Р1 и Р2, который не включен в программы или перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, предполагаемого для получения в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе и привлеченных) средств:
об отсутствии в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, запасов и (или) прогнозных ресурсов полезных ископаемых категории Р1 и Р2;
об отсутствии в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, участков недр предоставленных в пользование или предполагаемых для предоставления в пользование в установленном порядке, и включенных на дату подачи заявки в программы или перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения и (или) разведки и добычи полезных ископаемых;
об отсутствии в границах участка недр земельных участков, отнесенных к землям обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения;
об отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах запрашиваемого участка;
о возможности возникновения угрозы обороне страны и безопасности государства при предоставлении права пользования участком недр, в отношении которого подана заявка.
Абзацем 3 пункта 6.5 Порядка N 61 установлено, что Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган (Роснедра) осуществляет направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 Порядка N 61.
Учитывая, что заявителем в составе заявок не были представлены сведения, указанные в подпункте 14 Порядка N 61, департаментом осуществлены запросы в следующие организации: (запрос от 11.01.2017 N 04-03/106), Минприроды России (запрос от 11.01.2017 N 04-03/107), Красноярский филиал ФБУ "ТФГИ по СФО" (запрос от 11.01.2017 N 04-02/110), КГКУ "Дирекция по ООПТ Красноярского края" (запрос от 11.01.2017 N 04-02/111), Минприроды Красноярского края (запрос от 11.01.2017 N 04-02/112), Генштаб России (запрос от 11.01.2017 N 04-03/108).
Орган в данном случае действовал в соответствии с прямым указанием законодательной нормы, противоправных действий со стороны органа допущено не было.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6.6 Порядка N 61, для принятия решения по вопросу о предоставлении права пользования недрами заявка и прилагаемые к ней документы и сведения направляются в Комиссию Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом только после получения документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем 3 пункта 6.5 Порядка N 61.
Абзацем 2 пункта 6.6 Порядка N 61 установлено, что Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней, со дня поступления заявки и прилагаемых к ней материалов, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 6.7 Порядка N 61, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к пользователям недр.
Таким образом, срок для рассмотрения Комиссией заявки и принятия решения об удовлетворении ее либо отказе, не должен превышать 20 рабочих дней с момента поступления заявки на Комиссию.
Пунктом 1.2 Порядка N 61 установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона о недрах право пользования участками недр для целей геологического изучения возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию.
Таким образом, заявка вместе с документами, приложенными к ней и вместе с документами и сведениями, полученными по запросам государственного органа, направляются на Комиссию только после получения всех необходимых сведений в рамках рассматриваемых заявок.
Исходя из приведенных норм Порядка рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, заявка общества не могла быть передана на рассмотрение в Комиссию до получения Департаментом всех необходимых сведений, названных как в пункте 6.2, так и в пункте 6.1 Порядка N 61 (в рассматриваемом случае - ранее 28.03.2017).
До поступления в Комиссию полного пакета необходимых документов и сведений заявка общества не могла быть рассмотрена по существу.
Таким образом, исходя из редакции Порядка N 61, действовавшего на дату подачи заявки, срок для ее рассмотрения Комиссией и принятия решения по результатам их рассмотрения, с учетом обстоятельств рассматриваемого дела, наступил после 10.01.2017.
Вместе с тем, 10.01.2017 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 583 от 10.11.2016 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)" (далее - Приказ N 583).
Пунктом 2 указанного приказа установлено, что приказ от 15.03.2005 N 61 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)" признан утратившим силу.
Таким образом, до рассмотрения Комиссией заявки общества Приказ N 61 утратил силу в связи с вступлением в силу Приказа N 583.
Доводы заявителя о том, что заявки, поданные в соответствии с Порядком N 61, не могли быть рассмотрены в соответствии с Приказом N 583; правоотношения, возникшие в период действия Порядка N 61, должны быть закончены в соответствии с действующим порядком на момент возникновения правоотношений в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
При этом в пункте 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо оговорено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, отношения, связанные с предоставлением государственной услуги, выражающейся в рассмотрении государственным органом заявления субъекта о предоставлении лицензии на право пользования недрами, характеризующейся наличием властных полномочий у одной из сторон, являются по своей природе административно-правовыми отношениями и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируются. На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы в данной связи подлежат отклонению.
Тот факт, что общество в своей деятельности преследует цель извлечения прибыли и заключило гражданско-правовые договоры с иными лицами, на природу рассматриваемых правоотношений не влияет.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный довод заявителя о том, что правоотношения между сторонами возникли не в рамках оказания государственной услуги.
Организация предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрена Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (далее - Федеральный закон N 210).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 210 установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 210).
В соответствии с подпунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 210, государственная услуга - это деятельность по реализации функции федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственную услугу.
Центрсибнедра является территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
По общему правилу, действие законов не распространяется на ранее возникшие правоотношения, если это прямо не предусмотрено таким законом. Приказом N 583 не предусмотрены специальные переходные положения по вопросу действия Порядка N 61 после утраты его силы, этим же приказом не предусмотрены и положения распространения его действия на возникшие ранее правоотношения. Однако, при применении данного правила следует учитывать, что к этому моменту правоотношение уже должно сложиться.
В данном случае общество выступило с инициативой возникновения правоотношения по получению права пользования недрами для геологического изучения недр. Началом оказания услуги по предоставлению права пользования участком недр в целях геологического изучение является заявка заинтересованного лица. Но вместе с тем основанием для предоставления государственной услуги является сложный юридический состав. Для возникновения данного правоотношения необходим ряд юридических действий - от заявления до принятия соответствующего решения органом. При этом эти юридические действия совершаются в строго определенном порядке и в предписанное законодательством время. До того момента, как все юридические действия будут совершены, правоотношение не может считаться сформировавшимся и возникшим.
Порядком по рассмотрению заявок на получение права пользования недрами в целях геологического изучения предусмотрено, что заявка подается в Роснедра или в территориальный орган Роснедра (в том числе Центрсибнедра). Заявки и предоставленные документы, рассматриваются Комиссией, созданной приказом Роснедра. Исходя из понятия государственной услуги, основных принципов ее оказания и полномочий Центрсибнедра, порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами в целях геологического изучение является нормативным правовым актом, описывающим порядок предоставления государственной услуги, которая оказывается Департаментом, как органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия. Результатом оказания государственной услуги в рассматриваемом случае является принятие органом, наделенным публично-властными полномочиями, ненормативно-правового акта, который в свою очередь и может послужить основанием для возникновения гражданско-правовых отношений по поводу использования хозяйствующим субъектом недр, находящихся в федеральной собственности.
Исходя из основания предусмотренного пунктом 2 часть 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов, которые предусматривают основания их возникновения, а в силу уже ранее приведенных положений пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр признается решение Комиссии.
Таким образом, гражданские права и обязанности заявителя в рассматриваемых отношениях могли возникнуть только после оказания государственной услуги, результатом которой явилось бы принятие положительного решения по заявлению хозяйствующего субъекта, а не с момента, когда подана заявка в государственный орган, потому как с указанного момента никаких порождающих к возникновению права оснований не возникает.
Таким образом, Комиссия при рассмотрении заявки общества на получение права пользования недрами на законных основаниях применила нормы действующего законодательства на момент рассмотрения самой заявки.
Отношения по предоставлению государственных и муниципальных услуг могут быть реализованы в ходе действия нескольких Порядков, предусматривающих оказание определенной государственной услуги.
Решение по применению законодательства в данном случае зависит не от даты обращения за получением государственной услуги, а от даты создания правоприменительного (нормативного) акта, который порождает гражданско-правовые отношения, как это предусмотрено статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из этого, гражданско-правовые отношения, которые возникают из акта государственного органа, должны соответствовать действующему законодательству на момент его создания.
Приказом N 583 не предусмотрены специальные переходные положения по вопросу действия Порядка N 61 после утраты его силы, в связи с чем, правоотношения, возникшие до 10.01.2017, не могут быть рассмотрены без учета вновь установленных требований Приказа N 583.
При этом приведенные в разделе 4 Приказа N 583 и в разделе N 6 Порядка N 61 требования к содержанию и составу прилагаемых к заявке документов, а равно последовательность действий государственного органа, связанных с процедурой рассмотрения заявок и основаниям отказа Комиссии в удовлетворении заявки являются идентичными.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О недрах" отказ Комиссией в приеме заявки может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования участком недр, в отношении которого подана заявка, данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования
Также и возможность предоставления прав пользования участком недр, по которым отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и (или) прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категории Р1 и (или) Р2 и (или) запасов углеводородного сырья и (или) прогнозных ресурсов углеводородного сырья категории D и или Dл и которые не включены в перечни объектов, предлагаемых в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, в целях геологического изучения, включая поиски и оценку месторождения твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, по заявкам потенциальных недропользователей на основании решения Комиссии без проведения аукционов, предусматривалась как Порядком N 61 (абзац 6 пункта 1.3), так и Приказом N 583 (абзац 2 пункта 1.8).
Пунктом 1.11 (абзацем 2) Приказа N 583 установлен также специальный порядок предоставления в пользование для целей геологического изучения недр, участков недр, границы которых полностью или частично совпадают с границами участка недр, ранее предоставленного в пользование для целей геологического изучения недр, право пользования которым было в установленном порядке прекращено, в том числе и досрочно. Такие участки испрашиваемые подлежат предоставлению заинтересованным лицам только после включения в Перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных средств, который формируется в соответствии с пунктом 1.12 Приказа N 583.
Указанные нормы Приказа N 583 регулируют порядок определение надлежащего способа (процедуры) предоставления права пользования находящимся в федерльной собственности имущества (недр) и определения лица, в пользование которого могут быть предоставлены названных в приведенных нормах категории участков недр.
В ответе Красноярским филиал ФБУ "ТФГИ по СФО" (от 14.03.2017 вх. N 2084) указано следующее:
- вблизи участка "Фабричный" на расстоянии 0,01 км. расположена лицензионная площадь россыпь "р. Чибижек с притоками", право на который предоставлено ООО "Алькор" по лицензии КРР 02513 БЭ в целях разведки и добычи на участке. Срок действия лицензии с 07.11.2013 по 15.11.2028;
- в 0,01 км от испрашиваемого участка расположена Ольховско-Чибижекская лицензионная площадь (золото из коренных рудных месторождений), право на которую предоставлено ООО "Сибресурс" по лицензии КРР 02781 БР в целях геологического изучения, разведки и добычи золота и попутных компонентов. Срок действия лицензии с 18.03.2016 по 15.03.2041;
- в 0,03 км. расположено месторождение россыпного золота "р. Чибижек", право на разработку которого предоставлено ООО "Саянская золотодобывающая компания" по лицензии КРР 01681 БЭ. Срок действия лицензии с 13.11.2006 по 31.12.2022.
- в границах испрашиваемого участка был лицензионный участок право на который прекратилось: лицензионный участок коры выветривания в бассейне р. Чибижек. Право было предоставлено ОАО "Минусинская геологоразведочная экспедиция" в целях геологического изучения (поиски и оценка) золота по лицензии КРР 00994 БП. Срок действия лицензии с 26.07.2000 по 30.06.2005. Лицензия прекращено по истечению срока давности.
Таким образом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, предусмотренные ограничения для предоставления права пользования недрами имелись.
После получения необходимых сведений и ответов на запросы заявка заявителя 22.06.2017 рассмотрена комиссией (протокол от 22.06.2017 N 6-2017 КРР).
В соответствии с абзацем 1 пункта 1.11 Приказа N 583 участок недр, границы которого расположены на расстоянии менее чем 5 км (для участков недр на твердые полезные ископаемые) или менее чем 20 км (для участков недр на углеводородное сырье) от границ нескольких участков недр (за исключением участков недр местного значения и (или) участков недр, предоставленных в пользование для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи), предоставленных в пользование различным пользователям недр, по совмещенным лицензиям на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых и содержащих разведываемое и (или) разрабатываемое месторождение (месторождения) полезных ископаемых и (или) предоставленных в пользование по лицензиям на разведку и добычу полезных ископаемых, если пользователи недр по указанным лицензиям не получили право пользования участком недр для геологического изучения флангов разведываемых и (или) разрабатываемых месторождений полезных ископаемых и не дали предусмотренное абзацем шестым пункта 1.10 настоящего Порядка согласие на предоставление в пользование такого участка недр, в случае, если сроки, предусмотренные абзацами восьмым, девятым и десятым пункта 1.10 настоящего Порядка, не истекли, подлежит предоставлению в пользование в соответствии с настоящим Порядком только в случае включения такого участка недр в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр.
В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств, препятствующих предоставлению заявителю испрашиваемых участков без включения в Перечень объектов и без проведения торгов по заявлению заинтересованного лица, без согласия недропользования по действующей лицензии, с учетом положений пункта 1.11 Приказа N 583 Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении заявки. Об отказе в удовлетворении заявок Центрсибнедра уведомил заявителя путем направления письменного ответа от 04.08.2017 N04-01/4063.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что основание, указанное ответчиком в качестве отказа в предоставлении участков недр, соответствует действующему на момент принятия решения законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Само по себе принятие заявителем каких-либо мер, направленных на получение права пользования недрами и факт изменения законодательства до получения желаемого результата не влечет автоматического признания за хозяйствующим субъектом не возникшего права, не свидетельствует о необходимости применения ответчиком норм утративших силу, в том числе в ущерб имущественным интересам иных лиц.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, об отсутствии оснований удовлетворения заявленного требования.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ООО "Агат".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" февраля 2018 года по делу N А33-29636/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.