город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2018 г. |
дело N А32-2491/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новик В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевой Н.В., при участии:
от истца: представитель Щедрина С.П. по доверенности от 14.09.2017, паспорт, от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Щербиновская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2018 по делу N А32-2491/2018 по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Щербиновская управляющая компания" (ИНН 2358007784, ОГРН 1072358000604) о взыскании задолженности за электроэнергию, принятое в составе судьи Григорьевой Ю.С.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Щербиновская управляющая компания" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.10.2017 по 31.10.2017 включительно в размере 21 315,94 руб., пени за период с 01.10.2017 по 31.10.2017 включительно в размере 3 012,79 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2018 исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Щербиновская управляющая компания" в пользу ПАО "ТНС энерго Кубань" взыскана задолженность за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.10.2017 по 31.10.2017 включительно в размере 21 315,94 руб., пеню за период с 01.10.2017 по 31.10.2017 включительно в размере 2 915,50 руб. (начисленную на задолженность, возникшую за период с 01.01.2017 по 31.10.2017, исходя из ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации на момент вынесения решения суда - 7,50 %). В удовлетворении оставшейся части требований отказано. С ООО "Щербиновская управляющая компания" в пользу ПАО "ТНС энерго Кубань" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 992 руб. пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Щербиновская управляющая компания" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Суд первой инстанции необоснованно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства, что нарушило права ответчика на представление доказательств, опровергающих доводы истца, а также право на участие в исследовании предоставленных доказательств. По мнению апеллянта, истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку истец направлял в адрес общества "Щербиновская управляющая компания" проект договора энергоснабжения от 11.08.2016, общество отказалось заключать данный договор поскольку не является потребителем электрической энергии. Из жалобы также следует, что общество "Щербиновская управляющая компания" не осуществляет функции управления многоквартирными домами, не предоставляет коммунальные услуги (в том числе электроснабжение), не является посредником между жильцами многоквартирных домов и ПАО "ТНС энерго Кубань" и иными ресурсоснабжающими организациями. Истцом также не представлена в суд расшифровка расчета задолженности за потребленную энергию на общедомовые нужды с указанием площади помещений по данным органов БТИ по каждому многоквартирному жилому дому, что не позволяет определить, на основании каких данных произведен расчет и проверить его правильность.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ТНС энерго Кубань" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Как следует из отзыва, управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома с 01.08.2016 является ООО "Щербиновская управляющая компания". Договор энергоснабжения на поставку электроэнергии на ОДН между истцом и ответчиком не заключен. Оферта направлялась ответчику 02.02.2017. В период с 01.10.2017 по 31.10.2017 находящимися в управлении ответчика многоквартирными жилыми домами осуществлено потребление электроэнергии на общедомовые нужды в количестве 6854 кВтч на общую сумму 21 315,94 руб., что подтверждается товарными накладными, актами контрольных съемов показаний расчетных приборов учета электроэнергии и ведомостями показаний приборов учета электроэнергии по многоквартирным домам, подписанными ответственным по дому или жильцами дома. В адрес ответчика выставлялись счета на оплату поставленной электроэнергии. Лицензиатом (ООО "ЩУК") в государственной информационной системе ГИС ЖКХ размещены сканированные образцы договоров управления МКД находящимися под управлением ООО "ЩУК". Согласно п. 1.5 Договора управляющая организация предоставляет в том числе коммунальные услуги по электроснабжению. Пунктом 2.1.2 договора управляющая компания обязана в пределах границ ответственности выполнять работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, предоставлять собственникам коммунальные услуги надлежащего качества и в необходимых объемах. Ответчик ошибочно полагает, что он не является исполнителем коммунальных услуг в отношении сверхнормативного ОДН по спорным домам в связи с тем, что ответчик является управляющей организацией, привлеченной по договору на техническое обслуживание. До 01.09.2014 такая модель управления многоквартирными домами - непосредственное управление с привлечением организации-подрядчика - действительно допускалась нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (части 1.2 статьи 164), однако впоследствии была исключена законодателем в связи с введением требования об обязательном лицензировании деятельности управляющих компаний. По мнению истца, ООО "ЩУК" является исполнителем коммунальной услуги для целей Правил N 124 и обязано оплачивать объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в соответствии с пунктом 21(1) Правил N124, при этом обязательственные отношения между истцом и ответчиком являются фактически сложившимися путем совершения конклюдентных действий (фактическое потребления электроэнергии в местах общего пользования).
Ответчик в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанного лица.
Истец в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, ООО "Щербиновская управляющая компания" является управляющей организацией и управляет многоквартирными домами, расположенными в ст. Старощербиновской улицы: Ленина д. 165, Шевченко д. 94, Шевченко д. 107/1, Краснопартизанская д. 130, Советов д. 72, Советов д. 74, Советов д. 76, Первомайская д. 111, Первомайская д. 113, Первомайская д. 115, Первомайская д. 117, Лермонтова д. 27, Лермонтова д. 29, Красина д. 83, Тельмана д. 169, Тельмана д. 171.
Управляющей организацией, обслуживающей указанные многоквартирные дома, является общество с ограниченной ответственностью "Щербиновская управляющая компания", что подтверждается представленной анкетой управляющей организации ООО "Щербиновская управляющая компания", а так же лицензией N 023000193 от 12.05.2015, выданной Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края (приказ N 3074-ГУ от 12.05.15) с видом деятельности: управление многоквартирными домами и информацией размещенной на официальном сайте "ГИС ЖКХ", где основания управления - договоры управления многоквартирных домов.
Договор энергоснабжения на поставку электроэнергии на ОДН между истцом и ответчиком не заключен.
Как следует из искового заявления, в период с 01.10.2017 по 31.10.2017 по вышеуказанным многоквартирным жилым домам ответчиком осуществлено потребление электроэнергии на общедомовые нужды на общую сумму 21 315,94 руб., что подтверждается товарными накладными, актами контрольных съемов показаний расчетных приборов учета электроэнергии и ведомостями показаний приборов учета электроэнергии по многоквартирным домам, подписанными ответственным по дому или жильцами дома.
В адрес ответчика выставлялись счета на оплату поставленной электроэнергии.
Отсутствие оплаты за потребленную электроэнергию послужило основанием для обращения публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции верно квалифицированы спорные правоотношения сторон, определен предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии с нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила соответствующего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не предусмотрено иное.
Согласно п. 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, при наличии в доме управляющей организации соответствующие расходы возложены на нее, даже если между собственниками помещений существуют прямые договоры.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Как следует из материалов дела, договор между истцом и ответчиком не заключен.
Между тем, обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 214 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Аналогичный вывод содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Таким образом, отсутствие заключенного в письменной форме договора между истцом и ответчиком об энергоснабжении общедомового имущества находящихся в управлении ответчика многоквартирных жилых домов не может служить самостоятельным основанием для освобождения последнего от обязанности по оплате в адрес гарантирующего поставщика стоимости электроэнергии на содержание общего имущества МКД, фактически потребленной в данных многоквартирных домах.
Соответственно, если управляющая организация, не заключила на поставку электрической энергии на общедомовые нужды с гарантирующим поставщиком, но фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, отношения, возникшие между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации являются фактически сложившимися договорными отношениями по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Гарантирующий поставщик, как ресурсоснабжающая организация, вправе получить плату за весь фактически переданный в многоквартирный дом объем электрической энергии: - в части объемов электроэнергии, потребленных в жилых и нежилых помещениях МКД, - в оставшейся части - с управляющей компании, осуществляющей содержание и обслуживание общего имущества МКД.
Таким образом, у ответчика имеется обязанность по оплате объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.
Истцом в материалы дела представлен расчет потребления ОДН, ведомости показаний приборов учета электроэнергии по многоквартирным домам, подписанными ответственным по дому или жильцами дома.
Наличие обязанности ответчика по оплате объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, усматривается и из формул, приведенных в пункте 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Вместе с тем согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В пункте 44 Правил N 354 установлено, что распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, доводы апеллянта, о том, что граждане в порядке ст. 39, 154 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ должны производить оплату истцу за весь объем электрической энергии, потребленной в МКД, находящихся в управлении ответчика противоречат вышеуказанным нормам права.
Следовательно, доводы жалобы об отсутствии правовых оснований производить оплату за объем электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества в МКД, несостоятельны, основаны на неверном понимании ответчиком вышеприведенных норм права.
Выводы суда первой инстанции об обоснованности исковых требований в части взыскания основной задолженности признаются апелляционной коллегией верными.
Факт поставки электрической энергии в спорный период подтверждается имеющимися в деле документами (счета и счета-фактуры, акты контрольных съемов показаний расчетных приборов учета электроэнергии и ведомости показаний приборов учета электроэнергии по многоквартирным домам), которые являются надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
Доказательства того, что собственники помещений в спорных многоквартирных домах, в отношении которых истец произвел начисление платы за расход электрической энергии на ОДН, приняли на общих собраниях решения об оплате ресурсоснабжающей организации ресурса, поставленного на ОДН в полном объеме (в том числе и превышающем норматив потребления), в материалах дела отсутствуют.
Ответчик контррасчет суммы долга не представил и документально не опроверг представленные истцом доказательства.
Таким образом, исковые требования о взыскании суммы задолженности в размере 21 315,94 руб. подлежат удовлетворению.
Подлежит отклонению довод жалобы о том, что общество "Щербиновская управляющая компания" не осуществляет функции управления многоквартирными домами, не предоставляет коммунальные услуги (в том числе электроснабжение), не является посредником между жильцами многоквартирных домов и ПАО "ТНС энерго Кубань" и иными ресурсоснабжающими организациями ввиду следующего.
В соответствии со статьей 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под лицензионной деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Материалами дела подтверждается и не оспорено ответчиком, что согласно выписке из реестра лицензий Краснодарского края, в котором содержится поадресный перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата, размещенной на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (http://www.gzhi-kuban.ru/), размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ - https://dom.gosuslugi.ru/), протоколов общего собрания, управление многоквартирными домами, расположенными по адресам:
1. станица Старощербиновская, ул. Ленина, д. 165;
2. станица Старощербиновская, ул. Шевченко, д.94,107/1;
3. станица Старощербиновская, ул. Краснопартизанская, д. 130;
4. станица Старощербиновская, ул. Советов, д.72,74; 76;
5. станица Старощербиновская, ул. Первомайская, д. 111,113,115,117;
6. станица Старощербиновская, ул. Лермонтова, д. 27, 29;
7. станица Старощербиновская, ул.Красина д.83;
8. станица Старощербиновская, ул. Тельмана д.169,171
осуществляет ООО "Щербиновская управляющая компания".
Кроме того, лицензиатом (ООО "ЩУК") в государственной информационной системе ГИС ЖКХ размещены сканированные образцы договоров управления МКД находящимися под управлением ООО "ЩУК".
Материалами дела подтверждается, что ООО "ЩУК", не обращалось в адрес ресурсоснабжающей организации с целью заключения договора ресурсоснабжения на поставку ОДН, в связи с чем, ПАО "ТНС энерго Кубань" 02.02.2017 направлялась оферта договора на поставку ОДН.
Оферта ответчиком не акцептована.
Кроме того, обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 правил N 124 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров": в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Ответчик не оспаривает, что является управляющей компанией по отношению к многоквартирным домам, для обеспечения которых истцом поставлялась электроэнергия на общедомовые нужды.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Представленными в материалы дела квитанциями, также подтверждается факт выставления обществом "Щербиновская управляющая компания" счетов за "Техобслуживание".
В связи с тем, что судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности взыскания основной задолженности с ответчика, выводы суда первой инстанции в части взыскания законной пени за период с 01.10.2017 года по 31.10.2017 года, также поддерживаются апелляционной коллегией в соответствии с положениями статей 12, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абзацу 10 пункту 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с учетом изменений, внесенных ФЗ от 03.11.2015 N 307-ФЗ) управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов.
Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок суммы.
По смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Представленный истцом расчет судом проверен и признан не верным, в части примененной процентной ставки, судом первой инстанции самостоятельно произведен перерасчет подлежащей взысканию неустойки, размер которой составил 2 915,50 руб.
Ответчиком указанный расчет не оспорен, контррасчет не представлен, оснований к переоценке выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Суд первой инстанции обоснованно рассмотрел настоящее дело в порядке упрощенного производства в силу следующего.
Круг дел, рассматриваемых арбитражными судами в порядке упрощенного производства, определен статьей 227 АПК РФ; части 1 и 2 указанной статьи определяют критерии дел, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, при условии отсутствия обстоятельств, определенных частью 5 указанной статьи. Рассмотрение таких дел в порядке упрощенного производства не поставлено в зависимость от волеизъявления ответчика.
В обоснование ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства ответчик не представил доказательств, обусловливающих существование определенных частью 5 статьи 227 АПК РФ обстоятельств (т.1, л.д. 127).
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2018 по делу N А32-2491/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.