22 мая 2018 г. |
Дело N А84-3948/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.05.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Голика В.С., Карева А.Ю.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Стефаненко Ю.В.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Севреклама" - Плешаков А.С. по доверенности от 06.10.2017, от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Сучу Я.С. по доверенности от 28.12.2017 N 01-33/979-Д,
в отсутствии Рекламного агентства "Стар" в форме общества с ограниченной ответственностью (РА "Стар" в форме ООО), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севреклама" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 января 2018 года по делу N А84-3948/2017 (судья Александров А.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севреклама" о признании недействительным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на демонтаж рекламных конструкций, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Рекламного агентства "Стар" в форме общества с ограниченной ответственностью (РА "Стар" в форме ООО),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Севреклама" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее по тексту - департамент) N 114 от 12.09.2017, выданного в отношении общества, о демонтаже рекламных конструкций.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25 января 2018 года в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 января 2018 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об удовлетворении его требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель департамента против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, департаментом в рамках данных ему полномочий 12.09.2017 в отношении общества вынесено предписание N 114 о демонтаже рекламных конструкций, установленных на основании разрешений N 26-29, 31-35, 37- 42, 44, 45, 47-49, 51, 58, 91, 92, 99, 101, 104, 105, 107, 112, 113 (вид рекламной конструкции "билборд" в количестве 31 шт.) и эксплуатируемых в нарушение порядка, предусмотренного статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлены доказательства наличия действующих законных разрешений на размещение рекламных конструкций по адресам, указанным в разрешениях.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ, принимая во внимание пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом оспариваемого представления незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов Фонда в сфере экономической деятельности.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее по тексту - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Городской государственной администрацией г. Севастополя были выданы заявителю следующие разрешения на размещение рекламных конструкций: N 26-29, 31-35, 37- 42, 44, 45, 47-49, 51 (согласно протокола N 6 от 11.05.2012, срок действия до 11.05.2017) по следующим адресам города Севастополя: ул. Шевченко р-н т/ц "Новус", р-н дома 46, ул. Отрадная р-н т/ц "Эпицентр", верхний, нижний, Фиолентовское шоссе в направлении к улице Косарева, проспект Октябрьской Революции остановка общественного транспорта "ул. Колобова", напротив т/ц "Новус", улица Косарева район дома N 27, ул. Токарева напротив т/ц "Авангард", спуск Котовского, проспект Героев Сталинграда район остановки общественного транспорта "бухта Омега" направление движения из центра, Балаклавское шоссе, спуск Стрелецкий, улица Хрусталёва район поворота к складам, ул. Хрусталёва - Городское шоссе, улица Николая Музыки 54; N 58 (согласно протокола N 7 от 25.05.2012, срок действия до 25.05.2017), 91, 92, 99, 101, 104, 105, 107, 112, 113 (согласно протокола N 9 от 01.08.2012, срок действия до 01.08.2017) по следующим адресам города Севастополя: проспект Генерала Острякова подземный переход, ул. Николая Музыки - ул. Маршала Бирюзова, проспект Генерала Острякова 89, проспект Генерала Острякова 61, ул. Багрия, проспект Генерала Острякова Оптовик, проспект Генерала Острякова Хрюкинский рынок, проспект Генерала Острякова 1 магазин "Кроха", проспект Генерала Острякова.
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение Закона N 6-ФКЗ и, руководствуясь Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе), в целях координации вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период Правительством Севастополя 28.10.2014 принято постановление N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период".
Согласно пункту 1 названного постановления разрешения на размещение рекламных конструкций, выданные в установленном законом порядке и срок действия которых не истек по состоянию на 21 марта 2014 года, действуют до окончания срока их действия.
Пунктом 7 постановления N 422 предписывалось юридическим и физическим лицам, владеющим рекламными конструкциями на праве собственности или ином вещном (обязательственном) праве, расположенными на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в срок до 1 января 2015 года заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с уполномоченным органом государственной власти - Управлением архитектуры и градостроительства в соответствии с ранее выданными разрешениями на срок их действия, установленный данным Постановлением.
Во исполнение статьи 12 Закона N 6-ФКЗ и пункта 7 Постановления N 422 между управлением и обществом 30.12.2014 заключен договор N 03-06/17.
Таким образом, после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым полученные обществом в Украине разрешения на размещение внешней рекламы не прекратили своего действия и не требовали какого-либо дополнительного подтверждения, а продолжали являться правоустанавливающими документами на размещение заявителем рекламных конструкций на территории города Севастополя в пределах указанного в них срока - до 11.05.2017, 25.05.2017 и 01.08.2017 соответственно.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 422 после истечения срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного до 21.03.2014, на рекламную конструкцию, соответствующую Схеме размещения рекламных конструкций в городе Севастополе, утвержденной в установленном законом порядке, соответствующее место размещения рекламной конструкции считается свободным (далее - свободное место) до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления N 422 предписывалось, что до определения победителя торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, являющемся свободным местом, разрешение на размещение рекламных конструкций на свободном месте, оформленное в установленном порядке по состоянию на 21 марта 2014 года, срок действия которого истекает после этой даты, считается действующим.
Доказательств того, что имеется утвержденная в установленном законом порядке Схема размещения рекламных конструкций в городе Севастополе (далее - Схема) и что спорные места вошли в эту Схему, обществом не представлено.
Так как указанные пункты Постановления N 422 могли применяться только в отношении рекламных конструкций, соответствующих утвержденной в установленном законом порядке Схеме, т.е. при наличии утвержденной Схемы и в случае, если место размещения рекламной конструкции включено в такую Схему, а подтверждения этому не имеется, то пункты 3 и 5 Постановления к рассматриваемому случаю неприменимы.
В этой связи имевшиеся у общества разрешения на размещение рекламных конструкций согласно пункту 1 Постановления N 422 действовали до окончания указанного в них срока их действия, который на момент вынесения оспариваемого предписания истек.
Кроме того, по результатам рассмотрения протеста прокуратуры города Севастополя Постановлением Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП Постановление Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 признано утратившим силу.
В соответствии со статьей 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2016 N 1220-ПП утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации (далее - Правила N 1220), согласно которым размещение рекламных конструкций на земельных участках, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, осуществляется в соответствии со схемой установки (размещения) рекламных конструкций, устанавливаемых (размещаемых) на земельных участках, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя (п. 3.2); установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Севастополя осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Севастополя по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества или остановочного павильона, к которым присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются (п. 5.1); в случае выявления самовольных рекламных конструкций, составляется акт обследования рекламной конструкции по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам, на основании акта обследования владельцу самовольной рекламной конструкции выносится предписание о необходимости демонтажа данной конструкции по форме согласно приложению N 5 к настоящим Правилам (п. 6.2).
В соответствии с пунктом 21.1. ст. 19 Закона о рекламе если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.
Поскольку срок выданных заявителю разрешений на размещение внешней рекламы истек и общество, являясь собственником указанных рекламных конструкций, не демонтировало объекты наружной рекламы, департамент законно и обоснованно выдал ему предписание о демонтаже рекламных конструкций, содержащее законные требования демонтировать рекламные конструкции в тридцатидневный срок со дня выдачи предписания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок действия разрешений N 26-29, 31-35, 37- 42, 44, 45, 47-49, 51, 58, 91, 92, 99, 101, 104, 105, 107, 112, 113 должен исчисляться с даты согласования их последним из уполномоченных органов - с 29.10.2012 и 06.11.2012 в связи с чем датой окончания пятилетнего срока их действия является 29.10.2017 и 06.11.2017 апелляционной коллегией отклоняются на основании следующего.
Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2003 года N 2067, утверждены Типовые правила размещения наружной рекламы, действующие в период выдачи разрешений, регулирующие отношения, возникающие в связи с размещением наружной рекламы в населенных пунктах, и определяющие порядок предоставления разрешений на размещение такой рекламы.
Пунктом 23 указанных Правил установлено, что разрешение предоставляется сроком на пять лет, если меньший срок не указан в заявлении.
В разрешениях дата окончания срока их действия указана 11.05.2017, 25.05.2017 и 01.08.2017 соответственно. При этом из указанных разрешений следует, что началом пятилетнего срок является дата протоколов рабочего органа, в который были поданы заявления о выдачи разрешений.
Заявитель считает, что исполнительный орган необоснованно исчислял начало пятилетнего срока действия разрешений от даты начала осуществления процедуры рассмотрения заявлений о выдачи разрешений.
Однако указанная позиция, по мнению апелляционной коллегии, является субъективной поскольку законодательство Украины не содержит норм, позволяющих толковать их содержание в соответствии с правовой позицией заявителя.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, заявитель не был лишен возможности обжаловать действия органов Украины, выдавших указанные разрешения и определивших сроки их действия, в случае несогласия с ними, однако не сделал этого.
Довод заявителя о наличии полученных партнером по коммерческой деятельности ООО "РА "Стар", разрешений, выданных в 2004 году на размещение рекламных конструкций в тех же местах дислокации, что и в разрешениях N 92, 99, 107, 112, 101, выданных на имя ООО "Севреклама", был предметом исследования судом первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявления предпринимателя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на общество.
Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Севреклама" из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 января 2018 года по делу N А84-3948/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Севреклама" из федерального бюджета 1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.02.2018 N 33.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3948/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 7 сентября 2018 г. N Ф10-3666/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Севреклама"
Третье лицо: ООО Рекламное агентство "СТАР", Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3666/18
05.09.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-470/18
22.05.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-470/18
25.01.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3948/17
25.12.2017 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3948/17