г. Ессентуки |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А15-5957/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства" городского округа "город Кизляр" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.02.2018 по делу N А15-5957/2017
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (ИНН 0562044239, ОГРН 1020502629795)
к муниципальному казенному учреждению "Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства" городского округа "город Кизляр" (ИНН 0547009896, ОГРН 1150547000383), обществу с ограниченной ответственностью промышленно-строительное предприятия "Бетон" (ИНН 0547002107, ОГРН 102050230688)
о признании недействительным договора N 9/3 от 22.09.2017,
с участием третьего лица: администрации муниципального округа "город Кизляр" Республики Дагестан,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее по тексту - антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства "городского округа "г. Кизляр" (далее по тексту - учреждение), обществу с ограниченной ответственностью промышленно-строительное предприятия "Бетон" о признании договора N 9/3 от 22.09.2017 недействительным.
Решением суда от 28.02.2018 исковые требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае заключение договора на благоустройство дворовых территорий МКД могло быть осуществлено только по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения договора. При этом, ответчиками не доказано, что заключение договора имело место при экстренной ситуации в связи с аварией, чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения.
Учреждение не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать. Считает ошибочным вывод судов о недостаточности обоснованности выбора способа закупки (закупка у единственного поставщика). В результате заключения указанного договора с единственным поставщиком (ООО ПСП "Бетон"), который осуществляет свою деятельность по упрощенной системе налогообложения, стоимость закупки составила 12 392 911 руб, при начальной (максимальной) - 13 163 113 руб, была достигнута экономия бюджетных средств в сумме 770 202 руб. Договор на благоустройство дворовых территорий МКД исполнен сторонами в полном объеме. По результатам контрольных обмеров выполненных работ, проверки технической и исполнительной документации завышения стоимости выполненных работ, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено.
В письменных возражениях истец просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения
Участники процесса явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.02.2018 по делу N А15-5957/2017 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 22.09.2017, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ от 05.04.2013, между учреждением (заказчик) и ООО ПСП "Бетон" (подрядчик) заключен договор на благоустройство дворовых территорий МКД (капитальный ремонт объектов благоустройства) по адресу: ул. 40 лет Дагестана, 2 "Б", ул. 40 лет Дагестана, 4, ул. 40 лет Дагестана, 6/2, ул. С,Стальского, 8, ул. С.Стальского, 10 в г. Кизляре, по условиям которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по благоустройству дворовых территорий МКД в полном объеме, а заказчик принять и оплатить их в порядке и в сроки, предусмотренные договором.
В ходе проведения внеплановой проверки комиссией УФАС по РД установлены нарушения МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства "городского округа "г.Кизляр" части 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы на действия учреждения вынесено решение от 20.10.2017, в соответствии с которым МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства "городского округа "г.Кизляр" признано нарушившим при заключении договора N 9/3 части 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Полагая, что договор является недействительной сделкой, поскольку заключен в нарушение норм Закона N 44-ФЗ, антимонопольный орган обратился с иском в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушен порядок определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организатора торгов или работников заказчиков в торгах.
Согласно части 4 названной статьи нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
На основании пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (абзац 2 пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В силу статей 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить выполненную подрядчиком работу после сдачи результатов работ в сроки и в порядке, предусмотренных условиями договора.
Порядок расходования средств местного бюджета предусмотрен Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом N 44-ФЗ.
Из положений Закон N 44-ФЗ следует, что контрагенты могут вступать в договорные отношения с муниципальным образованием, в том числе, связанные с выполнением подрядных работ, только посредством заключения муниципального контракта.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (статья 1 Закона N 44-ФЗ).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного Закона.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
Статья 93 Закона N 44-ФЗ также устанавливает перечень иных случаев, когда заказчик вправе осуществлять закупку у единственного участника. В частности, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчиком может осуществляться закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 данной статьи.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.05.2013 N 18045/12, в условиях отсутствия государственного контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом, фактическое выполнение спорных строительных работ не может влечь возникновения на стороне подрядчика неосновательного обогащения. Возможности согласования выполнения подобных работ без соблюдения требований Закона и удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения, по сути, дезавуирует его применение и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
По смыслу приведенных разъяснений, нарушение требований Закона N 44-ФЗ предполагает недобросовестность обеих сторон сделки, в связи с чем, исполнитель (подрядчик) не может рассчитывать на получение платы, так как извлечение преимущества из незаконного или недобросовестного поведения противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая сделка совершается в обход явно выраженного запрета, установленного законом.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, суд, арбитражный суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 названной статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены Кодексом.
Если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 Кодекса, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункты 1 или 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации). К сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункты 7 и 75 постановления N 25).
Суд первой инстанции, установив, что при заключении договора торги не проводились, условия для проведения закупки у единственного подрядчика, перечисленные в статье 93 Закона N 44-ФЗ в настоящем деле отсутствуют, договор заключен на сумму, превышающую 100 тыс. рублей (ответчики данные выводы не оспаривают), учреждение не обосновало невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения подрядчика, пришел к обоснованному выводу, что отсутствие публичных процедур привело к созданию преимущественного положения единственного исполнителя и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение контракта, в связи с чем обоснованно признал оспариваемый договор недействительной сделкой, нарушающей установленный законом явно выраженный запрет.
Недопущение срыва государственной программы не означает необходимость выполнения вида работ без заключения муниципального контракта в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, с использованием конкурентных способов размещения заказа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор на благоустройство дворовых территорий МКД (капитальный ремонт объектов благоустройства), заключенный "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства "городского округа "г.Кизляр" и ООО ПСП "Бетон", не соответствует требованиям вышеназванных законов и в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным (ничтожным).
Представленные ответчиками доказательства исполнения договора N 9/3 от 22.09.2017 (унифицированные формы КС-2, КС-3), платежные поручения об оплате работ на сумму 12 392 911 рублей, акт приемки завершенных благоустройством дворовых территорий от 15.12.2017, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку признание договоров, заключенных с лицами, выигравшими торги, недействительными не поставлено в зависимость от факта исполнения сделки, имеющего значение при рассмотрении судами требования о применении последствий недействительности оспоримой сделки, которого истцом не заявляло. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 28.01.2016 по делу N 301-ЭС15-12618.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании норм права, а также не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы об отмене решения суда первой инстанции от 28.02.2018 и принятии по делу нового судебного акта не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.02.2018 по делу N А15-5957/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
И.Н.Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-5957/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 августа 2018 г. N Ф08-6840/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы России по РД
Ответчик: МБУ "Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений" городского округа " г. Кизляр", Мку Ужкх Г, МКУ УЖКХ г Кизляра, Муниципальное бюджетное учреждение "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" ГО г. Кизляр
Третье лицо: Администрация МО ГО "город Кизляр", ООО ПСП "Бетон"