город Ростов-на-Дону |
|
24 мая 2018 г. |
дело N А01-2836/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии:
от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказского территориального управления имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: представитель Колясникова Ю.С. по доверенности от 07.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.03.2018 по делу N А01-2836/2017 по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к заинтересованному лицу административной комиссии муниципального образования "Город Майкоп" об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, принятое в составе судьи Хутыз С.И.,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к административной комиссии муниципального образования "Город Майкоп" (далее - заинтересованное лицо, административная комиссия) об отмене постановления от 18.10.2017 N 21-38 о привлечении к административной ответственности по статье 32 Закона Республики Адыгея от 19.04.2004 N 215 "Об административных правонарушениях".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что организационно-правовая форма учреждения не позволяет иметь собственные силы и средства для непосредственного осуществления указанных работ; отдельных заданий от Министерства обороны Российской Федерации по осуществлению указанных полномочий учреждению также не поступало. Кроме того, в штатном расписании учреждения отсутствуют должности, в функциональные обязанности которых входят действия по санитарному содержанию объектов недвижимости, в том числе земельных участков. Постановлением административной комиссии муниципального образования "Город Майкоп" от 18.10.2017 N 21-38 учреждению назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб., которое является непомерным к исполнению в настоящее время, в связи с тем, что осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России приостановлено. Учитывая вышеизложенное, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не имело возможности соблюдения Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Майкоп".
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Административная комиссия муниципального образования "Город Майкоп" надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечила. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 29.09.2017 земельный участок с кадастровым номером 01:08:0519038:27, площадью 14 768 (+/- 42 кв.м.), расположенный по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гаражная, 2, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
02.10.2017 при проверке территории вышеуказанного земельного участка сотрудниками санитарного контроля городских территорий по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гаражная, 2 выявлен факт нарушения учреждением режима выкашивания сорной и карантинной растительности, что является нарушением статьи 32 Закона Республики Адыгея от 19.04.2004 N 215 "Об административных правонарушениях" (далее - Закон Республики Адыгея N 215).
По факту выявленного нарушения в отношении учреждения 11.10.2017 составлен протокол N 000922 об административном правонарушении по статье 32 Закона Республики Адыгея N 215.
Постановлением административной комиссии по делу об административном правонарушении от 18.10.2017 N 21-38 ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России привлечено к административной ответственности по статье 32 Закона Республики Адыгея N 215 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с административным законодательством, которое состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно статье 32 Закона Республики Адыгея N 215 нарушение режима выкашивания сорной и карантинной растительности на территориях частных домовладений, дач, муниципального жилого фонда, организаций и прилегающих к ним территорий, а также на участках, отведенных под застройку, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Раздел 1 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Майкоп" утвержденных решением Советом Народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 17.09.2015 N 142-рс и действующих на период привлечения учреждения к административной ответственности (далее - правила) устанавливал единые нормы и требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, определяют требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории муниципального образования "Город Майкоп", определял порядок производства земляных, ремонтных и иных видов работ, уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренних производственных территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципального образования "Город Майкоп", юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории муниципального образования "Город Майкоп" земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе, для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную организацию очистки и уборки принадлежащих им на праве собственности или ином вещном, обязательственном праве земельных участков за счет собственных средств (пункт 4.1 правил).
Указанные лица обязаны обеспечивать надлежащее содержание принадлежащих им на праве собственности или ином вещном, обязательственном праве зданий, строений, сооружений, земельных участков в установленных границах; обеспечивать очистку и уборку (в том числе от афиш, рекламных, агитационных и информационных материалов, включая объявления, плакаты, надписи и иные материалы информационного характера) и приведение в надлежащий вид зданий, сооружений, а также заборов и ограждений земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном или обязательственном праве (пункт 6.3 правил).
Согласно пункту 4.7.2.9. правил покос сорной и карантинной растительности необходимо производить по мере необходимости, не допуская травостоя свыше 20 см.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" и ее структурные подразделения в пределах своей компетенции осуществляют контроль исполнения физическими и юридическими лицами указанных правил, в том числе функции по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом осмотра, протоколом об административном правонарушении, фототаблицей, подтверждается, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России допущено нарушение Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Майкоп", выразившееся в непринятии мер по выкашиванию сорной и карантинной растительности по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гаражная, 2.
Таким образом, наличие в действиях учреждения объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 32 Закона Республики Адыгея N 215, является доказанным.
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, будучи фактическим владельцем и представителем собственника соответствующей территории, ответственным за содержание данной территории, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 32 Закона Республики Адыгея N 215.
Учреждение не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности по содержанию земельного участка, территории, прилегающей к объектам жилого фонда, и не представило доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению требований правил благоустройства.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 32 Закона Республики Адыгея N 215.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что организационно-правовая форма учреждения не позволяет иметь собственные силы и средства для непосредственного осуществления указанных работ, отдельных заданий Министерства обороны Российской Федерации по осуществлению указанных полномочий учреждению не поступало, в штатном расписании учреждения отсутствуют должности, в функциональные обязанности которых входят действия по санитарному содержанию объектов недвижимости, в том числе земельных участков, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В соответствии с пунктами 19 и 20 Устава на ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ возложен контроль за использованием имущества Вооруженных сил РФ, а также управление и распоряжение имуществом Вооруженных сил РФ.
Для достижения указанных целей учреждение осуществляет следующие виды деятельности: формирует документы для принятия министром обороны Российской Федерации и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил; проводит по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны и (или) руководителя учреждения в установленном порядке проверки использования по назначению и сохранностью имущества Вооруженных Сил; составляет и утверждает акты проверок использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил, а также представляет их в Департамент имущественных отношений Министерства обороны; осуществляет контроль за сроками устранения выявленных в ходе проверок нарушений; осуществляет контроль за исполнением условий и обязательств по заключенным договорам.
На основании пунктов 26 и 27 Устава имущество учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества.
Учреждением в материалы дела не представлено доказательств принятия мер в виде обращения к Министерству обороны России для получения задания и дополнительного финансирования в целях соблюдения публично-правовой обязанности по обеспечению надлежащего содержания территории (земельного участка), относящейся к муниципальному образованию город Майкоп.
Правила благоустройства обязательны для всех физических, должностных и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела доказано виновное совершение ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 32 Закона Республики Адыгея N 215.
Довод апелляционной жалобы о том, что осуществление операций по расходованию денежных средств с лицевых счетов ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России приостановлено, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота (пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21).
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.03.2018 по делу N А01-2836/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.