г. Тула |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А54-2845/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Заикиной Н.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуськовой Д.И., при участии от истца - Трифонова Д.В. (доверенность от 15.05.2018, паспорт), от третьего лица - Сударчиковой Л.В. (представление от 28.04.8 N 8-139-2018, удостоверение), в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Заборье" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.02.2018 по делу N А54-2845/2017 (судья Шишков Ю.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Заборье" (ОГРН 1106215000484, ИНН 6215024186) к администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (ОГРН 1026200702330, ИНН 6215001598), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Рязанской области (г. Рязань), - Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области (г. Рязань), - администрация муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, с. Заборье), при участии в деле Прокуратуры Рязанской области, о признании недействительным решения об отказе в установлении соответствия видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080125:132, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Заборье" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения администрации об отказе в установлении соответствия видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080125:132, расположенного по адресу: 4,2 км на северо-восток от с. Заборье Рязанского района Рязанской области, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, выраженное в письме N 2066 от 24.04.2017; устранении допущенных нарушений прав ООО "Торговый дом Заборье" и обязании администрации установить соответствие видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080125:132, расположенного по адресу: 4,2 км на северо-восток от с. Заборье Рязанского района Рязанской области, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, а именно, п. 12.2 классификатора "Специальная деятельность", предусматривающему размещение мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом области).
Решением суда области от 14.02.2018 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, иск удовлетворить. В обоснование своей позиции указывает, что обращение с заявлением мотивировано именно необходимостью привидения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором, которому поименованные в Правилах землепользования и застройки виды разрешенного использования спорного земельного участка не соответствуют.
Представитель истца доводы жалобы поддержал в полном объеме, решение просил отменить, иск удовлетворить.
Представитель третьего лица с доводами жалобы не согласился, решение просил оставить без изменения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Торговый дом Заборье" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:15:0080125:132, расположенный по адресу: 4,2 км на северо-восток от с. Заборье Рязанского района Рязанской области.
В свидетельстве о государственной регистрации права собственности N 62-МД 977466 на земельный участок с кадастровым номером 62:15:0080125:132 указано, что он относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, с разрешенным использованием для строительства полигона твердых бытовых отходов. Категория земельного участка и разрешенное использования установлены распоряжением Правительства Рязанской области от 28.04.2014 N 181-р.
Решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 17.12.2014 N 45 утверждены "Правила землепользования и застройки муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области", в соответствии с которыми спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне К4 - "Зона озеленения специального назначения", предусматривающая основные виды разрешенного использования: "массивы зеленных насаждений; питомники растений, предназначенных для озеленения санитарно-защитных зон", а также вспомогательные виды разрешенного использования: "площадки для выгула собак с соответствующим благоустройством и оборудованием; общественные туалеты; площадки для сбора мусора (количество контейнеров на одной площадке - согласно расчетам, но не более пяти); объекты инженерно-технического обеспечения, в частности артезианские скважины технического водоснабжения; объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары (включая фонтаны), противопожарные водоемы и пр.)".
17.03.2017 администрация Муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области выдала обществу градостроительный план N RU 6251530916317 земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080125:132.
Пунктом 2.1 плана предусмотрены следующие виды разрешенного использования земельного участка: - основные виды: массивы зеленых насаждений; питомники растений, предназначенных для озеленения санитарно-защитных зон; вспомогательные виды использования земельного участка: площадки для выгула собак с соответствующим благоустройством и оборудованием; общественные туалеты; площадки для сбора мусора (количество контейнеров на одной площадке - согласно расчетам, но не более пяти); объекты инженерно-технического обеспечения, в частности артезианские скважины для технического водоснабжения; объекты пожарной охраны.
30.03.2017 общество обратилось в администрацию с заявлением об установлении соответствия видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080125:132 классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
24.04.2017 администрация письмом N 2066 фактически отказала обществу в приведении в соответствие с классификатором вида разрешенного использования, указав на то, что в силу Федерального закона от 23.04.2014 N 171-ФЗ орган местного самоуправления в срок до 01.01.2020 обязан внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренных классификатором видов разрешенного использования земельных участков. В настоящее время соответствующая работа не завершена.
Не согласившись с указанным отказом и полагая, что он нарушает права и законные интересы общества, ООО "Торговый дом Заборье" обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории и определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и исходя из разрешенного использования таких земель в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор), в котором хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки указано под кодом 12.2 и отнесено к такому виду разрешенного использования, как "специальная деятельность".
Вопрос приведения установленных видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с указанным классификатором разрешен в пунктах 12 и 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В частности, пунктом 12 указанной статьи предусмотрено, что до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Согласно пункту 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельных участков, для которых утверждены правила землепользования и застройки и установлены градостроительные регламенты, осуществляется правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования и подлежит отражению в государственном кадастре недвижимости. При этом вид разрешенного использования земельных участков выбирается из предусмотренных зонированием территорий видов.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 62:15:0080125:132 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения, разрешенное использование - для строительства полигона твердых бытовых отходов (том 1, л.д. 17), что установлено распоряжением Правительства Рязанской области от 28.04.2014 N 181-р.
Вместе с тем, решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 17.12.2014 N 45 утверждены "Правила землепользования и застройки муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области", в соответствии с которыми спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне К4 "Зона озеленения специального назначения", предусматривающая основные виды разрешенного использования: массивы зеленных насаждений; питомники растений, предназначенных для озеленения санитарно-защитных зон, а также вспомогательные виды разрешенного использования: площадки для выгула собак с соответствующим благоустройством и оборудованием; общественные туалеты; площадки для сбора мусора (количество контейнеров на одной площадке - согласно расчетам, но не более пяти); объекты инженерно-технического обеспечения, в частности артезианские скважины технического водоснабжения; объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары (включая фонтаны), противопожарные водоемы и пр.).
Такой вид разрешенного использования, как "12.2 - хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки", для территориальной зоны К-4 Правилами не установлен.
Указанные правила не оспорены и не признаны недействующими.
Суть настоящего спора сводится к несогласию истца с тем, что установленное ранее назначение предоставленного муниципальным образованием спорного земельного участка (для строительства полигона твердых бытовых отходов) фактически изменено этим же муниципальным образованием в результате принятия правил застройки и землепользования.
По смыслу ст. 6, ст. 13, ч.4 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт не должен противоречить нормативным актам.
Вместе с тем, указанные правила застройки и землепользования представляют собой нормативный акт, устанавливающий обязательные для применения неограниченным кругом лиц правила, и удовлетворения иска приведет к принятию решения, противоречащего указанному нормативному акту, что в силу приведенных норм недопустимо.
Учитывая изложенное, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку вид разрешенного использования "12.2 - хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки", за установлением которого заявитель обратился к истцу, не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, предусмотренным Правилами для территориальной зоны К-4.
В порядке пункта 13 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ правообладатель земельного участка вправе требовать приведения установленного ему и предусмотренного градостроительным регламентом вида разрешенного использования в соответствие с видом разрешенного использования, установленным Классификатором. Общество же по существу заявило об установлении иного вида разрешенного использования земельного участка, не соответствующего названному территориальному зонированию, что подразумевает соответствующую процедуру по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, а не о приведении его в соответствие с Классификатором.
Заявление общества сводится к несогласию с правилами землепользования и застройки. Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку установленных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции нет, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Поскольку в соответствии с положениями п. 3, 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы составляет 1500 руб., заявителю из федерального бюджета надлежит возвратить, излишне уплаченные по чек-ордеру от 04.04.2018 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.02.2018 по делу N А54-2845/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом Заборье" (ОГРН 1106215000484, ИНН 6215024186) из федерального бюджета 1 500 руб., излишне уплаченные по чек-ордеру от 04.04.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.