г. Чита |
|
15 августа 2018 г. |
дело N А10-8275/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиационная компания "ПАНХ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 мая 2018 года по делу N А10-8275/2017 по иску Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651) к обществу с ограниченной ответственностью "Авиационная компания "ПАНХ" (ОГРН 1090327007154, ИНН 0323346888) о взыскании суммы субсидии,
(суд первой инстанции: судья Молокшонов Д.В.),
при участии в судебном заседании:
от Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия - Дашиневской Н.М., представителя по доверенности от 11.01.2018,
от общества с ограниченной ответственностью "Авиационная компания "ПАНХ" - не явился, извещен,
установил:
Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к обществу с ограниченной ответственностью "Авиационная компания "ПАНХ" (далее - ответчик, ООО "АК "ПАНХ" или общество) о взыскании 26 632 878 рублей - полученной субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 мая 2018 года исковые требования удовлетворены. С ООО "АК "ПАНХ" в пользу Министерства взыскано 26 632 878 рублей - сумма субсидии, полученная по договору N 12 от 03.06.2014.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, руководствовался статьями 309, 310, 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 N 249 "Об утверждении порядка предоставления субсидии из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства" (далее - Порядок N 249).
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Истец в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 N 151 утверждена Государственная программа Республики Бурятия "Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли".
Из протокола заседания N 22 от 25.03.2014 следует, что Координационным Советом по развитию предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Бурятия принято решение о предоставлении ООО "АК "ПАНХ" субсидии на компенсацию части затрат, связанных с уплатой текущих лизинговых платежей, в размере 26 632 878 рублей.
Во исполнение указанного решения между Министерством и ООО "АК "ПАНХ" (ролучатель) заключен договор N 12 от 03.06.2014 о предоставлении государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде субсидии за счёт средств республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с уплатой текущих лизинговых платежей по договорам лизинга, для реализации проектов по обеспечению авиаперевозок в муниципальных образованиях в Республике Бурятия.
В соответствии с пунктом 1.1 договора Министерство предоставляет получателю субсидию на возмещение части расходов, связанных с оплатой текущих лизинговых платежей по договорам лизинга N ДЛ 0437-001-К/2012 от 07.08.2012, N ДЛ 0437-002- К/2012 от 07.08.2012, N ДЛ 0437-003-К/2012 от 07.082.012, заключенным с ОАО "Государственная транспортная лизинговая компания" для реализации предпринимательского проекта "Возрождение услуг по авиаперевозкам малой авиацией в Республике Бурятия" ООО "АК "ПАНХ" в размере 26 632 878 рублей.
Порядок получения субсидии определен постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 N 249 (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 2.1.3 договора Министерство осуществляет контроль за выполнением получателем взятых на себя обязательств, предусмотренных проектом.
В соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.2 договора получатель субсидии обязан выполнить проект в сроки и на условиях, установленных проектом, обеспечить выполнение плановых показателей реализации проекта, приведенных в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью договора.
Пунктом 2.2.8 договора предусмотрена обязанность получателя субсидии ежегодно в срок до 30 мая представлять в Министерство отчёт о достижении плановых значений показателей согласно приложению N 2 к договору.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 5.1).
В приложении N 1 к договору стороны согласовали такие плановые показатели реализации проекта на период с 2014 по 2016 годы, как:
- выручка от реализации товаров, услуг;
- средняя заработная плата по организации;
- среднесписочная численность работников;
- налоговые и неналоговые платежи.
Денежные средства в размере 26 632 878 рублей перечислены получателю платежными поручениями N 599846 от 06.06.2014, N 802051 от 10.07.2014, N 28625 от 04.08.2014, N 177104 от 02.09.2014, N 177103 от 02.09.2014, N 32996 от 26.12.2014, N 53222 от 29.12.2014, N 53572 от 29.12.2014, N 68278 от 30.12.2014, N 62324 от 30.12.2014.
Таким образом, истец свои обязательства по договору N 12 от 03.06.2014 выполнил.
Обращаясь с настоящим иском в арбитражный суд, истец указывает на недостижение ответчиком плановых показателей реализации предпринимательского проекта за 2014, 2015 и 2016 годы, нарушение сроков предоставления отчётов о достижении плановых показателей за 2015 и 2016 годы.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Обязательства в силу статей 309, 310 и 408 Гражданского кодекса Российской Федерации должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьями 28, 38 Бюджетный кодекс Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей, с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетный кодекс Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
При этом, положение о безвозвратности субсидии, предусмотренное пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.
Исходя из системного толкования указанных норм усматривается, что для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств истцу следует доказать использование указанных средств с нарушением условий, установленных при предоставлении субсидии.
Осуществление государственной поддержки регулируется Порядком N 249.
Приложением N 9 является Порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
Согласно пункту 3.1 Порядка N 249 получатели субсидии подлежат обязательной проверке Министерством, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В пункте 3.2 Порядка N 249 указано, что Министерство:
а) устанавливает в договоре порядок, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении показателей результативности предоставления субсидии;
б) в случае установления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии в течение месяца с даты выявления указанного факта направляет в адрес получателя субсидии письменное требование о возврате в течение 10 дней средств субсидии в доход бюджета Республики Бурятия в порядке, установленном действующим законодательством;
в) в случае невыполнения получателем условий и обязательств по договору не позднее чем за месяц до расторжения договора направляет получателю уведомление о прекращении государственной поддержки и расторжении договора.
Основанием для принятия решения о прекращении государственной поддержки и расторжения договора является невыполнение получателем показателей результативности предоставления субсидии за первый либо второй отчетный год, следующий за годом, в котором заключен договор.
Согласно пункту 3.3 Порядка N 249 получатель субсидии вправе обратиться в министерство с заявлением о корректировке значений, заявленных в предпринимательском проекте показателей результативности предоставления субсидии, в случае неисполнения обязательств вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс- мажорных обстоятельств).
Действия получателя и Министерства в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, а также документальное подтверждение наступления форс-мажорных обстоятельств устанавливаются договором.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка N 249 при выявлении Министерством либо органами, осуществляющими финансовый контроль, фактов нецелевого использования субсидий, нарушения условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком и договором, а также фактов непредставления документов, указанных в настоящем порядке, либо представления документов, содержащих недостоверную информацию, субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета в течение 30 календарных дней со дня получения организацией соответствующего требования.
При невозврате субсидий в указанный срок министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в республиканский бюджет в судебном порядке.
В пункте 4.1 Порядка N 249 предусмотрена обязанность получателя субсидии в течение срока реализации проекта ежегодно в срок до 30 мая представлять в министерство отчет о выполнении обязательств по заключенному договору в соответствии с формами отчетности
Материалами дела подтверждено, что ООО "АК "ПАНХ" предоставило Министерству отчёт по реализации предпринимательского проекта за 2013 год.
При сопоставлении данных, указанных в приложении N 1 к договору, со сведениями, указанными в отчёте за 2014 год, судом установлено следующее.
Плановые показатели реализации проекта ответчиком не выполнены:
- налоговые и неналоговые платежи, тыс. руб. (план - 15541,0, факт - 12592,0).
При сопоставлении данных, указанных в приложении N 1 к договору, со сведениями, указанными в отчёте за 2016 год, судом первой инстанции установлено следующее.
Плановые показатели реализации проекта ответчиком не выполнены:
- налоговые и неналоговые платежи, тыс. руб. (план - 28015,0, факт - 25409,0);
- среднемесячная заработная плата, тыс. руб. (план - 27,16, факт - 25,99);
- выручка от реализации товаров, услуг, тыс. руб. (план - 280 631,0, факт - 158 616,0).
Срок предоставления отчётов о достижении плановых показателей реализации предпринимательского проекта за 2015 и за 2016 год обществом был нарушен.
Отчёт за 2015 год предоставлен 14.07.2016, отчёт за 2016 года - 09.11.2017.
В суд первой инстанции ответчиком предоставлены уточненные отчёты за 2014, 2015 годы.
Ответчиком не представлено доказательств принятия истцом уточнённых отчётов.
Первичными документами ответчик уточнённые отчёты не подтвердил.
Изложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств, предусмотренных пунктом 2.2.2 договора.
Суд первой инстанции правильно обратил внимание на то, что ответчик обладал эффективным инструментарием для регулирования взаимоотношений с Министерством во избежание негативных последствий в виде возврата субсидии (направление пояснительных записок, отражающих причины и факторы, повлиявшие на невыполнение плановых значений показателей, уведомлений о невыполнении показателей). Однако ответчик с подобными пояснениями, объяснениями в Министерство не обращался.
При указанных обстоятельствах, учитывая непредставление ответчиком отчётов за 2015 и 2016 годы в срок, предусмотренный договором, невыполнение плановых показателей реализации проекта за 2014, 2016 годы, суд первой инстанции пришёл к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Министерства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 мая 2018 года по делу N А10-8275/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.