г. Пермь |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А50-44441/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Потребительского общества "Ветераны": Сазонова О.А. по доверенности от 01.07.2017 б/н, предъявлено удостоверение адвоката;
от заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Пермского края: Багина О.Ю. по доверенности от 09.01.2018 N 2, предъявлен паспорт;
от третьего лица - Акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь": Ширяева Л.Н. по доверенности от 20.11.20017 N 467, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, потребительского общества "Ветераны",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 февраля 2018 года по делу N А50-44441/2017,
вынесенное судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению потребительского общества "Ветераны" (ОГРН 1025900511163, ИНН 5902129259)
к Региональной службе по тарифам Пермского края (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588)
третье лицо: акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь"
(ОГРН 1025900512670, ИНН 5902183841)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Потребительское общество "Ветераны" (далее - заявитель, общество, ПО "Ветераны") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления Региональной службы по тарифам
Пермского края (далее - заинтересованное лицо, РСТ ПК) от 13.09.2017 N 97-тп "Об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь" в индивидуальном порядке".
Определением суда от 19.12.2017 на основании ч. 1 ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь" (далее - третье лицо, АО "Газпром газораспределение Пермь").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены в части: признано недействительным постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 13.09.2017 N 97-тп "Об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь" в индивидуальном порядке" в части установления размера платы за технологическое присоединение, превышающей 8 908 080 руб. 28 коп., как не соответствующее Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", пункту 15 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФСТ России от 28.04.2014 N 101-э/3; на Региональную службу по тарифам Пермского края судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ПО "Ветераны" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что судом сделан неверный вывод об отсутствии нарушения заинтересованным лицом законодательства, выразившегося в рассмотрении заявки третьего лица и вынесении постановления об утверждении индивидуальной платы за подключение объекта заявителя к сетям газораспределения по проекту АО "Газпром газораспределение Пермь", не прошедшему экспертизу; ссылается на несоответствие показателей протяженности газопровода, определенных в локальном сметном расчете по монтажу газопровода до границ земельного участка, составленном третьим лицом, показателям в предварительном расчете платы за технологическое подключение объекта капитального строительства; считает незаконным и необоснованным вывод суда о возможности включения в расчет индивидуальной платы заявителю расходов, подтверждаемых представленными в материалы дела сметами третьего лица.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители заинтересованного лица и третьего лица ссылались на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах на жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.04.2015 между ПО "Ветераны" (Заявитель) и АО "Газпром газораспределение Пермь" (Исполнитель) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства N 15-173/дп1314 от 18.03.2015 (с учетом подписания сторонами протокола согласования разногласий 20.04.2015), согласно которому Исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя по адресу: г. Пермь, ул. Соликамская, 273 (далее - объект) к сети газораспределения, созданной Исполнителем за свой счет, и к сетям газораспределения (газопотребления) третьих лиц с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а Заявитель обязуется оплатить данные услуги Исполнителя в размере 2 300 804,86 руб. (л.д.19-33 т.1).
Обществом исполнены обязательства по оплате по данному договору в сумме 1 357 474,88 руб.
30.01.2015 АО "Газпром газораспределение Пермь" выданы технические условия N 15/99 подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения (л.д. 27 т. 1).
Во исполнение договора третьим лицом разработана проектная документация, на основании которой произведен расчет платы за технологическое присоединение объекта к сетям газораспределения.
Письмом от 06.04.2017 N 1292 АО "Газпром газораспределение Пермь" уведомило ПО "Ветераны" о том, что произведен расчет по подключению объекта заявителя по индивидуальному проекту, стоимость работ указана в размере 11 034 714,48 руб., в том числе НДС 18 % 1 683 261,53 руб.
10.04.2017 АО "Газпром газораспределение Пермь" направило в РСТ ПК заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту к сетям газораспределения объекта капитального строительства по адресу: г. Пермь, ул. Соликамская, 273, приложив необходимые документы (л.д. 136 т. 1).
04.05.2017 РСТ ПК направлен запрос в АО "Газпром газораспределение Пермь" о необходимости представления дополнительных документов и материалов (л.д. 149 т. 1).
05.06.2017 в РСТ ПК представлено повторное заявление третьего лица об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с пакетом документов с учетом, высказанных заинтересованным лицом замечаний (л.д. 151 т. 1).
Постановлением РСТ ПК от 13.09.2017 N 97-тп "Об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь" в индивидуальном порядке" (далее - Постановление РСТ ПК от 13.09.2017 N 97-тп) установлена в индивидуальном порядке плата за технологическое присоединение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Соликамская, 273, к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Пермь" в размере 8 908 899,78 руб. (без учета НДС).
Письмом от 18.10.2017 N 4569 АО "Газпром газораспределение Пермь" сообщило ПО "Ветераны" о подписании дополнительного соглашения к договору от 18.03.2015 N 15-173/дп1314, об изменении стоимости за подключение, согласно которому плата за подключение (технологическое присоединение) по индивидуальному проекту утверждена Постановлением РСТ ПК N 97-тп от 13.09.2017 и составляет 10 512 501,74 руб., в том числе НДС 18% 1 603 601,96 руб. (л.д. 31 т. 1).
ПО "Ветераны", полагая, что Постановление РСТ ПК от 13.09.2017 N 97-тп является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании данного постановления недействительным в порядке гл. 24 АПК РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об ошибочности включения НДС в размере 819,50 руб. в расчете расходов на первичный пуск газа во внутренний газопровод котельной в размере 5 372,30 руб., возлагающего на общество дополнительные денежные обязательства в отсутствие на то правовых оснований, в связи с этим признал оспариваемое постановление недействительным в части установления размера платы за технологическое присоединение, превышающей 8 908 080 руб. 28 коп.
В части выводов суда о неправомерном включении НДС в размере 819,50 руб. в расчете расходов на первичный пуск газа во внутренний газопровод котельной в размере 5 372,30 руб. решение суда сторонами не оспаривается, соответствующих доводов апелляционная жалоба не содержит, поэтому в указанной части судебный акт судом апелляционной инстанции не проверяется на основании п. 5 ст. 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов на нее, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако, арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.
Поскольку оспариваемое постановление РЭК Свердловской области не содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений, на неопределенный круг лиц не распространяется и не влечет юридические последствия для иных лиц, а содержит конкретные экономические параметры деятельности субъекта регулирования, выраженные в ценовой ставке, оно не может быть отнесено к нормативным правовым актам.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемое постановление подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о газоснабжении).
На основании ст. 23.2 Федерального закона о газоснабжении, подп. "з" п. 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения) государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно п. 1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского от 05.08.2013 N 1057-п, Региональная служба по тарифам Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края. К полномочиям РСТ Пермского края в сфере газоснабжения отнесено установление размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, в порядке, остановленном Правительством Российской Федерации (пункт 3.9.8).
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения).
В соответствии с п. 59 Правил подключения подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Пункт 83 Правил подключения определяет существенные условия договора, одним из которых является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
В силу п. 87 Правил подключения в случае, если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров подключения (технологического присоединения). При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 N 101-э/3 (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 N 32591) (далее - Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают, в том числе, прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, при рассмотрении заявления АО "Газпром газораспределение Пермь" об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту к сетям газораспределения объекта капитального строительства по адресу: г. Пермь, ул. Соликамская, 273, на основании проведенного анализа представленных документов - договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства N 15-173/дп1314 от 18.03.2015, предварительного расчета размера платы за технологическое подключение объекта капитального строительства по стандартизированным ставкам в соответствии с постановлением РСТ ПК от 24.12.2014 N102-тп, технических условий N15/99 от 30.01.2015 РСТ ПК установлено, что присоединение к сетям газоснабжения вышеуказанного объекта капитального строительства необходимо осуществить согласно проекту, выполненному специализированной проектной организацией в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Проектная документация 163-2017.ГСН выполнена АО "Газпром газораспределение Пермь" на основании свидетельства N ГСП-07-055 от 20.07.2015, в соответствии с техническими условиями N 15/99 от 30.01.2015, выданными Пермским филиалом АО "Газпром газораспределение Пермь".
Отклоняя доводы заявителя в той части, что указанная проектная документация в установленном порядке не прошла экспертизу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1, ч. 3 ст. 49, ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 4 ст. 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае", правомерно указал на отсутствие обязанности по проведению экспертизы проекта, исходя из буквального толкования приведенных норм права.
При этом суд обоснованно указал, что установленные в подзаконных нормах и правилах положения о проведении экспертизы индивидуального проекта указывают на отсутствие запрета на ее проведение. Решение вопроса о проведении экспертизы возможно по усмотрению заинтересованных лиц, а также исходя из особенностей присоединяемого к системе газоснабжения объекта.
Между тем, совокупность оснований, указывающих на обязанность третьего лица провести экспертизу проектной документации и включить расходы на ее проведение в расчеты по определению размера индивидуальной платы, а также обязанность РСТ ПК отклонить заявку третьего лица в связи отсутствием экспертизы проекта, судами первой и апелляционной инстанций при оценке представленных в материалы дела доказательств не установлена.
Учитывая, что согласно проектной документации в данном случае мероприятия по технологическому присоединению предусматривают работы по прокладке газопровода методом горизонтально-направленного бурения, расчет платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения правомерно произведен РСТ Пермского края исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту, что согласуется с положениями п. 6 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии показателей протяженности газопровода, определенных в локальном сметном расчете по монтажу газопровода до границ земельного участка, составленном третьим лицом, показателям в предварительном расчете платы за технологическое подключение объекта капитального строительства, являющемся приложением к договору N 15-173/дп1314 от 18.03.2015, судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными, поскольку указанная в названном договоре протяженность газопровода - 760,0 м, определенная по прямой линии от точки подключения до подключаемого объекта на стадии предварительных расчетов, когда точная протяженность газопровода еще не определена. Требование об указании таких данных при заключении договора о подключении предусмотрено п. 87 Правил подключения и обусловлено необходимостью расчета предварительного размера платы за технологическое присоединение. Учитывая, что согласно проектной документации фактическая протяженность газопровода составляет 806,1 м, указанная величина правомерна применена РСТ ПК при расчете платы за технологическое присоединение.
Доводы заявителя о недоказанности несения третьим лицом расходов на проектные работы в сумме 233377,07 руб. и план трассы в сумме 12 618 руб. были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены им, поскольку опровергаются представленными в материалы дела актами выполненных работ, подписанными АО "Газпром газораспределение Пермь" и содержащими ссылки на договор о подключении N 15-989/дп1314от 19.11.2015 и на адрес объекта капитального строительства (л.д. 160, 161, 164 т. 1).
При этом, как верно отмечено судом, основной частью расходов платы за технологическое присоединение являются расходы по монтажу газопровода среднего давления до границ земельного участка, которая была скорректирована ответчиком и утверждена в размере 1 124 629,3 на строительно-монтажные работы и 6 108 13,99 на ГНБ.
Исследовав и оценив представленный в материалы дела локальный сметный расчет, составленный АО "Газпром газораспределение Пермь", и признавая данный документ надлежащим доказательством, подтверждающим расходы третьего лица на монтаж газопровода среднего давления до границ земельного участка, суд обоснованно исходил из того, что указанный локальный сметный расчет утвержден, в графе "утверждаю" содержится подпись уполномоченного лица и оттиск печати АО "Газпром газораспределение Пермь" Пермский филиал, при этом суд правильно отметил, что отсутствие подписи лица, составившего локальный сметный расчет, не свидетельствует о недостоверности содержащихся в нем данных в отношении предусмотренных расчетом работ. Оснований подвергать представленные локально-сметные расчеты к договору о подключении сомнению у органа регулирования не имелось, заявителем соответствующих этому доказательств не представлено.
Таким образом, на основании фактических обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционный инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что установленная РСТ ПК индивидуальная плата за технологическое присоединение объекта капитального строительства по адресу: г. Пермь, ул. Соликамская, 273 к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Пермь" в размере 8 908 080,28 руб. (с учетом исключения НДС в размере 819,50 руб. в расчете расходов на первичный пуск газа во внутренний газопровод котельной в размере 5 372,30 руб.) является экономически обоснованной, определена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными Приказом ФСТ России от 28.04.2014 N 101-э/3.
Следовательно, оспариваемое постановление РСТ ПК от 13.09.2017 N 97-тп в соответствующей части правомерно признано судом законным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 февраля 2018 года по делу N А50-44441/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу потребительского общества "Ветераны" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.