г. Москва |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А40-107727/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Нефтепромлизинг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2018 г. по делу N А40-107727/17
принятое судьей Бедрацкой А.В.
по заявлению ООО "Нефтепромлизинг"
к ИФНС России N 14 по г. Москве
о признании недействительным решения от 17.09.2016 г. N 16 - 14/43258; об обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога в размере 170683 руб., пени в размере 13 808,25 руб., штраф в размере 8 534,15 руб.,
при участии:
от заявителя: |
Быстров А.А. по дов. от 13.05.2017; |
от заинтересованного лица: |
Тумадейкин С.Г. по дов. 22.06.2017, Овсянникова Н.С. по дов. от 20.11.2017, Мартинес А.Р. по дов. от 23.11.2017; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтепромлизинг" (далее - Заявитель, ООО "Нефтепромлизинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г.Москве (далее - Заинтересованное лицо, ИФНС N 14 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 17.09.2016 г. N 16-14/43258; об обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога в размере 170683 руб., пени в размере 13 808,25 руб., штраф в размере 8 534,15 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2018 г. в удовлетворении заявления ООО "Нефтепромлизинг" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Нефтепромлизинг" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ИФНС N 14 по г. Москве возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав позиции представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ИФНС России N 14 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка ООО "Нефтепромлизинг" на основании представленной Заявителем налоговой декларации по транспортному налогу за 2015 год (т.1 л.д. 137-150, т. 2 л.д. 1-8).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной декларации по транспортному налогу, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки N 16-04/59633 от 17.05.2016 г. (т.1 л.д. 17-21) и вынесено решение от 17.09.2016 г. N 16-14/43258 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1 л.д. 22-30), в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с выводами Инспекции, отраженными в оспариваемом решении Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление) с апелляционной жалобой от 16.01.2017 г. N НПЛ-059.
Решением Управления от 15.03.2017 г. N 21-19/033705@ апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 4 статьи 23 Налогового НК РФ Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом по транспортному налогу, признается календарный год (статья 360 НК РФ).
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (статья 363 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах местом нахождения транспортных средств, не указанных в подпункте 1 названного пункта, признается место нахождения (жительства) собственника имущества.
Согласно статье 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Таким образом, НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 г. по делу N А55-23180/2013.
В Письме Минфина России от 04.09.2013 г. N 03-05-04-04/36435 разъяснено, что законодательством не предусмотрено изменение учета в налоговых органах организаций по месту нахождения транспортных средств, которые поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу Федерального закона N 248-ФЗ.
В связи с этим, со дня вступления в силу Федерального закона N 248-ФЗ не изменяется порядок уплаты транспортного налога в бюджеты по месту нахождения транспортных средств налогоплательщиками, которые поставлены на учет а налоговых органах до вступления в силу этого Федерального закона.
Аналогичные разъяснения содержит Письмо Минфина России от 04.09.2013 г. N 03-05-05-04/36441.
Кроме того, в связи с вступлением в силу Федерального закона N 248-ФЗ не изменяется установленный приказом МВД России от 24.11.2008 г. N 1001 порядок регистрации транспортных средств, по месту нахождения юридических лиц либо по месту нахождения их обособленных подразделений.
Сведения о регистрации транспортных средств по месту нахождения организаций, их обособленных подразделений согласно статье 85 НК РФ направляются в соответствующие налоговые органы, которые на основании указанных сведений осуществляют постановку на учет (снятие с учета) организаций и направляют им уведомления о постановке на учет. Порядок принятия решения о снятии транспортных средств с регистрационного учета такой же, как при регистрации транспортного средства.
Таким образом, организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, осуществляют уплату транспортного налога в бюджет бюджетной системы Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств, указанному в уведомлении о постановке на учет российской организации в налоговом органе.
Приказом МВД России от 24.11.2008 г. N 1001 (ред. от 13.02.2015) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним") в пункте 48.1 установлено, транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные физическому или юридическому лицу на основании договора лизинга или договора сублизинга во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем на общих основаниях.
В соответствии с пунктом 48.2 (Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга или сублизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, регистрируются за лизингополучателем на срок действия договора по адресу места вхождения лизингополучателя или его обособленного подразделения на основании договора лизинга или су б лизинга и ПТС.
Регистрация ТС за лизингополучателем производится с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок, указанный в договоре лизинга или сублизинга. В графе "Собственник" свидетельства о регистрации сотрудники ГИБДД желают запись "лизингополучатель". Далее они записывают данные лизингополучателя, а в графе "Особые отметки" указывают дату окончания временной регистрации ТС и проставляют номер и дату договора лизинга.
В соответствии со статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно требованиям статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ в составе файлов, выгруженных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, содержится информация о следующих транспортных средствах: VIN N X894649B0E0EW4027, VIN N X895908JBF0DE4015, VIN N X89040162EOFJ2OO4, VIN N ХТС646004Е1312420, VIN N ХТС651114Е2454369, VIN N XTT390945F1200054, VIN N XTT390945F1200121, VIN N XTT390945F1200161, VIN N XTT390945F1200226, VIN N XVU6673DAE0000193, VIN N XVU6673DAE0000194, VIN N 8C55713GE0000058, VIN N SALLDHMR8EA454154, собственником которых является Общество (лизингодатель), но в налоговой декларации за 2015 год, представленной в Инспекцию, сведения о вышеуказанных транспортных средствах отсутствуют.
В соответствии со статьей 88 НК РФ на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией были запрошены у Общества копии ПТС. В представленных Обществом копиях ПТС содержались сведения регистрации вышеуказанных транспортных средств на имя Заявителя по месту государственной регистрации, с указанием адреса: 125284, Россия, г. Москва, ул. Беговая, д. 3, стр.1.
Кроме того, в ПТС в разделе "Особые отметки" имеется отметка о регистрации временно на срок, но не указан лизингополучатель.
В представленной копии свидетельства о регистрации ТС с VIN N ХТС646004Е1312420 в разделе "Собственник" указан Заявитель (т.1 л.д. 78-79).
Согласно официальным разъяснениям плательщиком транспортного налога по транспортным средствам, зарегистрированным за лизингодателем, которые временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД России по месту нахождения лизингополучателя, является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств. Если транспортные средства, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, то налогоплательщиком транспортного налога является лизингополучатель (Письма Минфина России от 17.08.2015 N 03-05- 06-04/47422, Минфина России от 24 марта 2009 г. N 03-05-05-04/01, ФНС России от 11.12.2013 N БС-4-11/22368).
Согласно информации из единой системы межведомственного электронного взаимодействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 \ 697 (ред. от 11.08.2016)) в отношении спорных автотранспортных средств, установлено, что собственником вышеуказанных транспортных средств является лизингодатель - ООО "Нефтепромлизинг".
ООО "Нефтепромлизинг" было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату транспортного налога. При этом, Инспекцией применены обстоятельства, смягчающие ответственность, в соответствии с п.4 ст. 112 НК РФ, так налоговый орган, руководствуясь статьями 110, 112, 114 НК РФ, уменьшил размер подлежащего взысканию штрафа (пункт 1 статьи 122 НК РФ) в четыре раза.
Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утверждено Приказом МВД России N 948, ФНС России N ММ-3-6/561 от 31.10.2008 г. и издано в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктов 4 и 5 статьи 362 НК РФ, в нем в частности содержится Порядок взаимодействия подразделений Госавтоинспекции и Управлений ФНС России при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, осуществляется на региональном уровне в электронном виде в соответствии с Таблицей территориального соответствия подразделений Госавтоинспекции и Управлений ФНС России по месту своего нахождения для организации информационного взаимодействия при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы (приложение N 1 к Положению).
Состав передаваемых сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, и правила их заполнения приведены в приложениях N 2 к Положению.
Согласно пункту 4 Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утвержденного Приказом МВД России N 948, ФНС России N ММ-3-6/561 от 31.10.2008 г. (далее - Положение), сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, передаются подразделениями Госавтоинспекции в соответствующие управления ФНС России в виде файлов передачи данных.
Согласно информации из единой системы межведомственного электронного взаимодействия (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 г. N 697 (ред. от 11.08.2016 г.)), представленной Управлением ГИБДД УВД по Московской области в отношении спорных автотранспортных средств, установлено, что сведения о собственнике спорных транспортных средств представлены в отношении лизингодателя - ООО "Нефтепромлизинг".
Как указал ООО "Нефтепромлизинг" в исковом заявлении, транспортный налог по спорным транспортным средствам в рассматриваемый период уплачен в бюджетную систему РФ в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Наличие у плательщика неисполненной обязанности на момент предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет имеет существенное значение для дела, поскольку при отсутствии у плательщика такой обязанности вывод о том, что транспортный налог по спорным транспортным средствам уплачен в бюджетную систему РФ в полном объеме не соответствует ст. 45 НК РФ. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 1, 2 ст. 44 НК РФ).
В представленной Заявителем в материалы дела копии уточненной декларации от 14.07.2016 г. ПАО "НК "Роснефть" - Дагнефть" (далее - Лизингополучатель) (т. 1 л.д. 6 52) содержится информация о следующих транспортных средствах: VIN N X894649B0E0EW4027, VIN N X895908JBF0DE4015, VIN N X89040162E0FJ2004, VIN N ХТС646004Е1312420, VIN N ХТС651114Е2454369, VIN N XTT390945F1200054, VIN N XTT390945F1200121, VIN N XTT390945F1200161, VIN N XTT390945F1200226, VIN N XVU6673DAE0000193, VIN N XVU6673DAE0000194, VIN N 8C55713GE0000058.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, представленная Обществом в материалы дела уточненная декларация от 14.07.2016 г. ПАО "НК "Роснефть-Дагнефть" (т. 1 л.д. 52-59), сумма исчисленного налога не удостоверяет уплату налога именно по спорным транспортным средствам, поскольку у ПАО "НК "Роснефть" - Дагнефть" отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога в отношении указанных транспортных средств.
Согласно ответу Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Дагестан от 13.12.2017 г. N 05-07/009502@ в первичных декларациях по транспортному налогу за 2014 и 2015 гг., представленные ПАО "НК "Роснефть"-Дагнефть", отсутствовали сведения по спорным транспортным средствам с идентификационными номерами X894649B0E0EW4027, X895908JBF0DE4015, X89040162E0FJ2004, ХТС646004Е1312420, ХТС651114Е2454369, XTT390945F1200054, XTT390945F1200121, XTT390945F1200161, XTT390945F1200226, XVU6673DAE0000193, XVU6673DAE0000194, Z8C55713GE0000058.
Сумма исчисленного ПАО "НК "Роснефть"-Дагнефть" транспортного налога по указанным транспортным средствам составила 126226 руб. ПАО "НК "Роснефть"- Дагнефть" согласно платежному поручению N 860 от 12.07.2016 г. уплатило сумму в размере 170 780 руб. с назначением платежа "транспортный налог г. Южносухумск за 4 кв. 2015 г.", т.е. сумму в размере доначислений по акту камеральной налоговой проверки ООО "Нефтепромлизинг", после вручения акта ООО "Нефтепромлизинг".
Кроме того, сведения о транспортных средствах Управлением ГИБДД УВД по Республике Дагестан в УФНС России по Республике Дагестан не представлялись, т.к. зарегистрированы, согласно Свидетельств о регистрации ТС и числятся за ООО "Нефтепромлизинг", и сведения переданы Управлением ГИБДД УВД по Московской области в УФНС России по г.Москве.
В отношении транспортного средства с идентификационным номером SALLDHMR8EA454154, Инспекцией установлено, что транспортное средство передано по договору лизинга ООО Частное охранное предприятие "РН-Охрана-Ванкор".
Согласно ответу Межрайонной ИФНС России N 17 по Красноярскому краю от 05.12.2017 г. N 2.7-27/27312@ в базе данных инспекции отсутствуют сведения о регистрации за Лизингополучателем ПАО ООО ЧОП "РН-Охрана-Ванкор" транспортного средства с идентификационным номером ТС SALLDHMR8EA454154, поступающих в рамках межведомственного взаимодействия на основании Приказа МВД РФ и ФНС от 31.10.2008 г. N 948/ММ-3-6/561.
Таким образом, сведения о транспортном средстве с идентификационным номером SALLDHMR8EA454154 зарегистрированы, согласно Свидетельств о регистрации ТС и числятся за ООО "Нефтепромлизинг", и сведения переданы Управлением ГИБДД УВД по Московской области в УФНС России по г.Москве.
Согласно информации из единой системы межведомственного электронного взаимодействия (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 г. N 697 (ред. от 11.08.2016 г.)) в отношении спорных автотранспортных средств, установлено, что собственником вышеуказанных транспортных средств является лизингодатель - ООО "Нефтепромлизинг" (т. 2 л.д. 56-71).
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "Нефтепромлизинг".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2018 г. по делу N А40-107727/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.