город Ростов-на-Дону |
|
15 августа 2018 г. |
дело N А53-5869/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Стрекачёва А.Н., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Булатовой К.В.,
при участии:
от МИФНС России N 26 по Ростовской области: представитель Колтунова Н.А. по доверенности от 17.07.2018 г.;
от общества с ограниченной ответственностью "Промстройснаб": представитель Калина В.Н. по доверенности от 01.12.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промстройснаб"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 04.07.2018 по делу N А53-5869/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промстройснаб"
(ИНН 6154137077, ОГРН 1156154000518)
к МИФНС России N 26 по Ростовской области
о признании незаконным решения,
принятое в составе судьи Корниенко А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Промстройснаб" обратилось в суд с иском к МИФНС России N 26 по Ростовской области о признании незаконным решения N 4168А от 17.01.2018.
Определением суда от 15.05.2018 года к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Богуславская Валентина Леонидовна
Решением от 04.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения.
Общество с ограниченной ответственностью "Промстройснаб" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением об изменении сведений о руководителе организации, а не об изменении адреса места нахождения, в связи с чем отказ в государственной регистрации незаконен.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России N 26 по Ростовской области возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, указало также на то, что заявление общества противоречит подпункту "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителем 11.12.2017 в МИФНС N 26 поданы документы о внесении в ЕГРЮЛ сведений о руководителе общества.
Согласно поданному заявлению по форме Р14001 вместо руководителя Поленова Сергея Павловича вносились сведения о Богуславской Валентине Леонидовне.
18.12.2017 регистрирующий орган вынес решение N 41687А о приостановлении государственной регистрации.
В данном решении о приостановке заявителю (Богуславской В.Л.) надлежало прибыть в регистрирующий орган для подтверждения факта управления юридическим лицом.
Богуславская В.Л. в срок, обозначенный в решении о приостановке государственной регистрации до 10.01.2018 (а именно 25.12.2017), лично явилась в регистрирующий орган и подтвердила факт управления обществом.
17.01.2018 в МИФНС N 26 ООО "Промстройснаб" предоставило заявление, к которому прилагало договор аренды, доказательства оплаты арендной платы, получаемую обществом почтовую корреспонденцию и просило провести государственную регистрацию.
17.01.2018 МИ ФНС N 26 вынесло решение об отказе в государственной регистрации, руководствуясь подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 закона ФЗ-129 "О государственной регистрации".
Общество обжаловало данное решение в УФНС по Ростовской области, однако решением N 15-19/520 от 15.02.2018 отказ в государственной регистрации N 41687А от 17.01.2018 был признан законным, в удовлетворении жалобы ООО "Промстройснаб" было отказано.
Заявитель, не согласившись с указанными решениями об отказе в государственной регистрации, обратились в суд с настоящим заявлением
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон N129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
Согласно статье 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным законом.
Статьей 4 Закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до государственной регистрации юридического лица изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести проверку достоверности данных" включаемых в указанный реестр.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, если иное не установлено названным законом юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Как следует из материалов дела, 25.12.2017 сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области проведен опрос Богуславской В.Л. Согласно данному протоколу опроса Богуславская В.Л. подтверждает свое намерение управлять юридическим лицом ООО "ПРОМСТРОИСНАБ" (ОГРН 1156154000518 ИНН 6154137077).
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
Исходя из положений статьи 9 Закона N 129-ФЗ, при подаче заявления по форме N 14001 заявителем не может быть бывший руководитель юридического лица, правом подписи обладает вновь избранный руководитель. Согласно статье 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Как пояснила в ходе опроса Богуславская В.Л. знакомые ей лица предложили ей стать директором двух юридических лиц. При этом, она указывает, что является сотрудником ООО "ПРОМСТРОИСНАБ", однако отсутствуют сведения о сотруднике Богуславской в УПФР.
Факт приема на работу документируется в соответствующем приказе. Такой приказ (или распоряжение), согласно статьи 68 Трудового кодекса РФ, издается работодателем на основании заключенного с работником трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", судам необходимо иметь в виду, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (если трудовым законодательством или иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, не предусмотрено составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров), каждый из которых подписывается сторонами (части первая, третья статьи 67 ТК РФ). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (часть первая статьи 68 ТК РФ). Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу должен быть объявлен работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (часть вторая статьи 68 ТК РФ).
Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.
Обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником (заключение в письменной форме трудового договора, издание приказа (распоряжения) о приеме на работу) нормами Трудового кодекса Российской Федерации возлагается на работодателя.
В соответствии с пунктом 5 статьей 5 Закона N 129-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица -физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
С момента трудовых отношений согласно действующего законодательства НК РФ работнику начисляется заработная плата с которой происходит удержание подоходного налога, а также отчисления в Пенсионный фонд РФ и иные фонды социального страхования.
Внесение записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведениях об юридическом лице является право подтверждающим фактом, а не право устанавливающим. Следовательно факт избрания и назначение на должность должен был состояться до подачи документов в регистрирующий орган.
Следовательно, представление в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверную информацию нарушает требования, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что является основанием для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Кроме того, в ходе опроса Богуславская В.Л. не смогла достоверно сообщить адрес организации.
Суд первой инстанции верно оценил показания Богуславской как не подтверждающие наличие у нее намерения осуществлять реальную предпринимательскую деятельность.
В ходе контрольных мероприятий 07.12.2017 ИФНС России по г. Таганрогу проведены контрольные мероприятия в части обследования адреса места нахождения ООО "ПРОМСТРОИСНАБ" (ОГРН 1156154000518 ИНН 6154137077).
В ходе осмотра установлено, что по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Химическая, д. 2/11 расположен объект недвижимости, представляющий собой земельный участок с множеством нежилых капитальных строений и сооружений, используемых различными лицами для размещения торговых, офисных, административно-бытовых, складских, производственных и иных помещений.
В ходе проведения осмотра признаки нахождения и осуществления деятельности ООО "ПРОМСТРОИСНАБ" по адресу регистрации не обнаружены. Должностные лица организации, представители, а также собственник объекта недвижимости отсутствуют. Вывески, таблички и какие-либо указатели с наименованием, реквизитами юридического лица, позволяющие установить его местонахождение, отсутствуют. Присутствующим понятым лицам указанная организация и ее должностные лица незнакомы.
В результате осмотра установлено, что связь с ООО "ПРОМСТРОИСНАБ" по адресу регистрации невозможна. Юридическое лицо отсутствует.
На основании проведенного осмотра помещения, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Химическая, д. 2/11, ЕРЦ направило по адресу ООО "ПРОМСТРОИСНАБ" и по домашнему адресу участника Поленова Сергея Павловича уведомление о необходимости представления достоверных сведений от 18.12.2017 исх. N 709.
Согласно пункту 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице не может быть осуществлена.
Государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений. Регистрация недостоверных сведений нарушает интересы Российской Федерации как владельца государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, а также затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношение с Обществом, создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
Содержание фиктивных сведений об адресе в ЕГРЮЛ затрагивает интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению государственного контроля. Место нахождения юридического лица имеет существенное правовое значение, им определяется место исполнения обязательств (статья 316 Гражданского Кодекса Российской Федерации), место уплаты налогов, подсудность споров.
Положениями Закона N 129-ФЗ установлена презумпция достоверности сведений, представляемых субъектами предпринимательской деятельности для внесения в ЕГРЮЛ. Сведения считаются достоверными, пока они в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Из положений Закона N 129-ФЗ также следует, что государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Следовательно, представление в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверную информацию, нарушает требования, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что является основанием для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице.
Учитывая, что в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения в отношении руководителя юридического лица, инспекция установила недостоверность адреса, суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконным решения N 4168А от 17.01.2018.
Действия регистрирующего органа направлены на недопущение регистрации юридических лиц, возглавляемых номинальными директорами.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2018 по делу N А53-5869/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5869/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 октября 2018 г. N Ф08-8490/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПРОМСТРОЙСНАБ"
Ответчик: ИФНС N 26 по РО, Межрайонная ИФНС России N26 по Ростовской области
Третье лицо: Богуславская Валентина