г. Самара |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А55-24336/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмовой А.С.,
с участием:
от заявителя апелляционной жалобы - Фомина А.А., вед. специалист-эксперт юротдела (доверенность N 128 от 29.11.2016);
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2018 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области (ОГРН 1026301174602, ИНН 6316026006), г. Самара, на определение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2018 года об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2017 года по делу NА55-24336/2017 (судья Ястремский Л.Л.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" (ОГРН 1046302613037, ИНН 6372008843), Самарская область, г.Отрадный,
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), г. Самара,
о взыскании 4482263 руб. 18 коп. - неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2017 по делу N А55-24336/2017 исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области, должник) за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" (далее - ООО "КСК г. Отрадного", взыскатель) взыскано 4482263 руб. 18 коп., в том числе: 3921766 руб. 45 коп. - неосновательного обогащения, 560496 руб. 73 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.08.2014 по 10.09.2017, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения в размере 3921766 руб. 45 коп. за период с 11.09.2017 по день фактической оплаты долга по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды.
В целях принудительного исполнения данного судебного акта Арбитражным судом Самарской области 25.01.2018 взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 020582503, который направлен ООО "КСК г. Отрадного" 06.02.2018 в Министерство финансов Российской Федерации для организации его исполнения.
Управление Федерального казначейства по Самарской области (далее - УФК по Самарской области, заявитель) 14.02.2018 обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2017 по делу N А55-24336/2017.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2018 заявление УФК по Самарской области об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2017 по делу N А55-24336/2017 оставлено без удовлетворения.
УФК по Самарской области с определением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит: обжалуемое определение отменить полностью как незаконное и необоснованное и разрешить вопрос по существу, удовлетворив заявление; приостановить исполнение исполнительного документа серии ФС N 020582503, выданного на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2017, до момента рассмотрения судом заявления об изменении способа и порядка исполнения решения в связи с установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации трехмесячным сроком исполнения судебных актов; изменить способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2017 по делу N А55-24336/2017, исключив из резолютивной части вышеназванного решения указание на взыскание за счет средств казны Российской Федерации, указав на взыскание за счет средств федерального бюджета, выделяемых ТУ Росимущества в Самарской области на реализацию своих полномочий, или определив, что взыскание денежных средств подлежит исполнению в порядке ст. 242.3 БК РФ УФК по Самарской области по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом определении, обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверяется в соответствии со статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе УФК по Самарской области, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции.
Заявитель просит изменить способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2017 по делу N А55-24336/2017, исключив из резолютивной части вышеназванного решения указание на взыскание за счет средств казны Российской Федерации, указав на взыскание за счет средств федерального бюджета, выделяемых ТУ Росимущества в Самарской области на реализацию своих полномочий, или определив, что взыскание денежных средств подлежит исполнению в порядке ст. 242.3 БК РФ УФК по Самарской области по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
При этом заявитель считает, что при разрешении вопроса о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также возмещении судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Самарской области судом неверно определен порядок исполнения решения, а именно: неверно определено, что взыскание должно быть произведено с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 37 Закона об исполнительном производстве взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
По смыслу указанной нормы изменением способа и порядка исполнения судебного акта является замена одного вида исполнения другим. Изменение способа исполнения судебного акта возможно только в пределах заявленных требований и в соответствии с фактами, установленными решением суда.
При этом изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
Кроме того, предоставление изменения способа и порядка исполнения судебного акта, даже при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, отнесено к судебному усмотрению и является правом, а не обязанностью суда.
Следовательно, при рассмотрении соответствующего заявления суд должен учитывать не только прямо указанные в статье 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, но и совокупность иных обстоятельств с учетом баланса интересов взыскателя и должника. В частности, суд должен выяснить, достигнет ли предоставление изменения способа и порядка исполнения решения конечной цели данного правового института - удовлетворения признанных судом требований кредитора и исполнимости судебного акта без ущемления имущественных интересов взыскателя и причинения ему имущественного ущерба.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 467-О от 18.12.2003 следует, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Таким образом, суд в каждом конкретном случае разрешает вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения с учетом соблюдения интересов сторон исполнительного производства на основании исследования обстоятельств дела и их оценки.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 16, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статей 124, 125, 126, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 70, 158, 161, 165, 166.1, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 5.3. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и обоснованно исходил из отсутствия оснований для изменения способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2017 по делу NА55-24336/2017, поскольку имущество, за счет которого судом были взысканы денежные средства, является казной Российской Федерации, и не является собственностью ТУ Росимущества в Самарской области, в связи с чем денежные средства не могут быть взысканы с лица, являющегося представителем собственника в лице государства.
Указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Самарской области за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органами Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны и при поступлении исполнительного листа финансовый орган не лишен возможности передать его на исполнение по принадлежности.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иному толкованию заявителем положений бюджетного законодательства, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 306-ЭС18-1453 от 26.03.2018.
В заявлении УФК по Самарской области также ходатайствовало о приостановлении исполнения решения от 25.10.2017 до момента рассмотрения судом заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта в связи с установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации трехмесячным сроком исполнения судебных актов. Учитывая, что заявление об изменении способа и порядка исполнения судебного акта по существу рассмотрено, иных оснований для приостановления не указано и не установлено, ходатайство о приостановлении исполнения решения суда удовлетворению не подлежало.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционной суд считает, что обжалуемое УФК по Самарской области определение об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта вынесено судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2018 года по делу N А55-24336/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24336/2017
Истец: ООО "КОММУНАЛЬНАЯ СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ Г.ОТРАДНОГО"
Ответчик: в лице Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35523/18
24.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5753/18
17.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-31797/18
15.01.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17719/17
25.10.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24336/17