г. Самара |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А65-21398/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2018 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2018 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2018 года, принятое по делу N А65-21398/2017, судья Гумеров М.И.,
по иску публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336), город Москва,
к открытому акционерному обществу "Сетевая компания" (ИНН 1655049111, ОГРН 1021602830930), город Казань,
о взыскании 54 810 185 руб. 36 коп. долга, 11 804 982 руб. 88 коп. процентов, 56 725 738 руб. 24 коп. неустойки,
с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
- акционерного общества "Татэнергосбыт", город Казань,
- Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, город Казань,
- Министерства энергетики Российской Федерации, город Москва,
с участием представителей истца Козлова С.И. (доверенность от 18.09.2017 г.), Свириной Е.В. (доверенность от 23.05.2017 г.), представителей ответчика Каирова С.А. (доверенность от 05.09.2017 г.), Хусаиновой Р.Р. (доверенность от 25.12.2017 г.),
установил:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к открытому акционерному обществу "Сетевая компания" о взыскании стоимости услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС в период с 01.01.2015 г. по 30.04.2016 г. по договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) в размере 54 810 185 руб. 36 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.02.2015 г. по 04.12.2015 г. в сумме 11 804 982 руб. 88 коп., неустойки, рассчитанной за период с 05.12.2015 г. по 19.06.2017 г. в сумме 69 605 194 руб. 62 коп., неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от долга в размере 54 810 185 руб. 36 коп. за каждый день просрочки, начиная с 20.06.2017 г. по день фактической оплаты долга.
В обоснование своей просьбы истец указал на следующие обстоятельства.
Между сторонами заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической энергии (ЕНЭС) от 14.01.2008 г. N 177/П, по условиям которого исполнитель (истец) принял на себя обязательство оказать ответчику услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, а заказчик (ответчик) обязался оплачивать эти услуги. Заключенный договор не предусматривал обязательств ОАО "Сетевая компания" по оплате нормативных технологических потерь электрической энергии в ЕНЭС. В связи с этим истцом в адрес ответчика был направлен проект дополнительного соглашения N 1 от 02.04.2015 г., в соответствии с которым было включено условие об оплате заказчиком нормативных технологических потерь электрической энергии, ответчиком соглашение подписано не было. В силу пункта 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861) потребители услуг обязаны оплачивать в составе платы за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сетям сетевой компании.
В спорном периоде (01.01.2015 г. - 30.04.2016 г.) истцом ответчику были оказаны услуги в соответствии с условиями договора на сумму 504 021 191 руб. 30 коп., включая стоимость нормативных потерь, возникающих при передаче электрической энергии в сумме 54 810 185 руб. 36 коп.
Ответчиком оказанные услуги оплачены частично в размере 449 211 005 руб. 94 коп.
В связи с просрочкой платежей истцом ответчику начислены проценты за пользование чужими денежными средствами и неустойка.
Заявлением от 10.10.2017 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования в части требования о взыскании неустойки и просил взыскать неустойку в размере 66 971 573 руб. 98 коп. за период с 05.12.2015 г. по 12.09.2017.
Заявлением от 23.01.2018 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования в части требования о взыскании неустойки и просил взыскать неустойку в размере 61 062 317 руб. 46 коп. за период с 05.12.2015 г. по 12.09.2017.
Заявлением от 01.03.2018 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования в части требования о взыскании неустойки и просил взыскать неустойку в размере 56 725 738 руб. 24 коп. за период с 05.12.2015 г. по 12.09.2017.
ОАО "Сетевая компания" представило отзыв на исковое заявление, в котором указало о своем несогласии с требованиями истца по следующим мотивам.
В спорном периоде ответчик оплатил истцу оказанные услуги в полном объеме в соответствии с условиями заключенного договора. Истцом ответчику были направлены оферты дополнительных соглашений к договору, включающие обязательство ответчика оплачивать истцу нормативные потери электрической энергии в ЕНЭС. Полагая, что в спорном периоде отсутствовало нормативно-правовое регулирование порядка оплаты нормативных потерь в случаях, если центры питания объектов ЕНЭС и энергопринимающие устройства потребителя услуг по передаче электрической энергии, присоединенные к центрам питания, расположены в разных субъектах Российской Федерации, а также в отсутствие утвержденных нормативов потерь и тарифов на оплату потерь по сетям ЕНЭС, ответчик в оплате указанных нормативных потерь отказал.
Определениям Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.09.2017 г. и от 12.10.2017 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Татэнергосбыт", Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Министерство энергетики Российской Федерации.
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам представил отзыв на иск в котором против удовлетворения требований истца возражает, указав, что оснований для учета в НВВ (необходимой валовой выручке) Сетевой компании в спорном периоде расходов на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" в части оплаты нормативных потерь электрической энергии в сетях ЕНЭС - не имеется. Согласно официально опубликованным АО "АТС" (администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии) отчетам, ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС в соответствии с Основами ценообразования в регулируемый период 2015 - 2016 г.г. для Республики Татарстан не рассчитывалась.
АО "Татэнергосбыт" в отзыве с требованиями истца также не согласилось, поскольку между истцом и ответчиком отсутствует спор в части стоимости услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, а норматив технологических потерь в сети ЕНЭС по Республике Татарстан Минэнерго России в спорном периоде установлен не был.
Министерство энергетики Российской Федерации представило отзыв на иск, в котором своего отношения к иску не отразило, предоставило пояснение по нормативному обоснованию порядка оплаты стоимости нормативных потерь, возникающих при передаче электрической энергии, указав, что нормативы потерь электрической энергии при передаче ее по ЕНЭС, осуществляемой ПАО "ФСК ЕЭС" с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего ПАО "ФСК ЕЭС" на праве собственности или ином законном основании на 2015 год утверждены приказом Минэнерго России от 26.09.2014 г. N 651, на 2016 год - приказом Минэнерго России от 25.12.2015 г. N 1024, при этом в материалы по расчету и обоснованию нормативов потерь по ЕНЭС на 2015-2016 г.г., представленных ПАО "ФСК ЕЭС", предложений по утверждению нормативов потерь 220 кВ и ниже по Республике Татарстан не содержалось.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным актом, публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования ПАО "ФСК ЕЭС".
В обоснование своей просьбы истец в апелляционной жалобе указал, что суд первой инстанции не дал полной и всесторонней оценки обстоятельствам дела и представленным истцом доказательствам, в том числе письму Минэнерго России от 23.12.2014 г. N 09-4365 "о применении нормативов технологических потерь", отзыву Минэнерго России по настоящему делу, в котором третье лицо указало, что нормативы потерь по ЕНЭС определяются как отношение технологических потерь электрической энергии на уровне напряжение 330 кВ и выше по МЭС за базовый год к суммарному отпуску электрической энергии из сети 330 кВ и выше МЭС за базовый период, а нормативы потерь на уровне напряжения 220 кВ и ниже применяется норматив субъекта РФ по которому установлен соответствующий норматив. Истец полагает неправомерным применение судом письма АО "АТС" от 09.11.2017 г. о ставке на оплату нормативных потерь, ошибочным вывод суда о том, что заключенный между сторонами договор содержит все необходимые существенные условия, предусмотренные Правилами N 861, однако договор не содержит условия об оплате ставки на компенсацию нормативных технологических потерь в ЕНЭС и соответственно ответчик указанную плату в спорном периоде не вносил. По мнению истца вывод суда первой инстанции о том, что оплата нормативных технологических потерь ПАО "ФСК ЕЭС" не включалась Государственным комитетом по тарифам в размер необходимой валовой выручки ОАО "Сетевая компания" при установлении и расчете тарифа в спорном периоде не может обосновывать отказ в иске, т.к. ответчик в соответствии с законодательством обязан оплатить истцу стоимость оказанных и принятых услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "Сетевая компания" представило отзыв на иск, в котором ответчик просит оставить решение суда без изменения, указав на полную оплату оказанных истцом услуг в соответствии с условиями заключенного договора, а в отношении требования истца оплатить нормативные технологические потери по передаче электрической энергии в ЕНЭС ответчик в отзыве указал, что нормативное требование об уплате указанных потерь было включено в Правила N 861 (пункт 55 (1) Правил) только с 01.07.2017 г.
Далее ответчик в отзыве указал, что доводы истца несостоятельны: на территории Республики Татарстан имеются объекты ЕНЭС, принадлежащие истцу, в отношении истца приказами Минэнерго РФ в спорном периоде тарифы на нормативные технологические потери по передаче электрической энергии устанавливались без учета Республики Татарстан, отзыв Минэнерго истцом в апелляционной жалобе толкуется в противоречии с его фактическим содержанием, вывод суда первой инстанции о том, что не подлежит применению в отношении ответчика ставка на оплату нормативных потерь, рассчитанная в отношении смежных субъектов соответствует нормам действующего законодательства. Также ответчик полагает, что договор от 14.01.2008 г., заключенный между истцом и ответчиком, содержит все необходимые существенные условия, а отсутствие у истца соответствующего утвержденного тарифа лишает истца права требовать включения в договор условия об оплате нормативных технологических потерь по передаче электрической энергии.
АО "Татэнергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить жалобу истца без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 22.05.2018 г. приняли участие: представители истца Свирина Елена Витальевна, действующая на основании доверенности от 23.05.2017 г., выданной за подписью представителя ПАО "ФСК ЕЭС" (в порядке передоверия) Устюгова Д.В., Козлов Сергей Игоревич, действующий на основании доверенности от 18.09.2017 г., выданной за подписью представителя ПАО "ФСК ЕЭС" (в порядке передоверия) Устюгова Д.В., представители ответчика Каиров Сослан Арсэнович, действующий на основании доверенности от 05.09.2017 г., выданной за подписью генерального директора ОАО "Сетевая компания" Фардиева И.Ш., Хусаинова Регина Ринатовна, действующая на основании доверенности от 25.12.2017 г., выданной за подписью генерального директора ОАО "Сетевая компания" Фардиева И.Ш.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
14.01.2008 г. ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (исполнитель) и ОАО "Сетевая компания" (заказчик) заключили договор N 177/11 оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик обязался оплачивать эти услуги, исходя из утверждаемого тарифа на услуги исполнителя и величины заявленной мощности.
В соответствии с условиями договора услуга предоставляется исполнителем в пределах заявленной мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства Заказчика к объектам Исполнителя (п.1.1.). При этом величина заявленной мощности, в пределах которой исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, определена сторонами в размере 90,600 МВт, а соответствующие точки присоединения указаны в Приложении 1 к Договору от 14.01.2008 г. N 177/П.
Порядок осуществления расчетов закреплен в разделе 4 Договора от 14.01.2008 г. N 177/П и предусматривает, что стоимость услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС определяется путем умножения ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на величину заявленной мощности за каждый расчетный период (1 календарный месяц).
Согласно представленным в материалы дела актам об оказании услуг, подписанным сторонами (без учета разногласий), объем обязательств ОАО "Сетевая компания" за период январь 2015 г. по апрель 2016 г. составил 241 013 418,68 руб.
Представленными в материалы дела платежными документами подтверждается, что в спорном периоде ответчиком оплачены оказанные услуги в сумме 241 013 418 руб. 68 коп. При этом просрочки платежей не допущено.
Таким образом, ответчиком в спорный период в полном объеме произведена оплата услуг истца по передаче электрической энергии по ЕНЭС в части, составляющей на содержание объектов электрического хозяйства, относящихся к ЕНЭС, исходя из величины заявленной мощности размере 90,6 МВт.
Исковые требования мотивированы неоплатой ОАО "Сетевая компания" в период с января 2015 г. по апрель 2016 г. стоимости услуг по передаче электрической энергии в части оплаты нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В соответствии с письмом Минэнерго России от 23.12.2014 г. N 09-4365 при определении объемов услуг по передаче электрической энергии, оказываемых ПАО "ФСК ЕЭС" сетевым организациям и потребителям, расположенным на территории Республики Татарстан необходимо применять нормативы технологических потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, утвержденные Минэнерго России для того субъекта Российской Федерации, с территории которого осуществляется отпуск электрической энергии. Ссылаясь на данное письмо истец полагает обоснованным применение при расчете стоимости оказанных услуг с 01.07.2015 г. по 30.04.2016 г. ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС. При этом истец ссылается на покупку электроэнергии и мощности в целях компенсации нормативных потерь в сетях ПАО "ФСК ЕЭС" на оптовом рынке электроэнергии и мощности в интересах потребителей Республики Татарстан. Полагает, что объем фактических потерь в сетях ФСК, применяемый для расчета тарифа на услуги по передаче в целях определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии по смежным субъектам РФ с Республикой Татарстан, рассчитывается с учетом сальдированного перетока из сетей ФСК в сети Республики Татарстан. Согласно правовой позиции истца письмом Минэнерго России от 30.10.2012 г. N 09-2415 "О применении Основных положений функционирования розничных рынков", разъяснено, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии организации по управлению ЕНЭС рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, утвержденный приказом ФСТ России от 21.03.2006 г. N 56-3/1, только в двухставочном выражении (1 - объем электрической энергии в целях компенсации нормативных технологических потерь в ЕНЭС, 2 - расходы на содержание электрических сетей). Оплата услуг по одной ставке двухставочного тарифа не допускается (определение ВС РФ от 22.08.2014 г. по делу N 305-ЭС14-73). При этом истец ссылается на то, что договор N 177/П от 14.01.2008 г. не соответствует требованиям Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г., согласно которым потребители услуг обязаны оплачивать в составе оплаты за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери.
В связи с указанным истцом было подготовлено и направлено ответчику Дополнительное соглашение N 1 от 02.04.2015 г. к договору, которое включало стоимость оказанных услуг с учетом оплаты нормативных технологических потерь. Указанное дополнительное соглашение возвращено ответчиком без рассмотрения.
Ответчик оплатил услуги за спорный период в размере расходов на содержание электрических сетей. Отсутствие оплаты нормативных потерь электрической энергии за период с января 2015 г. по апрель 2016 г. послужило основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным. Пунктом 3 статьи 26 указанного закона установлено, что правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров, регулируются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, установленными Правительством Российской Федерации.
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861.
В пункте 34 указанных Правил установлено, что по договору между смежными сетевыми организациями услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил, по смыслу которого при исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация. Согласно пункту 15 (1) Правил N 861 обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с настоящим пунктом. В свою очередь стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V Правил N 861, и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией по управлению ЕНЭС, определяется в отношении энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) в следующем порядке (абз.3 пункта 15(1) Правил N 861):
- объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) по ставке, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен произведению объема потребления электрической энергии на соответствующем уровне напряжения и норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
- объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен величине заявленной мощности, определенной в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил.
Данный алгоритм определения объема услуг применим в том числе в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС выступает сетевая организация (абз.12 пункта 15(1) Правил N 861).
Анализируя обстоятельства дела и нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика не возникли обязательства по оплате истцу стоимости нормативных потерь электрической энергии при передаче ее по сетям ЕНЭС.
В пункте 2 Правил N 861 указано определение понятиям "точка поставки" и "точка присоединения", где "точка поставки" - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики). В свою очередь, "точка присоединения к электрической сети" - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Точки присоединения, в которых исполнитель по Договору от 14.01.2008 г. N 177/П принимает на себя обязательства обеспечить передачу электроэнергии Заказчику, указываются в Приложении 1 к Договору (п.1.2.1) - в акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности (п.1.3.). Фактический перечень соответствующих точек технологического присоединения определен сторонами на основании подписанных актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности ФСК и ответчика от 05.11.2013 г. N 2, от 01.09.2014 г. N 2.
В материалы дела ответчиком представлена информация о фактическом перечне соответствующих точек технологического присоединения и субъектах РФ, в которых данные точки находятся. Из анализа определенных сторонами 15 точек присоединения следует, что 8 точек, где истец оказывает ответчику услуги по передаче электроэнергии (осуществляет отпуск электроэнергии), находятся на территории Республики Татарстан. Спор о месте нахождения (территории субъектов РФ) точек поставки (точек присоединения) между сторонами отсутствует.
В силу этого вывод суда первой инстанции о принадлежности истцу объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Республики Татарстан соответствует фактическим обстоятельствам дела, а утверждения истца о том, что соответствующий норматив на территории Республики Татарстан для истца не утверждался ввиду отсутствия объектов ЕНЭС, принадлежащих ему на праве собственности или ином установленном законом праве правильно признаны несостоятельными..
В соответствии с пунктом 53 Правил N 861 нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в соответствии с настоящими Правилами и методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Министерство энергетики Российской Федерации является органом исполнительной власти, имеющим полномочия по утверждению нормативов потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям (п.1, п.454 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 г. N 400).
Согласно пункту 2 Методики определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Приказом Минэнерго России от 07.08.2014 г. N 506, нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС на основе технологических потерь электрической энергии определяются как в целом по ЕНЭС, так и с дифференциацией по уровням напряжения (приложение N 1 к настоящей Методике): 330 кВ и выше - по филиалам организации по управлению ЕНЭС - магистральным электрическим сетям; 220 кВ и ниже - по субъектам Российской Федерации, в которых организация по управлению ЕНЭС оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС утверждаются Минэнерго России в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным приказом Минэнерго России от 27.11.2012 г. N 599, по заявлению собственника или иного законного владельца объектов ЕНЭС.
Для предоставления государственной услуги, заявитель направляет в Минэнерго России кроме иной обязательной информации, также информацию о наименовании субъекта РФ в котором расположены объекты электросетевого хозяйства (оборудование) заявителя.
Административный регламент также устанавливает требования к форме и содержанию акта, которым утверждается норматив, а именно норматив утверждается Приказом Минэнерго России и содержит полное и сокращенное (при наличии) наименование заявителя - юридического лица, его организационно-правовая форма или фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя; ИНН/КПП заявителя; наименование субъекта Российской Федерации, в котором расположены объекты электросетевого хозяйства (оборудование) заявителя; величины утвержденных нормативов; сроки действия нормативов (пункт 43 Административного регламента).
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, осуществляемой ФСК с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежавших ФСК на праве собственности или ином законном основании на 2015 год утверждены приказом Минэнерго России от 26.09.2014 г. N 651, на 2016 год - приказом Минэнерго России от 25.12.2015 г. N 1024.
Из данных приказов следует, что по уровню напряжения 330 кВ и выше, а также по уровню напряжения 220 кВ и ниже норматив потерь установлен без учета Республики Татарстан. Данное обстоятельство истцом не отрицается.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 35-ФЗ, и пунктом 5.3.28 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
В этой связи суд отмечает, что в представленных в дело письменных пояснениях к расчету объемов и стоимости нормативных технологических потерь электроэнергии в ЕНЭС, при передаче электроэнергии по сетям ФСК для Компании, истец указывает, что в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕНЭС России по субъектам РФ, утвержденном ФАС России, учтен технологический расход электроэнергии (потери) для Республики Татарстан на 2015 год 158,5 млн. кВт*ч, на 2016 год в размере 154,18 кВт*ч., что предполагало предоставление информации о наименовании субъекта РФ, в котором расположены объекты электросетевого хозяйства (оборудование) заявителя, согласно п.11 Административного регламента, для утверждении норматива.
Принимая во внимание заявительный характер государственной услуги по утверждению нормативов потерь в сетях ЕНЭС, суд считает, что риск неблагоприятных последствий не предоставления истцом в Минэнерго России информации об объектах электросетевого хозяйства (оборудования) в отношении точек присоединения (точек поставки), расположенных на территории Республики Татарстан, несет сам истец.
При таких обстоятельствах ссылки истца на то, что суммарный отпуск электрической энергии в сальдированном выражении учтен при определении нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по ЕНЭС в смежных субъектах РФ не имеет значения для рассматриваемого спора.
Кроме того, из информации представленной ответчиком следует, что объем фактического отпуска электрической энергии в точках поставки, расположенных в субъектах РФ, смежных с Республикой Татарстан (Удмуртская Республика, Чувашская Республика и Кировская область) из сети ФСК ЕЭС в сеть ответчика в сальдированном выражении с объемом отпуска электроэнергии из сети ОАО "Сетевая компания" в сеть ФСК ЕЭС составляет отрицательную величину. Установленные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что в спорный период ФСК не осуществляло ответчику отпуск (в сальдированном выражении) электрической энергии для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС в точках поставки, расположенных на территории смежных субъектов РФ.
Применение нормативов потерь в сетях ЕНЭС, установленных в отношении смежных с Республикой Татарстан субъектов РФ, к объему передачи электроэнергии в точках поставки, расположенных на территории Республики Татарстан, не было предусмотрено действовавшим в спорный период нормативно - правовым регулированием.
В связи с этим, не имеет правого значения ссылка истца на письмо Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России от 23.12.2014 г. N 09-4365, согласно которому при определении объемов услуг по передаче электроэнергии, оказываемых ФСК сетевым организациям и потребителям, расположенным на территории Республики Татарстан необходимо применять нормативы технологических потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, утвержденные приказом Минэнерго России от 26.09.2014 г. N 651, того субъекта РФ, с территории которого осуществляется отпуск электрической энергии в сальдированном выражении.
Из материалов дела следует, что со стороны истца в адрес ответчика было направлено дополнительное соглашение к договору, включающее обязательства ответчика по оплате нормативных потерь электрической энергии в ЕНЭС. Однако предложения истца изменить договор были отклонены ответчиком в связи с отсутствием утвержденных нормативов потерь и ставки на оплату нормативных потерь для Республики Татарстан.
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2017 г. N 290 были внесены изменения в пункт 55(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, регламентирующие порядок определения величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих в электрических сетях ФСК ЕЭС, в случае если центр питания (распределительное устройство подстанции, входящей в ЕНЭС, или распределительное устройство электрической станции, соединённое с линиями электропередачи, входящими в ЕНЭС) и энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя услуг по передаче электрической энергии, присоединенные к таким центрам питания, расположены в разных субъектах Российской Федерации. Соответствующие изменения вступили в силу с 01.07.2017 г.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС. Согласно пункту 79 Основ ценообразования Федеральная антимонопольная служба России устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, за исключением электрических сетей, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями. Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС утверждаются в виде ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС (абз. 6 п. 80 Основ ценообразования).
По смыслу абз. 13 пункта 80 Основ ценообразования ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, рассчитывается коммерческим оператором оптового рынка для расчетного периода по субъекту Российской Федерации, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности.
Согласно представленному в материалы дела письму АО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" (АО "АТС") от 09.11.2017 г. N 01-02/17-34570 рассчитанная в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации ставка тарифа ЕНЭС применяется для определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по сетям ЕНЭС. В отсутствие утвержденного Минэнерго России в отношении Республики Татарстан норматива потерь, расчет ставки тарифа ЕНЭС в отношении Республики Татарстан за период с 01.07.2015 г. по 30.06.2017 г. не представляется возможным. Применение ставки тарифа ЕНЭС, рассчитанной в отношении субъекта Российской Федерации, для определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по сетям ЕНЭС на территории других субъектов Российской Федерации, Правилами N 861 не предусмотрено. Положениями Договора о присоединении не предусмотрено использование АО "АТС" при расчете ставки тарифа ЕНЭС в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации за период с 01.07.2015 г. по 30.06.2017 г. норматива потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, утвержденного Минэнерго России в отношении иных субъектов Российской Федерации. Следовательно, ставки тарифа ЕНЭС, рассчитанные АО "АТС" в отношении иных субъектов Российской Федерации не подлежат применению в отношении Республики Татарстан.
В своих пояснениях к расчету стоимости нормативных технологических потерь электроэнергии в ЕНЭС при передаче электроэнергии по сетям ФСК для ответчика от 10.10.2017 г. истец в обоснование применения ставок тарифа на оплату потерь электроэнергии при ее передаче по ЕНЭС с 01.07.2015 г., утвержденных для Самарской области, Кировской области, Оренбургской области, Республики Марий ЭЛ, Республики Чувашия ссылается на письмо Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России от 23.12.2014 г. N 09-4365, на включение отпуска в сальдированном выражении из сети ЕНЭС в сети ответчика при расчете нормативов для смежных субъектов РФ, а также на данные сводного прогнозного баланса. Однако письмо Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России от 23.12.2014 г. N 09-4365 не содержит информации о расчете ставок (тарифов) для целей определения расходов на оплату нормативных потерь. При этом истец ссылается на включение объемов передачи электроэнергии в Республику Татарстан в суммарном отпуске электроэнергии в смежных субъектах РФ при расчете для них нормативов, так как в Республике Татарстан отсутствуют объекты ЕНЭС и в то же время указывает на учет технологического расхода электрической энергии (потерь) в сводном прогнозном балансе в 2015 и в 2016 годы, но уже для Республики Татарстан.
Согласно статьи 2 Закона N 35-ФЗ ценовые зоны оптового рынка - территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и на которых происходит формирование равновесных цен оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка. Территория Республики Татарстан в соответствии с Приложением N 1 к Правилам оптового рынка относится к первой ценовой зоне (зоне Европы и Урала), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. N 1172.
Учитывая, что ставка на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, рассчитывается по субъекту Российской Федерации, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности, применение в период с 01.07.2015 г. по 30.04.2016 г. в отношении ответчика ставок, утвержденных коммерческим оператором других субъектов РФ, противоречит пункту 80 Основ ценообразования N 1178.
Таким образом вывод суда о том, что расчет истца о стоимости услуг по передаче электрической энергии для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, исходя из ставок, утвержденных для смежных субъектов РФ в спорном периоде противоречит нормам действующего законодательства является правильным.
Согласно пункту 1.1 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.
Органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в Республике Татарстан является Комитет по тарифам. Из отзыва третьего лица следует, что при расчете тарифа для ответчика на 2015 и 2016 годы, расходы на оплату услуг ФСК по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС подлежали включению тарифным органом в экономически обоснованном размере, подтвержденном соответствующими документами и нормативными правовыми актами.
Судом первой инстанции дана правильная оценка доводам истца относительно включения в договор от 14.01.2008 г. N 177/П необходимых существенных условий.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенные условия для договора между смежными сетевыми организациями установлены в пункте 38 Правил N 861, согласно которому, помимо прочих, договор должен содержать условие о порядке расчетов за оказанные услуги с учетом положений пункта 41 Правил N 861. Порядок осуществления расчетов определен сторонами в Разделе 4 договора, где стороны согласовали, что стоимость услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС определяется путем умножения ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на величину заявленной мощности за каждый расчетный период (1 календарный месяц).
Из материалов дела, а также пояснений представителей сторон следует, что договор исполняется сторонами с 2008 года, а разногласия в части оплаты нормативных потерь возникли лишь в 2015 году, что также свидетельствует о согласованности сторонами необходимых условий договора.
Согласно пункту 15(1) Правил N 861 обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с настоящим пунктом. В свою очередь стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V Правил N 861, и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии. Для установления объема обязательств потребителя услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС необходимо определить стоимость оказанных услуг исходя из платы на содержание сетей, рассчитываемой исходя из заявленной мощности и ставки на содержание сетей, а также оплаты нормативных потерь, рассчитываемых исходя из установленного норматива потерь и ставки тарифа для целей определения расходов на оплату нормативных потерь. Потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор (п.52 Правила N 861). Стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС определяется в соответствии с пунктом 55(1) Правил N 861 как произведение фактического отпуска электрической энергии из ЕНЭС в течение расчетного периода в отношении потребителя, норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ N 16 "О свободе договора и ее пределах", при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
Абзацем 2 пункта 36 Правил N 861 предусмотрено, что договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных Правилами N 861.
Заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями носит заявительный характер, условия такого договора предлагаются стороной, обязанной его заключить (п.20 Правил N 861), т.е. спорный договор заключен в редакции истца. Данное обстоятельство верно определено судом как доказательство недобросовестности поведения истца, оспаривающего условия заключенного им же договора.
В соответствии с общими принципами гражданского законодательства, закрепленными в пунктах 3 и 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
При рассмотрении дела стороны подтвердили, что договор от 14.01.2008 N 177/П, действующий с 2008 года продолжает исполняться, при этом в настоящее время обязательства ответчика по оплате услуг, определяются в соответствии с п.55(1) Правил N 861 в редакции Постановления Правительства РФ от 14.03.2017 N 290.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также получили надлежащую оценку в обжалованном судебном акте.
В силу изложенного жалоба истца удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2018 года, принятое по делу N А65-21398/2017, оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.