г. Тула |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А54-2840/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.05.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Григорьевой М.А., Афанасьевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии от истца - Львовой А.А. (доверенность от 11.09.2017), от ответчика - Девяткиной Ю.А. (доверенность от 21.11.2017 N РНТ-669/17), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.03.2018 по делу N А54-2840/2017 (судья Калинина В.А.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-ТРАНС" (далее - ответчик, АО "РН-ТРАНС") о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в период с 11.05.2016 по 20.05.2016 в размере 71 445 руб. 46 коп. (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и закрытым акционерным обществом "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (владелец) заключен договор от 06.06.2013 N 2-12/143 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" при станции Стенькино-2 Московской железной дороги (т. 8, л. д. 122).
Указанный договор заключен с учетом протокола разногласий от 20.06.2013 (т. 8, л. д. 125 оборотная сторона - 127).
Согласно § 1 договора в соответствии с Федеральными законами от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 и на условиях данного договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования владельца, являющегося продолжением ходовых путей N 21, N 33 (большая наливная эстакада) станции Стенькино-2, а также примыкающего стрелочным переводом N 58 в четной горловине станции (малая эстакада), к пути промывочно-пропарочной станции вагонного эксплуатационного депо Рязань (ВЧДЭ-26) на продолжении пути N 27 стрелочными переводами N 210, N 211, обслуживаемого локомотивом перевозчика.
В соответствии с § 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о подаче передается круглосуточно по телефону 3-95-07 диспетчеру по отгрузке и приемосдатчику по телефону 3-95-43, 3-95-49 не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов (§ 6 договора).
Согласно § 10 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление по телефону 3-95-41 с последующим письменным подтверждением. Готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки перевозчиком в течение:
- 4,5 часов с эстакады точечного налива;
- 4 часов с путей N 5, N 6, N 11, N 12 большой эстакады;
- 6 часов с остальных мест погрузки, выгрузки большой и малой эстакад после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке (§12 договора).
В приложении N 1 к договору сторонами согласованы технологические нормы на погрузку, выгрузку на железнодорожном пути необщего пользования (§ 14 договора, т. 8, л. д. 124 оборотная сторона - 125).
В соответствии с § 16 договора контрагентами владельца являются: ЗАО "РН-ТРАНС", ОOO "БалтТрансСервис", ОАО "Первая грузовая компания", ООО "СФАТ-Рязань".
В силу подпункта г) § 18 договора владелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций по причинам, зависящим от владельца, грузополучателей, грузоотправителей по ставкам, согласованным сторонами в договоре на организацию расчетов от 01.02.2011 N ТЦФТО -3302/02-11. При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23) с указанием причины задержки, не зависящей от перевозчика, и отражением в акте времени нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО "РЖД".
В соответствии с § 19 договора сборы, плата и штрафы вносятся установленным порядком, согласно ведомостям подачи и уборки вагонов, актам общей формы и накопительным ведомостям на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" по месту нахождения Московского ТЦФТО, в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 01.02.2011 N 3302/02-11, код ЕЛС 100912774.
Согласно § 28 договора по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Федеральными законами от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от18.06.2003 N 26 и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и акционерным обществом "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (владелец) заключено дополнительное соглашение от 01.04.2016 N 01 к договору от 06.06.2013 N 2-12/143 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" при станции Стенькино-2 Московской железной дороги (т. 8, л. д. 77-78).
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения от 01.04.2016 N 01 стороны пришли к соглашению § 18 договора после слов: "владелец" дополнить: "... и его контрагенты при наличии трехсторонних соглашений...".
В соответствии с пунктом 4 дополнительного соглашения от 01.04.2016 N 01 подпункт г) § 18 договора принят в новой редакции: "плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от владельца, грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ. При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23ВЦ) с отражением времени нахождения подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД". Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1. При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23, ГУ-23 ВЦ) с указанием причины задержки, не зависящей от перевозчика, и отражением в акте времени нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО "РЖД". Размер платы, установленный настоящим пунктом, может быть изменен с учетом индексации цен на услуги, оказываемые ОАО "РЖД". В случае изменения компетентными органами РФ ставок Тарифного руководства, перерасчет причитающейся перевозчику суммы производится агентом МТЦФТО, без заключения дополнительного соглашения к договору, с уведомлением владельца.
Согласно пункту 1 заключенного между ОАО "РЖД" (перевозчик), АО "РНПК" (владелец) и АО "РН-ТРАНС" (контрагент) соглашения от 01.04.2016 N 1 (т. 8, л. д. 130), с учетом протокола разногласий от 01.04.2016 (т. 8, л. д. 131), перевозчик обязуется осуществлять для контрагента и за его счет подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования владельца, в порядке и на условиях, установленных договором от 15.10.2015 N 2-12/143 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "РНПК" при станции Стенькино-2 Московской железной дороги, заключенным между владельцем и перевозчиком.
В соответствии с пунктом 2.3. соглашения от 01.04.2016 N 1 контрагент уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от контрагента, грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ. При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23ВЦ) с отражением времени нахождения подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД". Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Расчет платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования производится по факту нахождения за каждый час, через Московский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания по акту общей формы (пункт 2.5 соглашения от 01.04.2016 N 1).
Как усматривается из материалов дела, в период с 11.05.2016 по 20.05.2016 вагоны, прибывшие на станцию Стенькино-2 Московской железной дороги в адрес АО "РН-ТРАНС", простаивали на путях станции в ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с их занятостью ранее поданными вагонами, по причине нарушения АО "РН-ТРАНС" технологических норм выполнения грузовых операций, предусмотренных договором от 06.06.2013 N 02-12/143 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "РНПК" при станции Стенькино-2 Московской железной дороги, что подтверждается представленными в материалы дела копиями:
- дорожных ведомостей ЭР254702, ЭР294306, ЭР254752, ЭР154096, ЭР154142, ЭР068602, ЭР210475, ЭР170695, ЭР104413, ЭР068602, ЭР111070, ЭР217840, ЭР213504, ЭР243186, ЭР252284, ЭР154569, ЭР221820, ЭР300565, ЭР327481, ЭР358833, ЭР384483, ЭР394348, ЭР399569, ЭР371254, ЭР296581, ЭР337730, ЭР295529, ЭР327481, ЭР374765, ЭР395444, ЭР409130, ЭР394331, ЭР379246, ЭР365531, ЭР406053, ЭР017242, ЭР296453, ЭР195475, ЭР143999, ЭР296035, ЭР413042, ЭР086075, ЭР243225, ЭР294941, ЭР316931, ЭР282127, ЭР380932, ЭР397995, ЭР391084, ЭР402255, ЭР416394, ЭР401444, ЭР430301, ЭР410666, ЭР349114, ЭР400406, ЭР423762, ЭР415750, ЭР428968, ЭР308772, ЭР345250, ЭР384074, ЭР135822, ЭР393078, ЭР406189, ЭР253012, ЭР416381, ЭР317126, ЭР345682, ЭР391116, ЭР409016, ЭР404655, ЭР380969, ЭР422013, ЭР432216, ЭР411866, ЭР423869, ЭР421782, ЭР421708, ЭР421069, ЭР443118, ЭР431661, ЭР433410, ЭР412568, ЭР403740, ЭР400251, ЭР384583, ЭР378014, ЭР201416, ЭР395680, N 01677550, ЭР282639, ЭРЗ19827, ЭР319608, ЭР280745, ЭР337767, ЭР169862, ЭР156120, ЭР220860, ЭП742852, ЭР429842, ЭР384545, ЭР394931, ЭР412502, ЭР463760, ЭР468996, ЭР474255, ЭР482138, ЭР474318, ЭР482080, ЭР460971, N 01680272, N 01680271, N 01680273, ЭР454589, ЭР461729, ЭР439167, ЭР520117, ЭР520139, ЭР368623, ЭР395388, ЭР410796, ЭР326724, ЭР325493, ЭР210063, ЭР325884, ЭР341840, ЭР427109, ЭР240095, ЭР367752, ЭР368474, ЭР421820, ЭР421100, ЭР461567, ЭР427055, ЭР256493, ЭР306707, ЭР353250, ЭР229291, ЭР229527, ЭР283084, ЭР367440, ЭР381118, ЭР448796, ЭР373760, ЭР394720, ЭР206997, ЭР394537, ЭР402257, ЭР421934, ЭР431822, ЭР449434, ЭР391608, ЭР423992, ЭР414286, N01677549, ЭР457582, ЭР452256, ЭР406339, ЭР202550, ЭР421515, ЭР348449, ЭР264250, ЭР333154, ЭР279535, ЭР307144, ЭР307387, ЭР378782, ЭР379721, ЭР476361, ЭР476361, ЭР234755, ЭР446234, ЭР439368, ЭР438196, ЭР484255, ЭР381291, ЭР397874, ЭР371201, ЭР315787, ЭР015878, ЭР136795, ЭР421052, ЭР437905, ЭР458139, ЭР381024, ЭР350125, ЭР280470, ЭР360095, ЭР368594, ЭР205983, ЭР308950, ЭР193944, ЭР212348, ЭР189092, ЭР148341, ЭР254161, ЭР109060, ЭР106608, ЭП959888, ЭР345633, ЭР243151, ЭР405637, ЭР455863, ЭР581494, ЭР592762, ЭР669118, ЭР714395, ЭР713747, ЭР757634, ЭР755937, ЭР768753, ЭР768276, ЭР664104, ЭР655142, ЭР574583, ЭР734799, ЭР707519, ЭР702696, ЭР697084, ЭР705128, ЭР697127, ЭР705316, ЭР760555, ЭР760692, ЭР759594, ЭР758521, ЭР755158, ЭР758444, ЭР710490, ЭР605912, ЭР524580, ЭР478814, ЭР648089, ЭР760505, ЭР760255, ЭР761103, ЭР762995, ЭР761112, ЭР763234, ЭР760133, ЭР762821, ЭР696914, ЭР706114, ЭР697330, ЭР735603, ЭР756027, ЭР759033, ЭР038854, ЭР281171, ЭР711927, ЭР697402, ЭР760920, ЭР760372, ЭР761408, ЭР763325, ЭР759662, ЭР759768, ЭР759954, ЭР524504, ЭР738428, ЭР704029, ЭР754126, ЭР892882, ЭР892784, ЭР892824, ЭР856204, ЭР755890, ЭР472859, ЭР720595, ЭР640974, ЭР424145, ЭР775708, ЭР750999, ЭР785714, ЭР784570, ЭР788484, ЭР652418, ЭР664904, ЭР688122, ЭР778320, ЭР721410, ЭР784390, ЭР789127, ЭР805895, ЭР808519, ЭР735694, ЭР698684, ЭР669452 (т. 4, л. д. 57-151, т. 5, л. д. 1-149, т. 6, л. д. 1-149, т. 7, л. д. 1-149, т. 8, л. д. 1-64);
- актов общей формы, оформленных на начало и окончание простоя вагонов: от 11.05.2016 N 2/3447 и от 11.05.2016 N 2/3451 (т. 1, л. д. 77-80); от 11.05.2016 N 2/3460 и от 12.05.2016 N 2/3465 (т. 1, л. д. 93-98); от 12.05.2016 N 2/3466 и от 12.05.2016 N 2/3470 (т. 1, л. д. 99-102); от 12.05.2016 N 2/3477 и от 12.05.2016 N 2/3489 (т. 1, л. д. 107-113); от 12.05.2016 N 2/3492 и от 13.05.2016 N 2/3497 (т. 1, л. д. 120-125); от 13.05.2016 N 2/3511 и от 13.05.2016 N 2/3512 (т. 1, л. д. 134-137); от 11.05.2016 N 2/3450 и от 13.05.2016 N 2/3527 (т. 2, л. д. 3-8); от 14.05.2016 N 2/3543 и от 15.05.2016 N 2/3552 (т. 2, л. д. 19-23); от 19.05.2016 N 2/3662 и от 20.05.2016 N 2/3681 (т. 2, л. д. 47-51); от 20.05.2016 N 2/3674 и от 20.05.2016 N 2/3682 (т. 2, л. д. 52-55); от 19.05.2016 N 2/3665 и 3 от 20.05.2016 N 2/368 (т. 2, л. д. 56-61);
- памяток приемосдатчика на уборку вагонов N N 2302, 2303, 2304, 2305, 2306, 2307, 2308, 2309, 2311, 2312, 2313, 2314, 2315, 2316, 2317, 2318, 2319, 2320, 2321, 2322, 2323, 2325, 2326, 2327, 2329, 2330, 2331, 2332, 2333, 2334, 2335, 2336, 2338, 2339, 2340, 2341, 2342, 2343, 2345, 2346, 2347, 2348, 2349, 2350, 2351, 2352, 2353, 2354, 2355, 2356, 2357, 2358, 2359, 2360, 2361, 2362, 2363, 2364, 2365, 2366, 2367, 2368, 2369, 2370, 2371, 2372, 2373, 2375, 2376, 2377, 2379, 2381, 2382, 2383, 2384, 2385, 2386, 2387, 2388, 2389, 2390, 2392, 2393, 2394, 2396, 2397, 2398, 2400, 2401, 2402, 2403, 2404, 2405, 2406, 2407 (т. 2, л. д. 119-151, т. 3, л. д. 1-150, т. 4, л. д. 1-6);
- выписки из журнала передачи документов (ГУ-23) (т. 2, л. д. 74-89);
- накопительных ведомостей за 11.05.2016 N 010542, за 12.05.2016 N 010543, за 12.05.2016 N 010548, за 12.05.2016 N 010547, за 17.05.2016 N 010562, за 17.05.2016 N 010557, за 13.05.2016 N 010551, за 17.05.2016 N 010564, за 20.05.2016 N 200585, за 20.05.2016 N 200589, за 20.05.2016 N 200586 (т. 2, л. д. 90, 93, 94, 96, 98, 101, 105, 108, 114, 115, 116);
- машинопечатной формой книги уведомления о прибытии грузов по станции Стенькино-2 Московской железной дороги от 18 час. 00 мин. 05.05.2016 до 18 час. 00 мин. 31.05.2016 (т. 9, л. д. 37-87);
- книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку с 11.05 00 час. 00 мин. по 20.05 23 час. 00 мин. на станции Стеникино-2 (т. 9, л. д. 131-152).
Размер платы за нахождение вагонов на путях общего пользования составил сумму 71 445 руб. 46 коп. (с учетом уменьшения в процессе рассмотрения спора).
Истцом ответчику 03.02.2017 направлена претензия от 30.12.2016 N 04 об оплате использования инфраструктуры ОАО "РЖД" (т. 1, л. д. 43-45).
Указанная претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на нарушение ответчиком обязательств по внесению платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, истец обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался тем, что в рассматриваемо случае обязательства сторон возникли из заключенного договора от 06.06.2013 N 2-12/143 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" при станции Стенькино-2 Московской железной дороги с учетом дополнительного соглашения от 01.04.2016 N 01 к договору от 06.06.2013 N 2-12/143 и соглашения от 01.04.2016 N 1, подписанного истцом и ответчиком.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Согласно части 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 Устава).
Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.
Материалами дела подтверждается и стонами не оспаривается, что по условиям заключенного договора от 06.06.2013 N 2-12/143 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" при станции Стенькино-2 Московской железной дороги с учетом дополнительного соглашения от 01.04.2016 N 01 к договору от 06.06.2013 N 2-12/143 и соглашения от 01.04.2016 N 1 акционерное общество "РН-ТРАНС" обязалось уплачивать ОАО "РЖД" плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от контрагента, грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ. При этом время нахождения подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД" отражается в актах общей формы (ГУ-23ВЦ), а размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (пункт 2.3 соглашения N 1 от 01.04.2016).
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно абзацу 26 статьи 119 Устава для удостоверения иных не предусмотренных данной статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, установлен перечень обстоятельств, удостоверяемых составлением актов общей формы. Данный перечень предусматривает, в том числе, составление акта общей формы в случае задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров. Данный перечень является открытым и устанавливает возможность составления актов общей формы в других случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Как усматривается из материалов дела, в период с 11.05.2016 по 20.05.2016 вагоны, прибывшие на станцию Стенькино-2 Московской железной дороги в адрес АО "РН-ТРАНС", простаивали на путях станции в ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с их занятостью ранее поданными вагонами, о чем представителями истца составлены акты общей формы от 11.05.2016 N 2/3447 и от 11.05.2016 N 2/3451 (т. 1, л. д. 77-80); от 11.05.2016 N 2/3460 и от 12.05.2016 N 2/3465 (т. 1, л. д. 93-98); от 12.05.2016 N 2/3466 и от 12.05.2016 N 2/3470 (т. 1, л. д. 99-102); от 12.05.2016 N 2/3477 и от 12.05.2016 N 2/3489 (т. 1, л. д. 107-113); от 12.05.2016 N 2/3492 и от 13.05.2016 N 2/3497 (т. 1, л. д. 120-125); от 13.05.2016 N 2/3511 и от 13.05.2016 N 2/3512 (т. 1, л. д. 134-137); от 11.05.2016 N 2/3450 и от 13.05.2016 N 2/3527 (т. 2, л. д. 3-8); от 14.05.2016 N 2/3543 и от 15.05.2016 N 2/3552 (т. 2, л. д. 19-23); от 19.05.2016 N 2/3662 и от 20.05.2016 N 2/3681 (т. 2, л. д. 47-51); от 20.05.2016 N 2/3674 и от 20.05.2016 N 2/3682 (т. 2, л. д. 52-55); от 19.05.2016 N 2/3665 и 3 от 20.05.2016 N 2/368 (т. 2, л. д. 56-61); с указанием времени начала и окончания задержки вагонов, причины простоя вагонов.
Акты общей формы подписаны представителем ответчика с разногласиями.
Факт освобождения путей общего пользования к станции назначения, а также дата и время подачи вагонов на пути необщего пользования подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов (т. 2, л. д. 119-151, т. 3, л. д. 1-150, т. 4, л. д. 1-6).
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование объектами инфраструктуры ОАО "РЖД".
Согласно абзацам 3,4 статьи 2 Устава под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, владельцем которой является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.
В соответствии с абзацами 12, 13 статьи 2 Устава железнодорожными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно пункту 34 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции (абзац 27 статьи 2 Устава).
В соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 01.04.2016 N 1 АО "РН-ТРАНС" уплачивает ОАО "РЖД" плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от контрагента, грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ. При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23ВЦ) с отражением времени нахождения подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД". Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России N 127-т/ от 29.04.2015 1 (т. 8, л. д. 130, с учетом протокола разногласий от 01.04.2016 - т.8 л.д. 131).
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам N 127-т/1 от 29.04.2015 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД".
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном данным Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу или уборку вагонов с учетом технологии обслуживания конкретных грузоотправителей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Согласно пункту 1.3 Тарифного руководства ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах N 1 - N 4 Тарифного руководства.
Ставки Тарифного руководства учитывают затраты, связанные с:
- содержанием (обслуживанием) железнодорожной инфраструктуры общего пользования, занятой подвижным составом (в том числе вагонами с контейнерами) по причинам, указанным в пункте 1.2 главы;
- предоставлением железнодорожной инфраструктуры общего пользования на выгрузочных железнодорожных станциях (в том числе припортовых железнодорожных станциях), железнодорожных станциях перемещения и других железнодорожных станциях для проследования маневрового локомотива в одиночном следовании и с вагонами (группами вагонов) в пределах железнодорожной станции при перестановке подвижного состава;
- мероприятиями по возобновлению перевозочного процесса для подвижного состава, контейнеров, задержанных в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, в том числе повторный контроль технического состояния подвижного состава, работа составителей грузовых поездов, закрепление вагонов (групп вагонов) тормозными башмаками и подсыл локомотива РЖД для возобновления перевозочного процесса для подвижного состава, контейнеров, задержанных в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) из-за неприема железнодорожной станции назначения;
- уведомлением грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев подвижного состава, а также иных перевозчиков в объеме, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила перевозок грузов), за исключением уведомления владельца подвижного состава о прибытии груза в вагоне, принадлежащем данному владельцу, на железнодорожную станцию назначения, осуществление которого в соответствии со статьей 44 Устава предусмотрено по договору;
- охраной железнодорожных путей, на которых находится подвижной состав (в том числе вагоны с контейнерами) по причинам, указанным в пункте 1.2 главы;
- мероприятиями по обеспечению сохранности вагонов, контейнеров в течение всего времени их нахождения на железнодорожной станции (за исключением вагонов, находящихся на железнодорожных путях общего пользования по согласованию с РЖД) (пункт 1.4 Тарифного руководства).
В соответствии с пунктом 1.6. Тарифного руководства время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон (только при нахождении вагонов на путях общего пользования, согласованном с РЖД).
Согласно части тринадцатой статьи 39 Устава железнодорожного транспорта оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном этим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Исходя из пункта 2.3 Тарифного руководства по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Пунктом 5 Приказа ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские железные дороги2 установлены индексы к базовым ставкам платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06. 2002 N 35/12" (зарегистрирован Минюстом России 26 мая 2015 года, регистрационный N 37379), согласно приложениям N 6 и N 7 к данному приказу.
Статьей 34 Устава установлено, что перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Представленной в материалы дела машинопечатной формой книги уведомления о прибытии грузов по станции Стенькино-2 Московской железной дороги от 18 час. 00 мин. 05.05.2016 до 18 час. 00 мин. 31.05.2016 (т. 9, л. д. 37-87), а также отметкой в дорожных ведомостях (т. 4, л. д. 57-151, т. 5, л. д. 1-149, т. 6, л. д. 1-149, т. 7, л. д. 1-149, т. 8, л. д. 1-64), подтверждается факт уведомления истцом ответчика о прибывших в его адрес вагонах.
Согласно статье 20 Устава о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее чем за два часа до такой подачи.
Как усматривается из представленной в материалы дела книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку с 11.05 00 час. 00 мин. по 20.05 23 час. 00 мин. на станции Стеникино-2 (т. 9, л. д. 131-152), истец надлежащим образом уведомлял ответчика о времени подачи вагонов под погрузку не позднее, чем за два часа до такой подачи.
Вместе с тем, представленными истцом в материалы дела подписанными памятками приемосдатчика на уборку вагонов (т. 2, л. д. 119-151, т. 3, л. д. 1-150, т. 4, л. д. 1-6), подтверждают занятость железнодорожного пути необщего пользования, в связи с чем отсутствовала возможность подать на них вагоны, указанные в рассматриваемых актах общей формы. Памятками приемосдатчика подтверждается, что по истечении 2 часов после уведомления ответчика о подаче вагонов, железнодорожного пути необщего пользования были заняты другими вагонами, по причине нарушения ответчиком технологических норм на погрузку, согласованных сторонами в приложении N 1 к договору от 06.06.2013 N 2-12/143 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компании" при станции Стенькино-2 Московской железной дороги (т. 8, л. д. 124-125)
Таким образом, ответчик, извещенный истцом за 2 часа до планируемой подачи на пути погрузки прибывших в его адрес вагонов, должен в течение этих двух часов обеспечить возможность подачи вагонов под погрузку на железнодорожные пути необщего пользования, чего ответчиком в нарушение условий договора от 06.06.2013 N 2-12/143 сделано не было.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы (т. 1, л. д. 77-80, 93-98, 99-102, 107-113, 120-125, 134-137, т. 2, л. д. 3-8, 19-23, 47-51, 52-55, 56-61), из которых следует, что задержка вагонов произошла по причине, зависящей от грузополучателя - занятости фронта погрузки железнодорожного пути необщего пользования ранее поданными вагонами.
Акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45); подписаны ответчиком с разногласиями, которые в материалы дела не представил.
Поскольку ответчик в нарушение условий договора от 06.06.2013 N 2-12/143 не обеспечил возможность подачи вагонов под погрузку на железнодорожные пути необщего пользования в течение двух часов с момента уведомления истцом о прибытии в его адрес вагонов, истцом правомерно произведен расчет платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава (вагонов) в соответствии с нормами части 13 статьи 39 Устава и пункта 2.3 Тарифного руководства.
Размер платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава (вагонов) составил сумму 71 445 руб. 46 коп. (с учетом уменьшения в процессе рассмотрения спора) (т. 9, л. д. 26-36); расчет судом проверен и признан верным.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указывает, что его вина в простое вагонов отсутствует, поскольку ОАО "РЖД" ввело ограничения погрузки нефтепродуктов на станции Крымской железной дороги, на станциях Новороссийск, Новороссийск-экспорт, Абинская Северо-Кавказской железной дороги со станции Стенькино-2 Московской железной дороги с февраля 2016 года по май 2016 года, а также ограничения погрузки на станции Крымской железной дороги с 20.04.2016 (копии телеграмм - т. 8, л. д. 116-121), в связи с этим погруженные вагоны истцом не принимались к перевозке в связи с конвенционным ограничением (запретом), следовательно, нештатная ситуация, связанная с нахождением вагонов на путях необщего пользования, возникла по причинам, которые в рассматриваемом случае не зависела от ответчика (статьи 39, 29 Устава); согласно прогнозу отгрузки нефтепродуктов со станции Стенькино-2 на май 2016 года по дорогам назначения (копия прогноза - т. 9, л. д. 4), который составляется и направляется истцу до наступления календарного месяца, на указанные дороги планировалась отгрузка нефтепродуктов. У ответчика имелись заявки на отгрузку нефтепродуктов в адрес и на станции, которые указаны в телеграммах, со сроком отгрузки май 2016 года (копии заявок - т.9, л. д. 7-12). Таким образом, именно истцом вводились конвенционные запреты и вагоны не принимались к перевозке по вышеуказанным направлениям, следовательно, простой вагонов возник по причинам, которые в рассматриваемом случае не зависели от ответчика.
Указанный довод апелляционным судом во внимание не принимается, поскольку в заявках график отгрузки указан с 01.05.2016 по 05.05.2016 и в апреле 2016 года, следовательно введение ограничений с 11.05.2016 не является основанием для освобождения ответчика от ответственности.
Ответчик также ссылался на то, что из актов общей формы, представленных в материалы дела, следует, что они составлялись не на группу вагонов готовых уже к подаче, а на все прибывшие в адрес ответчика вагоны, без указания пути, на которой они должны подаваться (например, строка N 1 расчета сумм исковых требований - количество вагонов, но которое составлена ведомость составляет 52, строка N 2-53 вагона); истцом не представлены в материалы дела уведомления о подаче вагонов, истцом нарушены статья 34 Устава железнодорожного транспорта РФ, пункт 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, вагоны, прибывшие в адрес ответчика поставлены в простой без соблюдения технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки и соответственно без надлежащего уведомления о готовности вагонов к подаче. Расчет исковых требований истца не содержит даты и времени уведомления ответчика о готовых к подаче вагонов по фронтам погрузки в соответствии с Приложением N 1 к договору от 06.06.2013 N 2-12/143 и не может быть признан надлежащим при расчете исковых требований.
Указанный довод судом не принимается, поскольку в материалы дела истцом представлены надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие факт уведомления ответчика о прибытии грузовых вагонов и готовности их к подаче на пути необщего пользования. Данный факт подтверждается выкипировкой из книги уведомлений формы ГУ-6 ВЦ, приложенных к уточненному расчету исковых требований, а также отметкой в дорожных ведомостях, представленных в материалы дела (т. 9, л. д. 37-87).
Судом также не принимается во внимание довод о том, что период с 11.05.2016 по 20.05.2016 были зафиксировано факты длительной уборки вагонов на наливных путях, т.е. оформленные и готовые к уборке вагоны истцом не выводились, простой пути без операций достигал более 6 часов. По данному факту в адрес истца было направлено письмо с указанием на свободные пути и длительность перестановок (т. 8, л. д. 115), указанные обстоятельства, также подтверждаются памятками приемосдатчика, представленными в материалы дела истцом.
Согласно пункту 2.7. Дополнения от 20.02.2014 в Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "РНПК", примыкающего к станции Стенькино II Московско-Рязанского региона Московской железной дороги, утвержденной 27.12.2011, после завершения слива-налива вагонов, замеров и пломбирования люков, старший оператор эстакады ЗАО "РНПК" сообщает о завершении грузовых операций диспетчеру отгрузки и приемосдатчику Стенькино II с последующим письменным уведомлением по форме ГУ-2Б. После этого диспетчер отгрузки информирует маневрового диспетчера станции Стенькино 2 о завершении грузовых операций. О готовности состава к выводу приемосдатчик докладывает маневровому диспетчеру Стенькино II.
После получения уведомления от диспетчера отгрузки и приемосдатчика Стенькино II о завершении грузовых операций маневровый диспетчер станции Стенькино II дает указание дежурному по станции Стенькино II о заезде маневрового тепловоза на путь необщего пользования. Согласование маршрута следования производится с дежурным стрелочного поста N 4 порядком, указанных в пунктах 2.4.1 и 2.4.2.
В случае, если дежурный по станции Стенькино II запрашивает маршрут для следования маневрового тепловоза резервом на путь налива большой эстакады, о готовности которого диспетчеру отгрузки доклада не поступало, формирование маршрута следования не производится, маневровый сигнал (въездные ворота) не открывается.
Вывод с путей ЗАО "РНПК" вагонов, погруженных нефтепродуктами, с неоформленными перевозочными документами, не допускается. Ответственный работник отдела оформления ТСД ЗАО "РН-Транс" после оформления перевозочных документов, по телефону ставит в известность диспетчера отгрузки об оформлении перевозочных документов.
Только после получения данной информации диспетчер отгрузки дает указание дежурному стрелочного поста N 4 о возможности формирования маршрута следования маневрового тепловоза на данный путь для вывода вагонов на пути станции либо дает указание об открытии въездных ворот.
После согласования маршрута следования диспетчер отгрузки по телефону ставит в известность работников эстакады о заезде маневрового тепловоза. В случае, если по телефону связаться не удается, в известность ставится сменный инженер-технолог цеха N 11, который по радиосвязи информирует работников эстакады о необходимости присутствия на пути налива.
После заезда на путь налива маневровый тепловоз останавливается на расстоянии не менее 10 метров от первого вагона. Прицепка к вагонам производится только в присутствии оператора ЗАО "РНПК" после его разрешения. Составитель поездов снимает тормозные башмаки, передает их работникам эстакады. Номера снятых тормозных башмаков составитель передает по радиосвязи дежурному стрелочного поста N 4.
Ответчиком не представлены доказательства нарушения истцом указанного выше порядка обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "РНПК", примыкающего к станции Стенькино II Московско-Рязанского региона Московской железной дороги, повлиявшего на период простоя вагонов, произошедший на станции назначения.
Исходя из предоставленных в материалы дела памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов и проведенного на их основе анализа следует, что имел место факт нарушения ответчиком срока технологического процесса налива цистерн, установленного договором от 06.06.2013 N 2-12/143 (т. 2, л. д. 119-151, т. 3, л. д. 1-150, т. 4, л. д. 1-6).
Как следует из материалов дела, ответчик является не единственным контрагентом ОАО "РЖД" по станции Стенькино-2 и истец как перевозчик, оценивая поездную обстановку на станции назначения в целом, определяет самостоятельно, где возможно разместить прибывшие в адрес грузополучателя, вагоны без ущерба для других клиентов и где они не будут мешать перевозке грузовых составов.
В данном случае нарушение ответчиком срока технологического процесса налива цистерн не должно влиять на обязательства истца по исполнению договорных обязательств перед другими клиентами, добросовестно исполняющими свои обязанности. Ответчиком также не представлено безусловных доказательств наличия вины истца в непроизводственном простое эстакад налива ответчика в спорном периоде.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На момент рассмотрения спора ответчик, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в сумме 71 445 руб. 46 коп. в полном объеме суду не представил.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключенный сторонами договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 06.06.2013 N 2-12/143, акты общей формы, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в сумме 71 445 руб. 46 коп. как обоснвоанные в силу статьей 421, 784, 791, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.03.2018 по делу N А54-2840/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.