г. Москва |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А41-40556/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от ЗАО "Экоаэросталкер": Нестеровский Н.О., по доверенности от 01.11.2017;
от ООО "Навигатор": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2018 года по делу N А41-40556/16, принятое судьей Кузминой О.А., по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к ЗАО "Экоаэросталкер", третье лицо: ООО "Навигатор", о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с иском к ЗАО "Экоаэросталкер" со следующими требованиями:
- взыскать с Закрытого акционерного общества "Экоаэросталкер" в пользу Министерства имущественных отношений Московской области задолженность по арендной плате в размере 611 482,97 руб., пени в размере 55 644,95 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Навигатор".
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.12.2016, оставленным без изменения постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 и Арбитражного суда Московского округа от 26.05.2017, требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2017 г. решение Арбитражного суда Московской области от 05.12.2016, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.05.2017 по делу N А41-40556/2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2018 года по делу N А41-40556/16 исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области удовлетворены в части. Суд решил: взыскать с ЗАО "Экоаэросталкер" в пользу Министерства имущественных отношений Московской области задолженность по договору аренды земельного участка N 39028-z от 25.12.2007 в размере 164 305 руб. 66 коп. за период с 01.10.2015 по 08.10.2015, а также пени в размере 14 951 руб. 82 коп. за период с 16.12.2015 по 14.06.2016. Всего взыскать 179 257,48 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Ответчик направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Истец и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Направляя дело на новое рассмотрение, Верховный суд Российской Федерации указал на необходимость определить, в каком размере подлежала исчислению арендная плата за спорный земельный участок в период с 01.10.2015 по 08.10.2015 и установить размер пеней, подлежащих начислению на сумму долга по арендной плате в указанный период.
Как следует из материалов дела, Министерство по договору аренды от 01.12.2005 предоставило Обществу в аренду на срок по 01.12.2030 комплекс зданий, строений и других технических сооружений, составляющих единую систему Щелковских межрайонных очистных сооружений, находящихся в собственности Московской области, расположенных по адресу: г. Щелково, Заречная ул., д. 137.
Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) 25.12.2007 заключили на срок по 01.12.2030 договор N 39028-Z аренды земельного участка площадью 434 950 кв. м с кадастровым номером 50:14:050306:0002, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "под 2-м комплексом Щелковских межрайонных очистных сооружений", являющегося собственностью Московской области, находящегося по адресу: Московская область, г. Щелково, Заречная ул., д. 137. На данном участке расположен арендованный Обществом комплекс очистных сооружений.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном порядке.
Размер арендной платы за участок установлен в Приложении N 2 к указанному договору и определен в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96- ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В феврале 2015 года Министерство уведомило Общество о том, что в связи с изменением базовой ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, арендная плата на 2015 год определена в размере 28 128 216 руб. 50 коп.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 расторгнут договор от 01.12.2005 аренды комплекса очистных сооружений.
С учетом указанного постановления суда Министерство и Общество 20.11.2015 заключили соглашение о расторжении с 09.10.2015 договора аренды земельного участка и указали, что участок считается переданным арендодателю с 09.10.2015 без оформления акта приема-передачи.
Министерство направило Обществу претензию от 17.02.2016 N 13исх-3401 о наличии у него 611 482 руб. 97 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.10.2015 по 08.10.2015 (то есть до даты расторжения договора).
Поскольку Общество долг не уплатило, Министерство обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Согласно статье 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктами 1 и 2 статьи 609 ГК РФ установлено, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Статьей 65 ЗК РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 4 статьи 22 ЗК РФ, размер арендной платы определяется договором аренды.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по арендной плате, исходя из расчета, произведенного в соответствии с Законом Московской области N 23/96-ОЗ.
Вместе с тем, истцом не учтено следующее.
Договор аренды от 25.12.2007 N 39028-Z заключен сторонами после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов в отношении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, следовательно, арендная плата по этому договору является регулируемой.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением N 582, издало Приказ N 217, которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Таким образом, арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не может превышать федеральные ставки в случае, если на участках размещены объекты, предусмотренные подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ.
Кроме того, Администрация городского поселения Щелково постановлением от 21.08.2013 N 746-ап "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в городском поселении Щелково Щелковского муниципального района Московской области" определила Общество гарантирующей организацией по очистке стоков в городском поселении Щелково.
Общество осуществляло деятельность, связанную с водоснабжением и водоотведением абонентов нескольких районов Московской области на основании тарифов на водоотведение (очистку) и транспортировку сточных вод, в том числе установленных для него на 2015 год Комитетом по ценам и тарифам Московской области распоряжением от 19.12.2014 N 148-Р.
Спорный земельный участок, находящийся в собственности Московской области, использовался Обществом в период действия договора аренды для эксплуатации расположенного на участке комплекса очистных сооружений, с помощью которого осуществляется очистка сточных вод, поступающих от абонентов нескольких районов Московской области, следовательно, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанной по правилам Приказа N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Ответчиком в материалы дела был представлен контр-расчет, произведенный с учетом вышеуказанных обстоятельств, то есть по правилам Приказа N 217.
Также истцом заявлено требование о взыскании неустойки за период с 16 декабря 2015 года по 14 июня 2016 года.
Суд первой инстанции, учитывая удовлетворение требования о взыскании арендной платы в части, обоснованно произвел перерасчет неустойки.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами, изложенными Верховным судом РФ в определении по настоящему делу и не могут быть приняты во внимание апелляционным судом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2018 года по делу N А41-40556/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.