г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А56-104750/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пряхиной Ю.В.
судей Колосовой Ж.В., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем В.О. Казначеевым,
при участии:
от заявителя: представители И. Набиев, Д.О. Чистяков по доверенности от 28.11.2017;
от заинтересованного лица: представитель Ю.А. Назарько по доверенности от 16.01.2018;
от 3-их лиц: 1) представитель С.И. Кочорова по доверенности от 10.01.2018;
2) не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10862/2018) Администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 по делу N А56-104750/2017 (судья Ю.В. Воробьева),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эй Си Партнерс"
к Администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
3-и лица: 1) Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области,
2) Решульский Алексей Петрович
о признании незаконным решения и обязании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эй Си Партнерс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным, в связи с исполнением Администрацией требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1001006:82, и принятым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом, заявлением:
- о признании незаконными действий Администрации по выдаче градостроительного плана земельного участка N RU47504109-703 в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1001006:83 площадью 11067 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение.
- об обязании Администрацию подготовить, утвердить и выдать Обществу новый градостроительный план земельного участка в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1001006:83 площадью 11067 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение.
- об обязании Администрации указать в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 47:07:1001006:83, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Заневское городское поселение, следующие показатели:
Площадь земельного участка: 11067 кв.м.;
Описание допустимого местоположения объекта капитального строительства на земельном участке: в пределах мест допустимого размещения объекта капитального строительства (на территории всей площади земельного участка - 11067 кв.м);
На чертеже градостроительного плана земельного участка в качестве места допустимого размещения объекта капитального строительства штриховкой отобразить всю площадь земельного участка.- 11067 кв.м.;
Информация о видах разрешенного использования земельного участка: территориальная зона земельного участка: Ж-4.1 - Зона застройки среднеэтажными жилыми домами;
Виды использования даны в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Заневское сельское поселение", статья 1, часть III.
Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке:
Назначение объекта капитального строительства: Среднеэтажные жилые дома;
Предельное количество этажей 8 надземных или предельная высота зданий, строений, сооружений 32 м;
Максимальный процент застройки в границах земельного участка: 30 %;
Иные показатели (максимальная плотность, максимальный коэффициент застройки): отсутствуют.
Решением от 22.03.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила обжалуемое решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Администрация муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области указывает на то, что в силу действующего законодательства (в том числе статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") обязанность по утверждению градостроительных планов возложена на Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, таким образом, Администрация не утверждает градостроительные планы земельных участков, а только их выдает, после утверждения Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области. Кроме того, Администрация, полагая, что не является единственным лицом, участвующим в предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков и ответственным за результат оказанной услуги, считает, что процессуальное положение Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области при рассмотрении настоящего дела должно быть иным, а именно, ссылаясь на положения части 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованным лицом. Администрация указывает на то, что градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1001006:82, 47:07:1001006:83 были выданы представителю заявителя, однако, ООО "Эй Си Партнерс" поддержало по земельному участку с кадастровым номером 47:07:1001006:83 требования с заявленными характеристиками.
Администрация полагает, что, поскольку Правилами землепользования и застройки в отношении земельного участка площадью 11067 кв.м, предназначенного для среднеэтажного жилищного строительства, не определены красные линии, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство, места допустимого размещения объекта капитального строительства должны быть определены проектом планировки территории, соответственно, на чертеже градостроительного плана N RU47504109-703 в границах земельного участка отсутствуют обозначение площади застройки земельного участка - места допустимого размещения объекта капитального строительства (отсутствует штриховка земельного участка на чертеже под места допустимого размещения объекта капитального строительства).
Общество с ограниченной ответственностью "Эй Си Партнер" против удовлетворения апелляционной жалобы возражало по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области поддержал позицию заинтересованного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке с учетом доводов жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Эй Си Партнерс" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1001006:82 и 47:07:1001006:83, расположенных во Всеволожском районе Ленинградской области (далее - Земельные участки), что подтверждается договором N 1 аренды земельных участков от 21.07.2017 (далее - договор аренды), заключенным между Решульским А.П. (арендодатель) и ООО "Эй Си Партнерс" (арендатор).
Земельные участки на момент заключения настоящего договора принадлежат Решульскому А.П. на праве собственности на основании договоров купли-продажи от 19.07.2017, что подтверждается выписками из ЕГРН от 21.07.2017.
Земельные участи предоставляются в аренду для целей осуществления арендатором строительства объектов недвижимости, в том числе строительства жилых домов, паркингов (многоярусных), а также строительства иных объектов (объектов инфраструктуры, благоустройства и инженерно-технического обеспечения и т.д.) в соответствии с целевым назначением земельных участков и видами их разрешенного использования (далее - строительство), включая также выполнение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, получение градостроительных планов земельных участков, получение разрешений на строительство, прохождение государственного строительного надзора, получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию и иных действий, предусмотренных действующим законодательством РФ в целях осуществления строительства (пункт 1.3 договора).
В соответствии с актом приема-передачи от 21.07.2017, Решульский А.П. передал, а ООО "Эй Си Партнерс" приняло вышеуказанные земельные участки во временное владение и пользование на основании договора аренды.
Согласно выпискам из ЕГРН от 21.07.2017 земельный участок с кадастровым номером 47:07:1001006:82 относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - паркинги многоярусные, земельный участок с кадастровым номером 47:07:1001006:83 относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - среднеэтажные жилые дома.
Общество с ограниченной ответственностью "Мастер Девелопмент", действующее на основании доверенности от 28.02.2017 N 3, направило в адрес Администрации заявление от 14.06.2017 о выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район: кадастровые номера 47:07:1001006:82 и 47:07:1001006:83 для целей проектирования и строительства жилого комплекса.
19.06.2017 Администрация в соответствии с областным законом Ленинградской области N 45-оз от 07.07.2014 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" направила на утверждение проекты градостроительных планов земельных участков N RU47504109-702, N RU47504109-703 в Комитет.
В соответствии с письмами от 27.06.2017 N 01-39-16-671/17-1, N01-39-16-671/17-2 Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, не утвердив проекты градостроительных планов земельных участков, возвратил их в Администрацию, указав, что застройка территории, в пределах которой находятся земельные участки, невозможна без утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Письмом от 08.09.2017 N 3283/02-16 Администрация направила заявителю письмо Комитета о возврате проектов градостроительных планов земельных участков.
Утвержденные градостроительные планы земельных участков ООО "Эй Си Партнерс" на момент подачи заявления в суд по настоящему делу выданы не были.
Как установлено судом первой инстанции, 14.03.2018 заявителем были получены градостроительные планы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1001006:82 и 47:07:1001006:83.
Поскольку градостроительный план земельного участка N RU47504109-703 в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1001006:83 не содержит описание допустимого местоположения объекта капитального строительства (отсутствует штриховка), ООО "Эй Си Партнерс" обратилось в арбитражный суд с уточнением к заявлению, указывая на то, что выдача Администрацией градостроительного плана земельного участка N RU47504109-703 является незаконной и нарушающей права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель пояснил, что в отсутствие штриховки (указания на градостроительном плане места возможной застройки) земельный участок будет невозможно использовать в соответствии с его назначением.
Администрацией и КГА данный довод не опровергнут.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона N 373 от 03.07.2016 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N373-ФЗ) в случае, если заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка подано в уполномоченный орган местного самоуправления до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
С учетом даты обращения ООО "Эй Си Партнерс" с целью получения градостроительных планов на спорные земельные участки в Администрацию, а также даты оспариваемого отказа в выдаче указанных планов, в силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 373-ФЗ, к спорным правоотношениям сторон подлежат применению положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.07.2017.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является необходимым документом для получения разрешения на строительство.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
По смыслу статей 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка - это публичный документ, в котором отображается информация о действующем градостроительном регламенте и иная информация о характеристиках участка, необходимая для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), для подготовки проектной документации.
Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана по заявлению физического или юридического лица входят в круг обязанностей органа местного самоуправления (пункт 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обязательное наличие при этом проекта планировки территории и проекта межевания территории из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации не следует.
Как усматривается из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 1633/13, по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Градостроительный план необходим для подготовки проектной документации, в том числе схемы планировочной организации земельного участка (пункт 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), для получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию (несоответствие проектной документации или возведенного объекта градостроительному плану земельного участка является препятствием для выдачи названных разрешений; пункты 1, 13 статьи 51, пункты 1, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Застройщик обязан осуществлять строительство в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка (пункт 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Спорные земельные участки расположены в пределах территориальных зон, на которые распространяются Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Совета депутатов МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района ЛО от 27.11.2012 N 75 "Об отверждении Правил землепользования и застройки применительно к части территории МО "Заневское сельское поселение", Решением Совета депутатов МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района ЛО от 01.10.2013 N 37 и 15.05.2014 N 17 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки применительно к части территории МО "Заневское сельское поселение" в границах населенного пункта д. Заневка".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования "Заневское сельское поселение" оснований для отказа заявителю в выдаче градостроительного плана земельных участков у Администрации не имелось.
Довод Администрации о том, что обязанность по утверждению градостроительных планов возложена на Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, и Администрация не утверждает градостроительные планы земельных участков, а только их выдает после утверждения Комитетом, признан судом апелляционной инстанции обоснованным.
Действительно, в силу действующего законодательства (в том числе статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") обязанность по утверждению градостроительных планов возложена на Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, однако, в соответствии с установленным Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 01.06.2016 N278, порядком, муниципальную услугу по выдаче градостроительных планов земельных участков в Заневском городском поселении предоставляет Администрация муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Следовательно, Администрация является единственным лицом, которое оказывает муниципальную услугу по выдаче градостроительных планов земельных участков, и, соответственно, несет ответственность перед заявителем за весь процесс (в том числе, передачу на утверждение в КГА), необходимый для ее оказания (получения результата).
При таких обстоятельствах, довод заинтересованного лица о необходимости привлечения Комитета в качестве соответчика в порядке пункта 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признан судом апелляционной инстанции необоснованным и подлежит отклонению.
Довод Администрации и Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области о том, что невозможно указание в градостроительном плане земельного участка описания допустимого местоположения объекта капитального строительства на земельном участке, был оценен судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу и признан необоснованным, поскольку градостроительные регламенты, утвержденные в составе документов градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования позволяют определить место допустимого размещения объекта капитального строительства.
Администрацией не представлено доказательств нарушения заявителем требований законодательства, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления, которые могли бы являться основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, а также не представлено доказательств несоответствия технических показателей испрашиваемого градостроительного плана земельного участка каким-либо действующим нормативным ограничениям. Указанная правовая позиция находит подтверждение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 305-КГ14-8649 по делу N А41-30270/2014.
Ссылка Администрации на судебную практику согласно Определению ВАС РФ от 14.04.2014 N ВАС-3692/14 по делу N А56-29669/2013 является несостоятельной, поскольку указанная судебная практика основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что выдача Администрацией заявителю градостроительного плана без указания описания допустимого местоположения объекта капитального строительства на земельном участке нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не соответствует действующему законодательству.
Градостроительный план земельного участка является основным документов, используемым на всех этапах строительства, и отсутствие в нем сведений о месте допустимого размещения объекта капитального строительства лишает застройщика возможности использовать спорный земельный участок по целевому назначению.
Таким образом, требования заявителя правомерно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции, согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно признал обоснованным требование заявителя об обязании Администрацию подготовить, утвердить и выдать Обществу новый градостроительный план земельного участка в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1001006:83 площадью 11067 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение с заявленными характеристиками, поскольку данное требование представляет собой способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда надлежит оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 по делу N А56-104750/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Пряхина |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.