г. Челябинск |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А76-18420/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деевой Г.А.,
судей Лукьяновой М.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2018 по делу N А76-18420/2017 (судья Мосягина Е.А.).
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Кожевникова Анастасия Петровна (паспорт, доверенность N 74 АА 4075582 от 03.04.2018).
Публичное акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - общество "ММК", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании 1 229 988 руб. 24 коп. неустойки (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т.2, л.д. 11).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2018 исковые требования общества "ММК" удовлетворены (т.2, л.д. 20-27).
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе общество "РЖД" просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд недостаточно исследовал доказательства, представленные в материалах дела, не учел наличие оснований для увеличения срока доставки по отправкам ЭЦ392995, ЭЦ313101 в связи с исправлением технических неисправностей, возникшим по не зависящим от перевозчика причинам.
Апеллянт ссылается на п.6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом), в соответствии с которым сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Податель жалобы отмечает, что вагоны по указанным накладным задержаны в связи с исправлением их технического состояния, что подтверждается актами общей формы, составленными на станции задержки, ВУ-23, ВУ-36.
По накладной ЭЦ392995 вагон N 67729947 отцеплен по технологической неисправности - грение буксы, срок доставки груза в соответствии со п.6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом увеличен на период устранения технической неисправности - на 5 суток.
По накладной ЭЦ313101 вагон N 61316089 отцеплен по эксплуатационной неисправности - провисание автосцепки, срок доставки груза в соответствии со п.6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом увеличен на период устранения технической неисправности - на 3 суток.
Ссылаясь на п. 9 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.07.2013 N 626, п. 8 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, ответчик отмечает, что оператор обязан предоставить перевозчику вагон, соответствующий требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог, а именно своевременно прошедший ремонт, обслуживание и находящийся в исправном состоянии. Ответственным за исправное техническое состояние, а также за прохождение вагоном обслуживания и ремонта, с позиции подателя жалобы, является владелец вагона или лицо, непосредственно его обслуживающее, а не перевозчик.
Апеллянт указывает, что неисправность вагона по указанным отправкам от перевозчика не зависела, а вызвана действами собственников вагонов, несущих бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В связи с этим ответчик указывает, что срок доставки на основании п.6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом продлен правомерно, по накладной ЭЦ392995 неустойка подлежит уменьшению на 3 704 руб. 31 коп.; по накладной ЭЦ313101 - на 26 196 руб.
48 коп.
В обоснование своей позиции общество "РЖД" также ссылается на судебную практику - определение Верховного суда РФ от 27.10.2015 N 302-ЭС15-13546, определение Верховного суда РФ от 27.10.2015 N 305-ЭС15-13718, постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.12.2015 N Ф05-16359/2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.03.2015 N Ф09-157/15.
Ответчик также не согласен с решением суда первой инстанции в части отказа в применении ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении размера неустойки, отмечая, что взысканная неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", п. 1.16 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5, общество "РЖД" указывает, что при взыскании пени за просрочку доставки грузов в полном объёме деятельность перевозчика является убыточной и не может компенсировать все затраты, связанные с обеспечением перевозочного процесса, таких как: амортизация, содержание и ремонт путей общего пользования, устройств сигнализации и связи в состоянии, обеспечивающим безопасность движения поездов; техническое облуживание вагонов, принадлежащих не только перевозчику, но и иным юридическим лицам; амортизация, содержание и капитальный ремонт поездных локомотивов, что также имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности движения поездов при перевозке в них грузов.
При просрочке доставки грузов перевозчик выполняет обязанность по доставке груза, хотя бы и в более поздний срок, но при этом практически лишается оплаты за свою работу.
Апеллянт считает необходимым учесть при определении достаточной для компенсации потерь кредитора величины неустойки двукратную учётную ставку Банка России, существовавшую в период нарушения. Отмечает, что размер ставки рефинансирования ЦБ РФ составляет 10,5 % годовых, в то время как неустойка, установленная ст. 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), составляет 9 % в день.
Также отмечает, что в заявленный период взыскания неустойки август-сентябрь 2015 года перевозчиком обеспечивалась бесперебойная подача железнодорожных составов с грузом на станции назначения, находящиеся в оперативном ведении Южно-Уральской железной дороги, прибывающих в адреса получателей. Следовательно, просрочка в доставке груза, не повлияла на нормальную работу общества "ММК", не могла отрицательно сказаться на технологическом цикле и не причинила каких-либо убытков истцу.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала позиции, изложенные в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание истец своих представителей не направил, в связи с чем заседание проведено в их отсутствие в порядке ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "РЖД" осуществляло перевозку грузов для общества "ММК" по железнодорожным накладным: ЭХ N 691663, ЭХ N 692952, ЭХ N 927950, ЭЦ N 127672, ЭЦ N 127821, ЭЦ N 118168, ЭЦ N 174060, ЭЦ N 174139, ЭХ N 962577, ЭХ N 981936, ЭХ N 982289, ЭЦ N 064406, ЭЦ N 035698, ЭЦ N 035957, ЭХ N 879555, ЭЦ N 081304, ЭЦ N 082618, ЭЦ N 083540, ЭЦ N 104870, ЭЦ N 158288, ЭЦ N 158343, ЭЦ N 292436, ЭЦ N 305713, ЭЦ N 282018, ЭХ N 765993, ЭХ N 766790, ЭХ N 585043, ЭХ N 748161, ЭХ N 923043, ЭХ N 760128, ЭХ N 973055, ЭХ N 990686, ЭХ N 925055, ЭХ N 930497, ЭХ N 935204, ЭЦ N 082559, ЭЦ N 080893, ЭЦ N 057935, ЭЦ N 061033, ЭЦ N 255977, ЭЦ N 317775, ЭЦ N 327501, ЭЦ N 333204, ЭЦ N 333250, ЭХ N 662515, ЭХ N 910406, ЭЦ N 080309, ЭХ N 877615, ЭЦ N 334258, ЭЦ N 417121, ЭЦ N 417235, ЭЦ N 417325, ЭЦ N 392995, ЭЦ N 302378, ЭЦ N 359310, ЭЦ N 377806, ЭЦ N 410868, ЭЦ N 402796, ЭЦ N 062797, ЭЦ N 241054, ЭЦ N 243284, ЭЦ N 257236, ЭЦ N 255813, ЭЦ N 310567, ЭЦ N 312978, ЭЦ N 402836, ЭЦ N 403288, ЭЦ N 401468, ЭЦ N 401986, ЭЦ N 402445, ЭЦ N 404192, ЭЦ N 416612, ЭЦ N 416746, ЭЦ N 416813, ЭЦ N 416874, ЭЦ N 399377, ЭЦ N 284074, ЭЦ N 399550, ЭЦ N 336691, ЭЦ N 467837, ЭЦ N 231628, ЭЦ N 231702, ЭЦ N 377977, ЭЦ N 378248, ЭЦ N 379451, ЭЦ N 313101, ЭЦ N 383948, ЭЦ N 389743, ЭЦ N 483146, ЭЦ N 168377, ЭЦ N 220313, ЭЦ N 585571 (т.1, л.д. 15-106).
В связи с просрочкой обществом "РЖД" доставки груза истцом в адрес ответчика направлена претензия от 27.10.2016 N юр-49339 о взыскании неустойки за просрочку доставки груза перевозчиком (т.1, л.д. 9-13).
Общество "РЖД" направило в адрес общества "ММК" ответ от 16.11.2016 N ЮУТЦФТОПР-2/4-354-ЕАСАПР-16/570 на претензию, из которого следует, что претензия рассмотрена и удовлетворению не подлежит (т.1, л.д. 14).
Поскольку пени за просрочку доставки груза ответчик не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт просрочки обществом "РЖД" доставки груза подтвержден материалами дела, ответчиком не доказано наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности перед грузополучателем за несвоевременную доставку груза.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 25 УЖТ РФ транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
Согласно статье 33 УЖТ РФ грузы считаются доставленными в срок, если: до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей; в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесена плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
В соответствии с абзацами 4, 5 статьи 33 УЖТ РФ и пунктом 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30) предусматривает, что согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в ст. 97 УЖТ РФ.
В силу ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
При рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2 "Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 28: групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки (подпункт 2.2.). Согласно абзацу 7 пункта 8 "Правил перевозок железнодорожным транспортом группами вагонов по одной накладной", утвержденных приказом МПС РФ 18.06.2003 N 32: "Срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки".
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом сроки доставки грузов групповыми отправками исчисляются исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок.
Статья 20 УЖТ РФ и пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 ставят в зависимость вину перевозчика от технической неисправности вагона только в том случае, если техническая неисправность повлекла утрату, недостачу или повреждение груза. Право перевозчика на увеличение сроков доставки груза, в том числе в случае исправления технического или коммерческого состояния вагона (контейнера), влияющего на безопасность движения и сохранность грузов законодателем под сомнение не ставится.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлены нормы суточного пробега вагонов при перевозке грузовой скоростью повагонных, контейнерных и мелких отправок в зависимости от расстояния.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Срок для надлежащего исполнения обязательств сторонами исчислен с учетом действующих Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Пункт 5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом устанавливает, что сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличивается на: 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (п. 5.1).
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что по накладной ЭЦ392995 вагон N 67729947 отцеплен по технологической неисправности - грение буксы, срок доставки груза в соответствии со п.6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом увеличен на период устранения технической неисправности - на 5 суток; по накладной ЭЦ313101 - вагон N 61316089 отцеплен по эксплуатационной неисправности - провисание автосцепки, срок доставки груза в соответствии со п.6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом увеличен на период устранения технической неисправности - на 3 суток.
С позиции подателя жалобы, неисправность вагонов по указанным отправкам от перевозчика не зависела, а вызвана действами собственников вагонов, несущих бремя содержания принадлежащего ему имущества, в связи с чем срок доставки на основании п.6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом продлен правомерно, по накладной ЭЦ392995 неустойка подлежит уменьшению на 3 704 руб. 31 коп.; по накладной ЭЦ313101 - на 26 196 руб. 48 коп.
Рассмотрев вышеуказанные доводы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об их отклонении в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом сроки доставки грузов увеличиваются на время задержки вагонов в пути следования, связанное с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшее по независящим от перевозчика причинам.
Основанием для применения ответственности за просрочку в доставке груза является вина перевозчика, которая презюмируется. Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по не зависящим от него обстоятельствам.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается соответствующая отметка (абзац 2 пункта 6.7 Правил).
В соответствии со ст. 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
В соответствии с п. 22.3 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 28, при приеме собственных порожних вагонов к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов.
Собственные порожние вагоны, имеющие технические неисправности (за исключением вагонов, следующих в ремонт), угрожающие безопасности движения, к перевозке не принимаются, о чем перевозчик уведомляет отправителя в письменной форме с указанием выявленных технических неисправностей. О выявленных технических неисправностях перевозчиком составляется соответствующий акт, один экземпляр которого направляется отправителю.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (далее - ПТЭ), ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава. При этом в соответствии с пунктом 21 названного Приложения не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов.
На основании пункта 23 указанного Приложения ответственными за качество выполненного технического обслуживания и ремонта и безопасность движения железнодорожного подвижного состава являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие его техническое обслуживание и ремонт, а также уполномоченные работники владельца железнодорожного подвижного состава.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Пунктами 30 - 32 вышеуказанного Приложения установлен порядок проведения технического обслуживания, осмотра вагонов.
Техническое обслуживание и ремонт вагонов производятся в пунктах технического обслуживания, депо и заводах, оснащенных диагностическими средствами.
При техническом обслуживании проверяется:
состояние и износ узлов и деталей и их соответствие установленным размерам;
исправность действия тормозного оборудования, буферного и автосцепного устройств, средств сигнализации и устройств связи, привода генератора и его соответствие типу генератора, крепления подвагонного оборудования, особое внимание обращается на исправность цепочек расцепного рычага, автосцепки, а также отпуск автоматических тормозов;
состояние и исправность ходовых частей (тележек);
исправность кузовов и котлов цистерн, гарантирующая сохранность перевозимых грузов;
исправность переходных площадок помоста и поручня помоста крыши, специальных подножек и поручней;
наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на железнодорожный путь деталей и оборудования железнодорожного подвижного состава.
Не допускается подача под погрузку грузов и посадку людей неисправных вагонов и без предъявления их к техническому обслуживанию. О признании их годными должна быть произведена запись в специальном журнале.
Порожние вагоны, подаваемые под погрузку на железнодорожные станции, где нет пунктов технического обслуживания, а также груженые вагоны, которые намечено использовать на таких железнодорожных станциях под сдвоенные операции, должны быть осмотрены, а в необходимых случаях и отремонтированы на ближайшем пункте технического обслуживания, расположенном перед железнодорожной станцией погрузки.
На железнодорожных станциях формирования и расформирования, в пути следования на железнодорожных станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности - отремонтирован. На этих железнодорожных станциях организуется безотцепочный ремонт вагонов.
На железнодорожных станциях, где нет пунктов технического обслуживания, каждый вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей железнодорожной станции, имеющей пункт технического обслуживания.
Работники пунктов технического обслуживания грузовых и пассажирских вагонов должны своевременно в соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов производить техническое обслуживание и ремонт вагонов, обеспечивающий проследование вагонов в исправном состоянии в составе поезда в пределах гарантийного участка.
Гарантийные участки для поездов грузовых на инфраструктуре устанавливаются владельцем инфраструктуры, исходя из протяженности участков обращения локомотивов, необходимости проведения полного опробования автотормозов, качественного технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов.
Разделом 2.5 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов эксплуатации, утвержденной Протоколом от 21-22 мая 2009 N 50 Совета по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества установлены правила технического обслуживания грузовых вагонов при подготовке их к перевозке.
Согласно пункту 2.5.2 все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками станции к техническому обслуживанию с указанием пункта, железной дороги, государства назначения, государства-собственника, наименования груза и записью об этом в книге предъявления вагонов формы ВУ-14.
Поскольку вагоны были обследованы работниками общества "РЖД" и приняты к перевозке без замечаний и без указаний на необходимость направления вагонов в ремонт, следовательно, вагоны соответствовали техническим требованиям и были пригодны для перевозки груза до станции назначения.
Таким образом, п. 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом в настоящем случае не может быть применен для продления нормативного срока доставки груза на время нахождения вагона в ремонте при отсутствии доказательств невиновности перевозчика в возникновении технической неисправности вагона.
Следовательно, заявленная истцом неустойка не подлежит снижению на основании п. 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Статьей 97 УЖТ РФ предусмотрена возможность освобождения перевозчика от уплаты пени за просрочку доставки, если он докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст.29 УЖТ РФ обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.
В силу указанных норм основанием для применения ответственности за просрочку доставки грузов является вина перевозчика, которая презюмируется.
Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по независящим от него обстоятельствам.
Ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 29 УЖТ РФ: вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок (ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ответчик не подтвердил наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности перед грузополучателем за несвоевременную доставку груза железнодорожным транспортом, в том числе, свидетельствующих о возможности продления срока доставки груза на основании пунктов 5 и 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Ссылка подателя жалобы на иную судебную практику не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанным делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств, при рассмотрении настоящего дела.
Поскольку факт несвоевременного исполнения перевозчиком обязательств по доставке груза подтвержден материалами дела, у перевозчика возникла ответственность в соответствии со ст. 97 УЖТ РФ в виде уплаты пени в размере 9% платы за перевозку грузов (без учета дополнительных расходов на оплату услуг проводника) за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Представленный истцом расчет неустойки (т.2, л.д. 13-15) проверен апелляционным судом, признан верным.
На основании изложенного, поскольку ответчиком не выполнена обязанность, установленная ст. 33 УЖТ РФ, общество "РЖД" не подало своевременно вагоны грузополучателю под разгрузку, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования общества "ММК" о взыскании с ответчика 1 229 988 руб. 24 коп. неустойки за допущенную просрочку доставки груза.
В апелляционной жалобе ответчик просил снизить сумму взыскиваемой неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
В силу пункта 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N7) если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ) (пункт 77 Постановления Пленума ВС РФ N 7).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (пункт 73 Постановления Пленума ВС РФ N 7).
Доводы ответчика о необходимости снижения неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации основываются на том, что размер ставки рефинансирования ЦБ РФ составляет 10,5 % годовых, в то время как неустойка, установленная ст. 97 УЖТ РФ составляет 9 % в день.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", разрешая вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и с этой целью определяя величину, достаточную для компенсации потерь кредитора, суды могут исходить из двукратной учётной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения. Вместе с тем для обоснования иной величины неустойки, соразмерной последствиям нарушения обязательства, каждая из сторон вправе представить доказательства того, что средний размер платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника в период нарушения обязательства, выше или ниже двукратной учётной ставки Банка России, существовавшей в тот же период.
Следует отметить, изложенное в названном пункте постановления разъяснение в отношении критериев соразмерности неустойки исходя из двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения, носит рекомендательный характер и не предполагает обязанность суда во всех случаях снижать неустойку до указанного размера.
Доводы ответчика о том, что просрочка доставки груза не могла отрицательно сказаться на технологическом цикле и не причинила каких-либо убытков истцу, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие доказательств наличия у истца каких-либо негативных последствий от просрочки выплаты в данном случае также не имеет правового значения, так как закон не обуславливает реализацию права на взыскание неустойки ни наличием таких последствий, ни обязанностью истца по их доказыванию.
Апелляционные доводы о том, что при просрочке доставки грузов перевозчик лишается прибыли отклоняется апелляционным судом, поскольку установленная законом ответственность за просрочку доставки груза направлена на стимулирование перевозчика к своевременному исполнению своих обязанностей, тогда как просрочка доставки груза, в свою очередь, может привести к возникновению значительных неблагоприятных последствий у иных субъектов отношений по перевозке (грузоотправителя, грузополучателя).
По мнению суда, по смыслу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств является оценочным.
Оценка указанного критерия отнесена к компетенции суда и производится им исходя из своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех обстоятельств дела. Снижение размера взыскиваемых процентов является правом суда и в каждом конкретном случае является одним из предусмотренных законом правовых способов, которыми законодатель наделил суд в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, с учетом компенсационной природы взыскиваемых пеней.
Исследовав в совокупности представленные доказательства (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), учитывая компенсационную природу неустойки, предусмотренный ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации ограниченный размер пени - 9% от платы за перевозку грузов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предъявленная к взысканию истцом неустойка за просрочку доставки грузов соразмерна последствиям нарушения обязательства, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с истца в пользу ответчика 1 229 988 руб. 24 коп. неустойки.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2018 по делу N А76-18420/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.А. Деева |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18420/2017
Истец: ПАО "ММК"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице филиала ЮУЖД