г. Киров |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А31-11941/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костроме Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.05.2018 по делу N А31-11941/2017, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н.,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Костромской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области
(ИНН: 4401172893, ОГРН: 1164401055983),
о признании недействительными решений от 28.09.2017 N 054S19170004043 и N 054S19170004043,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Костромской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - Почта, страхователь) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области (далее - Фонд, Управление) о признании недействительными решений от 28.09.2017 N 054S19170004043 и N054S19170004043.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 29.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что страхователь был правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку Почтой совершено правонарушение, выразившееся в нарушении срока представления сведений на 6 застрахованных лиц.
Соответственно, заявитель апелляционной жалобы считает, что решение от 29.05.2018 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Почта представила отзыв на жалобу, в котором против доводов Управления возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.07.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.07.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Почта ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 29.05.2018 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением в отношении Почты проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 N 27-ФЗ, по результатам которой было установлено, что отчет по форме СЗВ-М (тип - дополняющая) за сентябрь 2016 в отношении 6 застрахованных лиц страхователь представил 25.05.2017 (срок представления не позднее 10.10.2016), что отражено в акте от 23.08.2017 N 054S18170004595 (составлен в отношении ФГУП "Почта России" (за Управление Федеральной почтовой связи Костромской области - филиал ФГУП "Почта России") и в акте от 23.08.2017 N 054S18170004595 (составлен в отношении Управления Федеральной почтовой связи Костромской области - филиал ФГУП "Почта России").
На основании указанных актов Управлением28.09.2017 вынесены решения:
- N 054S19170004043 о привлечении ФГУП "Почта России" (за Управление Федеральной почтовой связи Костромской области - филиал ФГУП "Почта России") к ответственности в виде штрафа в сумме 3 000 руб. по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 в отношении 6 застрахованных лиц:
- N 054S19170004043 о привлечении Управления Федеральной почтовой связи Костромской области - филиал ФГУП "Почта России" к ответственности в виде штрафа в сумме 3 000 руб. по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 в отношении 6 застрахованных лиц.
Почта с решениями Управления не согласилась и обратилась с заявлением в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь Федеральными законами от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), требования страхователя признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01.04.2016 утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2010 N 16440) утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действовавшая в рассматриваемом периоде до издания Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в силу пункта 34 которой в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ" Пенсионный фонд Российской Федерации разъяснил, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Управление установило, что сведения по форме СЗВ-М (исходная форма) на 2312 застрахованных лиц за сентябрь 2016 страхователь представил с соблюдением срока (до 10.10.2016).
В последующем Почта самостоятельно выявила факт отсутствия сведений на 6 застрахованных лиц в составе ранее представленных, поэтому 25.05.2017 представила сведения с типом "дополняющая" за тот же период (сентябрь 2016) в отношении 6 застрахованных лиц, которые не были ранее указаны в исходной форме СЗВ-М.
Установив данный факт, Управление пришло к выводу о несвоевременном представлении страхователем сведений на 6 застрахованных лиц и о наличии в действиях Почты состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, до момента обнаружения Управлением несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки (сведения страхователем представлены 25.05.2017, акты составлены Фондом 23.08.2017) и, соответственно, до вынесения оспариваемых решений Почта самостоятельно передала необходимые корректирующие сведения, поэтому основания для начисления страхователю финансовых санкций отсутствуют, что соответствует правовым позициям, изложенным, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2013 N ВАС-1338/13, а также в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 13.02.2018 N 302-КГ-22454, от 12.03.2018 N306-КГ18-170 и от 26.03.2018 N306-КГ18-1470.
При этом Фонду следовало учесть, что непредставление сведений о конкретном застрахованном лице за расчетный период, и представление сведений об этом работнике лишь в составе расчета по типу формы "дополняющая" не может квалифицироваться как несвоевременное представление сведений по типу формы "дополняющая".
Довод Фонда о том, что решение в отношении за Управления Федеральной почтовой связи Костромской области, являющегося филиалом ФГУП "Почта России", носит информативный характер, является тождественным решению, вынесенному в отношении ФГУП "Почта России" и самостоятельных требований не предъявляет, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку вынесение нескольких решение, в том числе и при проведении проверки филиала организации, действующим законодательством не предусмотрено.
При этом непосредственно из текста решения, вынесенного Фондом в отношении Управления Федеральной почтовой связи Костромской области (филиал ФГУП "Почта России"), не усматривается, что данный документ носит информативный характер и не влечет для страхователя никаких правовых последствий.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 29.05.2018 законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 29.05.2018 по делу N А31-11941/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области (ИНН: 4401172893, ОГРН: 1164401055983) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.