г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А21-10559/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Куренковой Е.М.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8511/2018) ООО "Торговый центр "Сити"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.02.2018 по делу N А21-10559/2017 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Сити"
к 1) Администрации ГО "Город Калининград",
2) Комитету городского хозяйства Администрации ГО "Город Калининград",
третьи лица: УГИБДД УМВД России по Калининградской области, 2) ОГИБДД УМВД России по Калининградской области,
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый центр СИТИ" (далее - ООО "Торговый центр СИТИ", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - заинтересованное лицо, Администрация), Комитету городского хозяйства Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - заинтересованное лицо, Комитет),: - признать незаконным отказ, выраженный в письме от 03.08.2017 N и-КГХ- 13419 и обязать заинтересованных лиц вернуть прежнюю схему движения в районе перекрестка Московский проспект - ул. Ялтинская, а именно разрешить левый поворот при выезде с ул. Ялтинской на Московский проспект (направление - к центру города), а также левый поворот с крайнего левого ряда на перекрестке Московского проспекта - ул.Ялтинской, а также убрать водоналивные барьеры в количестве 34 шт.
Определением суда от 15 января 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет городского хозяйства Администрации городского округа "Город Калининград", в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УГИБДД УМВД России по Калининградской области, ОГИБДД УМВД РФ по Калининградской области.
Решением от 12.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель, повторяя доводы, изложенные в заявлении, ссылается на то, что отсутствие поворота на спорную территорию сделало невозможным проезд грузового транспорта, существенно ограничило доступ к ТЦ "СИТИ" на запроектированную автостоянку служебного транспорта, транспорта посетителей; нарушена процедура изменения схемы организации движения, так как проект планировки территории и проект межевания в составе проекта планировки не формировались; нарушена процедура изменения схемы организации движения, схема движения изменена без соответствующих проектных материалов.
По утверждению подателя апелляционной жалобы, представленные им в материалы рассматриваемого спора доказательства в полной мере подтверждают тезис о снижении количества покупателей.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Торговый центр Сити" является собственником торгового центра площадью 22 859 кв.м. и арендатором земельного участка с кадастровым номером 39:15:132803:46, площадью 1,5224 га, под здание торгового центра и здание трансформаторной подстанции по адресу: г. Калининград, Московский проспект, 171а. В ходе строительства торгового центра в 2008 году были произведены работы по благоустройству прилегающей к нему территории и произведено устройство дороги (проезда) к торговому центру со стороны Московского пр-та (перекресток с Ялтинской), который в настоящее время ликвидирован.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения в качестве первоочередных мероприятий по повышению пропускной способности Московского проспекта г. Калининграда Управлением ГИБДД УМВД России по Калининградской области выдано Предписание N 19/457 от 4 февраля 2014 года директору муниципального бюджетного учреждения "СОБДД". В районе Московского проспекта - ул. Ялтинской предписано:
- демонтировать левоповоротные светофорные секции на Московском проспекте, на линзы светофорных секций на ул. Ялтинской и от ТЦ "СИТИ" нанести контуры правых стрелок; - установить дорожные знаки 4.1.2 под знаки 2.4 на выезде со стороны ТЦ "СИТИ" и ул. Ялтинской;
- на знаках 5.1.5.1. на Московском проспекте стрелки "налево" заменить на стрелку "прямо";
- с обратной стороны от знаков 4.2.1, установленных на Московском проспекте на осевых разделительных островках установить дорожные знаки 3.18.2;
- о ходе выполнения предписания проинформировать в течение 30 суток с момента получения предписания.
06 февраля 2014 года Схема размещения технических средств и организации дорожного движения в центральной части г. Калининграда согласована начальником ОГИБДД УМВД по г. Калининграду. При этом въезд на территорию и выезд с территории ООО "Торговый центр Сити" и жилого дома N 25 по ул. Физкультурной, в том числе грузового транспорта, не ограничен и осуществляется с Московского проспекта. Разворот можно осуществить на Московском проспекте в районе дома N 184 (500-м) и на мостовом переходе через реки Старая и Новая Преголя (1200-м). Вместе с тем, общество указало на то, что в связи с запретом левого поворота при выезде с ул. Ялтинской на Московский пр-т (направление - к центру города), а также запретом левого поворота с крайнего левого ряда на перекрестке Московского пр-та - ул. Ялтинской (к ТЦ "Сити" по направлению от центра города) деятельность торгового центра практически парализована.
27 июня 2017 года Общество обратилось в Администрацию с письмом о возврате прежней схемы движения в районе перекрестка Московский пр-т - ул. Ялтинская, а именно разрешить левый поворот при въезде с ул. Ялтинской на Московский пр-т (направление - к центру города), а также левый поворот с крайнего левого ряда на перекрестке Московского пр-та - ул. Ялтинской и убрать водоналивные барьеры в количестве 34 шт.
По результатам рассмотрения обращения Комитет городского хозяйства по поручению главы городского округа Администрация отказал Обществу в организации поворота, со ссылкой на то, что отнесение поворотов и разворотов за пределы перекрестка является распространенным мероприятием, совершенствующим качество движения. Запрет поворотов налево привел к устранению заторовой ситуации на Московском проспекте на выезд из города, сократил врем прохождения "пробки" на въезд в город.
Посчитав вышеуказанный отказ в организации поворота, не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы ООО "ТЦ 4 СИТи" в сфере предпринимающей и иной экономической деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, оспариваемые действия заинтересованных лиц по согласованию и утверждению изменения схемы организации дорожного движения через перекресток ул. Машиностроительной могли быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данных действий закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу судебная коллегия находит не доказанным.
Деятельность по организации дорожного движения осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 257-ФЗ от 08.11.2007 г, Федеральным законом N 196-ФЗ от 10.01.1995 "О безопасности дорожного движения", Правилами применения технических средств организации дорожного движения (ГОСТ Р 52289-2004, 52766-2007 и др.), а также рекомендациями по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, утвержденными распоряжением Министерства транспорта РФ от 24.06.2002 г. N ОС-557-р.
Часть 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) предписывает органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, являющимся собственниками или иными владельцами автомобильных дорог осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности. Часть 2 этой же статьи устанавливает необходимость обязательной разработки и проведения указанных мероприятий на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В силу статьи 3 Федерального закона N 196-ФЗ основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (часть 1 статьи 22 Федерального закона N 196-ФЗ).
В соответствии с п. 1.1.3. рекомендаций по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог необходимо выявлять участки, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности движения, и предусматривать мероприятия по повышению на них безопасности движения. Для оценки безопасности движения предусматривается использование нескольких методов, включая метод коэффициентов аварийности и метод конфликтных ситуаций.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, запрет левых поворотов является наиболее эффективным решением проблемы заторовых ситуаций и дорожно-транспортных происшествий на многополосных улицах.
Отнесение поворотов и разворотов за пределы перекрестка является распространенным мероприятием, совершенствующим качество движения. Московский проспект имеет 12 пересечений в одном уровне (перекрестков), из них на 10-ти полностью исключены левые повороты, а на 5 двух из них левые повороты разрешены частично. Указанные обстоятельства учтены при разработке проектной документации "Проект полосы отвода" по объекту "Реконструкция московского проспекта в г. Калининграде".
Данным проектом левые повороты на Московском проспекте в районе пересечения с улицей Ялтинской не предусмотрены.
Проект размещен на официальном сайте администрации. При этом, при изменении схемы движения нормы градостроительного законодательства не нарушены, поскольку разработка проекта планировки, проекта межевания в этом случае законодательством не предусмотрена. Таким образом, на спорном участке автомобильной дороги движение организовано на основании документации в области дорожного движения в пределах компетенции администрации. Замечаний от надзорного органа не поступало.
Запрет поворотов налево на перекрёстке пр-кт Московский - ул.Ялтинская привел к устранению заторовой ситуации на Московском пр. на выезд из города и сократил время прохождения "пробки" на въезд в город. Московский проспект имеет 12 пересечений в одном уровне (перекрёстков) из них на 10 полностью исключены левые повороты и только на 2-х из них частично разрешены повороты налево:
- пр-кт Московский - ул. Литовский вал (запрет левого поворота с пр-кта Московского на ул. Литовский вал ходом к ул. Лесопильной, запрет движения прямо по ул. Литовский вал от ул. Лесопильной в сторону ул. Стекольной);
- пр-кт Московский - ул. Грига (запрет левого поворота с ул. Грига на пр- кт Московский). При этом, въезд на территорию и выезд с территории ООО "Торговый центр Сити" и жилого дома N 25 по ул. Физкультурной, в том числе грузового транспорта, не ограничен и осуществляется с Московского пр-кта. Разворот можно осуществить на пр-кте Московском в районе дома N 184 (500 м) и на мостовом переходе через реки Старая и Новая Преголи (1200 м).
Установка дорожных знаков и изменение режима работы светофорного объекта осуществлялась на основании схемы расстановки технических средств организации дорожного движения согласованной с ОГИБДД УМВД России по городу Калининграду (CP 013.001.003 от 06.02.2014) и предписанию УГИБДД УМВД России по Калининградской области. В 2017 году проведён ремонт пр-кта Московского в рамках реализации в Калининградской области приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги".
В результате ремонта на перекрёстке пр-кт Московский - ул. Ялтинская демонтированы водоналивные блоки и конструктивно выделена разделительная полоса.
Апелляционный суд не усматривает оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств, явившихся основанием для выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, поэтому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения. Иных доводов относительно законности и обоснованности обжалуемого судебного акта податель жалобы не приводит.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.02.2018 по делу N А21-10559/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.