г. Ессентуки |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А63-9450/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22 января 2018 года по делу N А63-9450/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрогруппа "Баксанский Бройлер", г. Изобильный, ОГРН - 1120718000050,
к Министерству сельского хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601955970,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Министерство финансов Ставропольского края, г. Ставрополь,
о признании незаконным и отмене решения от 17.03.2017 N 18/6 об отказе в предоставлении субсидий,
об обязании предоставить субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от 12.04.2010 N 181000092, заключенному между ООО "Мегаферма 2" и ПАО "Сбербанк России"; по договору о переводе долга от 07.10.2015 N 181500014/0542, заключенному между ООО "Мегаферма 2", ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер" и ПАО "Сбербанк России"; по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от 29.10.2010 N 181000269, заключенному между ЗАО "Прасол Ставрополья" и ПАО "Сбербанк России"; по договору о переводе долга от 07.10.2015 N 181500015/0542, заключенному между ЗАО "Прасол Ставрополья", ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер" и ПАО "Сбербанк России", подлежащих выплате в период с 01.10.2015 до момента фактического исполнения заявителем своих обязательств по оплате процентов и погашения ссудной задолженности по кредитам (судья Соловьёва И.В.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Агрогруппа "Баксанский Бройлер" - Фиров М.М. по доверенности от 28.08.2017 N 07АА0549639,
от Министерства сельского хозяйства Ставропольского края - Дудников С.В. по доверенности от 30.08.2017 N 26АА3204092,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агрогруппа "Баксанский Бройлер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением, с учетом его уточнения от 11.01.2018 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к министерству сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство), о признании незаконным уведомления об отказе от 17.03.2017 N 18/6 в предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах; об обязании выплатить субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по договорам: об открытии невозобновляемой кредитной линии N 1810000092 от 12.04.2010, заключенному между ООО "Мегаферма 2" и ПАО "Сбербанк России", и договору о переводе долга N 181500014/0542 от 07.10.2015, заключенному между ООО "Мегаферма 2", ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер" и ПАО "Сбербанк России", подлежащих выплате за период с 26. 1 1.2015 по 20.01.2017 в сумме 3 361 907,53 руб., в том числе из краевого бюджета - 530 827,48 руб. и из федерального бюджета - 2 831 080,05 руб.; об открытии невозобновляемой кредитной линии N 1810000269 от 29.10.2010, заключенному между ЗАО "Прасол Ставрополья" и ПАО "Сбербанк России" и договору о переводе долга N 181500015/0542 от 07.10.2015, заключенному между ЗАО "Прасол Ставрополья", ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер" и ПАО "Сбербанк России", подлежащих выплате за период с 26.11.2015 по 25.01.2017 в сумме 2 738 196,19 руб., в том числе из краевого бюджета - 432 346,78 руб., из федерального бюджета - 2 305 849,41 руб.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22 января 2018 года признано незаконным уведомление министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17.03.2017 N 18/6 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Агрогруппа "Баксанский Бройлер", г.Изобильный, ОГРН 1120718000050, субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Суд первой инстанции обязал министерство сельского хозяйства Ставропольского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Агрогруппа "Баксанский Бройлер", г. Изобильный, ОГРН 1120718000050, путем принятия решения о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по договорам об открытии невозобновляемой кредитной линии N 1810000092 от 12.04.2010 за период с 21.10.2016 по 20.01.2017 в размере 512 936,53 руб. и N 1810000269 от 29.10.2010 за период с 26.10.2016 по 25.01.2017 в размере 480 096,01 руб.
В удовлетворении остальной части требований судом первой инстанции отказано.
Решение мотивировано тем, что ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер", заключившее договор о переводе долга N 181500014/0542 от 07 октября 2015 г. N 181500014/0542 между ООО "Мегаферма 2", ООО Агро-группа "Баксанский Бройлер" и ПАО "Сбербанк России" и договор о переводе долга от 07 октября 2015 г. N 181500015/0542 между ЗАО "Прасол Ставрополья", ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер" и ПАО "Сбербанк России", и исполнившее перед кредитором обязательства должников ООО "Мегаферма 2", ЗАО "Прасол Ставрополья" (бывших получателями субсидий на погашение процентов), также приобрело право на получение субсидий. Суд, с целью восстановления прав общества обязал министерство принять решение о предоставлении субсидий.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2010 г. N 450-п) не предусмотрено автоматическое предоставление субсидий лицам, выполнивших долговые обязательства за бывших получателей субсидий на основании договора перевода долга или правопреемства.
Минфин СК в отзыве поддерживает апелляционную жалобу, указав на то, что Порядок не предусматривает автоматического перехода прав на получение субсидий в результате правопреемства по долговым обязательствам.
Общество просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22 января 2018 года по делу N А63-9450/2017 подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается.
Как видно из материалов дела, 12.04.2010 между ООО "Мегаферма 2" и ПАО "Сбербанк России" заключен договор об открытии невозобновляемой линии N 181000092 с лимитом в сумме 100 000 000 руб. для проведения реконструкции производственных помещений, приобретения и монтажа технологического оборудования, приобретения технологического транспорта, монтажа коммуникации и формирования оборотного капитала в рамках реализации инвестиционного проекта на принципах проектного финансирования.
Субсидия выплачена за процентный период с 22.04.2010 по 20.10.2015 за счет федерального бюджета в сумме 29 355 758,60 руб., за счет средств краевого бюджета -5 149 560,55 руб., последняя выплата в октябре 2015 года.
29 октября 2010 года между ЗАО "Прасол Ставрополья" и ПАО "Сбербанк России" заключен договор об открытии невозобновляемой кредитной линии N 181000269 с лимитом 60 000 000 рублей для реконструкции производственных помещений, благоустройства территории, приобретения и монтажа технологического оборудования для запуска новой линии по забою и переработке цыплят-бройлеров.
Субсидия выплачена за процентный период с 10.11.2010 по 25.10.2015 за счет федерального бюджета в сумме 17 878 631,67 руб., за счет средств краевого бюджета -3 243 008,30 руб., последняя выплата в октябре 2015 года.
ООО "Мегаферма 2" и ЗАО "Прасол Ставрополья" 07 октября 2015 года между ООО "Мегаферма 2", ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер" и ПАО "Сбербанк России" заключен договор о переводе долга N 181500014/0542, согласно которому кредитные обязательства ООО "Мегаферма 2" по погашению ссудной задолженности по кредитному договору N 181000092 от 12.04.2010 в полном объеме перешли к ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер".
Между ЗАО "Прасол Ставрополья", ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер" и ПАО "Сбербанк России" также заключен договор о переводе долга N 181500015/0542 от 07.10.2015, по которому кредитные обязательства ЗАО "Прасол Ставрополья" по погашению ссудной задолженности по кредитному договору N 181000269 от 29.10.2010 в полном объеме перешли к ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер".
Полагая, что при переводе долга к ООО Агрогруппа "Баксанский Бройлер" одновременно с обязанностями по погашению кредитных обязательств ООО "Мегаферма 2" и ЗАО "Прасол Ставрополья" к нему перешли и права этих организаций на получение субсидий, общество обратилось в Минсельхоз СК с заявлениями от 17 марта 2017 за их получением (том 1 л.д. 46-48).
По результатам рассмотрения указанных заявлений 17 марта 2017 года министерство направило уведомление об отказе в предоставлении субсидий N 18/6 по причине не включения Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию (том 1 л.д. 50-51).
Полагая, что решение об отказе в предоставлении субсидий нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
На основании статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лица (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, ока-занием услуг.
Как следует из части 2 статьи 78 БК РФ, субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 N 717 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Нормативным правовым актом, регулирующим предоставление из бюджета Ставропольского края субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах является
Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2010 г. N 450-п (далее соответственно - Порядок, субсидия).
Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 N 450-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Порядок N 450-п) субсидии предоставляются министерством сельского хозяйства Ставропольского края сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), включенным министерством в реестр субъектов государственной поддержки развития сельского хозяйства в Ставропольском крае, а также организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям потребительской кооперации, организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим товарное (промышленное) рыбоводство независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим подработку, хранение и перевалку зерновых и масличных культур независимо от их организационно-правовой формы, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Ставропольского края (далее - заемщики).
В соответствии с пунктом 3 Порядка Субсидии предоставляются заемщикам на возмещение части затрат на уплату процентов, в том числе по кредитным договорам, выданным на строительство и реконструкцию, при условии их осуществления на территории Ставропольского края.
Согласно части 4 Порядка N 450-п (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя в министерство) субсидии предоставляются заемщикам на следующих условиях: 1) заключение с кредитными организациями кредитного договора (договора займа); 2) представление периодической бухгалтерской отчетности в министерство; 3) выполнение обязательств по погашению основного долга и уплате начисленных процентов. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются; 4) отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам; 5) отсутствие просроченной задолженности по лизинговым платежам за ранее поставленные на условиях финансовой аренды (лизинга) племенной скот и машиностроительную продукцию, которые были приобретены за счет средств краевого бюджета; 6) наличие заключенного с органом местного самоуправления муниципального района Ставропольского края соглашения о реализации мероприятий государственной программы Ставропольского края "Развитие сельского хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2012 N 536-п (указанное условие не распространяется на сельскохозяйственные потребительские кооперативы); 7) наличие согласия заемщика на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения заемщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, за исключением организаций, указанных в пункте 5 статьи 78 БК РФ.
В силу пункта 7 Порядка N 450-п (в редакции, действовавшей на дату обращения) предоставление субсидии заемщику осуществляется на основании следующих документов: 1) заявление на предоставление субсидии, содержащее согласие заемщика, предусмотренное подпунктом "7" пункта 4 Порядка, по форме, утверждаемой министерством (далее - заявление на предоставление субсидии); 2) копии кредитного договора (договора займа) и графика погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему, платежных поручений (иных банковских документов) и выписки из ссудного счета заемщика о получении кредита или документа, подтверждающего получение займа, платежных поручений, подтверждающих целевое использование кредита (займа), заверенные кредитной организацией; 3) копии документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), по перечню, согласно приложению к указанному Порядку, заверенные руководителем заемщика (представляются по мере целевого использования кредита (займа); 4) копии платежных поручений (иных банковских документов), подтверждающих оплату процентов, заверенные кредитной организацией (представляются по мере уплаты начисленных процентов); 5) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации, для перечисления субсидии; 6) справка-расчет причитающихся сумм субсидии по форме, утверждаемой министерством; 9) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления; 10) справка государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на последнюю отчетную дату, выданная на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 450-п предоставление субсидии заемщику по кредитам (займам), осуществляется только при условии прохождения процедуры отбора инвестиционных проектов, а строительство и реконструкция объектов животноводческого комплекса - на основании разрешения на строительство.
Суд первой инстанции основываясь на положениях статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации установил, что заключая договоры о переводе долга, заявитель взял на себя долговые обязательства ЗАО "Прасол Ставрополья" и ООО "Мегаферма 2" по погашению ссудной задолженности по кредитным договорам указанных обществ. При этом условия, определенные Порядком N 450-п, заявителем исполнены своевременно, обязательства по уплате процентов по кредитным договорам, заключенным между ООО "Мегаферма 2" и ПАО "Сбербанк России", и между ЗАО "Прасол Ставрополья" и ПАО "Сбербанк России" исполнены. Данный факт подтверждается справками-расчетами ПАО "Сбербанк России" и не оспаривается министерством. Более того, реконструированные объекты недвижимого имущества находятся в собственности заявителя, что подтверждается выписками из ЕГРП.
На этом основании, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исполнив перед кредитором обязательства первоначальных должников по уплате процентов по кредитным договорам, заявитель приобретает и право на получение мер государственной поддержки в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кооперативах, согласно Порядку N 450-п.
При этом суд допустил неправильное толкование норм права.
Согласно пункту 1 статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником.
К новому должнику, исполнившему обязательство, связанное с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, переходят права кредитора по этому обязательству, если иное не предусмотрено соглашением между первоначальным должником и новым должником или не вытекает из существа их отношений.
Как следует из материалов дела все суммы кредитов были получены и использованы (инвестированы) ЗАО "Прасол Ставрополья" и ООО "Мегаферма 2" до заключения соглашений о переводе долга; по соглашениям к обществу перешли только долговые обязательства и получены имущественные права в виде встречного возмещения 40,2 млн. руб. и 60,2 млн. руб.
Статья 391 ГК РФ предусматривает встречный переход прав в сфере гражданских правоотношений. На публичные правоотношения эта норма не распространяется.
Пунктами 3, 4, 7, 8 Порядка N 450-п предусмотрено, что получателем субсидии может быть только заемщик при соблюдении определенных условий.
Бюджетным законодательством, в том числе Порядком N 450-п. замена лица -получателя субсидии на лицо, исполнившее его долговые обязательства, не предусмотрена.
Для целей бюджетного законодательства общество не приобрело статуса заемщика по рассматриваемым кредитным договорам, и соответственно - права на получение субсидий.
Довод апелляционной жалобы о том, что Порядком N 450-п не предусмотрено автоматическое предоставление субсидий лицам, выполнивших долговые обязательства за бывших получателей субсидий на основании договора перевода долга или правопреемства, подтвердился.
Оспариваемое уведомление министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17.03.2017 N 18/6 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Агрогруппа "Баксанский Бройлер" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам соответствует требованиям бюджетного законодательства и не нарушает права общества; оснований для признания его недействительным не имеется.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, не полностью установил обстоятельства, сделал неправильные выводы, что является основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22 января 2018 года по делу N А63-9450/2017 - отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Агрогруппа "Баксанский Бройлер", г. Изобильный, (ОГРН 1120718000050) - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.