г. Чита |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А19-22057/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боброва Е.Д.., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2018 года по делу N А19-22057/2017 по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" (ОГРН 1103850034276; ИНН 3849013206, место нахождения: 664078, г.Иркутск, мкр.Зеленый, ВЧ 59968 ) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: г.Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 88) о признании незаконным в части решения от 04.10.2017 г. N 30-01-48/171,
(суд первой инстанции - Л.А. Куклина),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" (далее - Учреждение, страхователь, плательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - Управление Пенсионного фонда, заинтересованное лицо, пенсионный фонд, фонд) о признании незаконным решения от 04.10.2017 г. N 30-01-48/171 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части пунктов 1, 3.2 решения от 04.10.2017 г. от N 30-01-48/171 в части привлечения и обязанности уплатить штраф в размере 23 889 рублей 43 копейки; обязанности начисления и обязанности уплаты пени в размере 10116 рублей 59 копеек; обязанности начисления и обязанности уплаты недоимки в размере 119 447 рублей 14 копеек; а также внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и отразить по строке 120 формы РСВ -1ПФР за 2016 год сумму начисленных взносов в размере 119 447 рублей 14 копеек, представить корректирующие формы индивидуальных сведений и уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, о признании незаконным решения от 04.10.2017 г. от N 30-01-48/171.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований отказано.
В обосновании в части эпизода о доначислении взносов на выплаты в связи со смертью родственников суд первой инстанции указал, что пенсионный фонд правомерно произвел доначисления, так как рассматриваемые родственники не являются близкими в соответствии со ст.2 СК РФ.
В обосновании по эпизоду о взносах по дополнительным тарифам суд первой инстанции указал, что работники были заняты на работах с вредными условиями труда, доказательств того, что они работали на этих работах менее 8 часов нет, поэтому имеются основания для произведенных доначислений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-22057/2017 по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска о признании незаконным в части решения от 04.10.2017 г. N 30-01-48/171, отменить. Принять по делу новый судебный акт: удовлетворить требования Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска о признании незаконным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности от 04.10.2017 г. N 30-01-48/171 в части пунктов 1, 3.2 решения в части привлечения и обязанности уплатить штраф в размере 23 889 рублей 43 копейки; в части пунктов 2, 3.3 решения в части обязанности начисления и обязанность уплаты пени в размере 10 116 рублей 59 копеек; в части пункта 3.1 решения обязанности начисления и обязанность уплаты недоимки в размере 119 447 рублей 14 копеек; в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и требования отразить по строке 120 формы РСВ -1ПФР за 2016 год сумму начисленных взносов в размере 119 447 рублей 14 копеек, требований представить корректирующие формы индивидуальных сведений и уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Считает, что выплаты в связи со смертью родственников не являются оплатой за труд, не являются стимулирующими и компенсационными выплатами, поэтому не подлежат обложению страховыми взносами.
Полагает, что начисление взносов по дополнительным тарифам возможно, если работник имеет право на досрочное получение пенсии, а работник Голышев С.А. работал по совместительству.
Также указывает, что заявителя нельзя привлечь к ответственности и начислить пени, так как он подает сведения по сведениям, которые ему представили военные организации, находящиеся у него на обслуживании, то есть вины заявителя не имеется.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв пенсионного фонда, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2018 года судебное разбирательство было отложено на 24 мая 2018 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2018 года судебное разбирательство было отложено на 21 июня 2018 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2018 года судебное разбирательство было отложено на 02 августа 2018 года.
02 августа 2018 года в судебном заседании объявлен перерыв до 09 августа 2018 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.03.2018, 28.04.2018, 26.05.2018, 23.06.2018, 10.08.2018.
Представитель заявителя в судебном заседании 26 апреля 2018 года доводы апелляционной жалобы поддержала. В последующие судебные заседания лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направляли, извещались надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Федеральное казенное учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1103850034276; ИНН 3849013206.
В период с 17.04.2017 г. по 16.06.2017 г. на основании решения заместителя начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска от 17.04.2017 г. проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в отношении Учреждения. По итогам проверки составлен акт N 30-01-47/163 от 15.08.2017 г.
По результатам рассмотрения акта проверки N 30-01-47/163 от 15.08.2017 г., было принято решение N 30-01-48/171 от 04.10.2017 г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением N 30-01-48/171 от 04.10.2017 г. Учреждение привлечено в ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 23 889 рублей 43 копейки, в том числе: за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (страховая пенсия) в размере 1 021 рубль 68 копеек; за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в результате занижения базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 22 630 рублей 90 копеек; за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (ФФОМС) в размере 236 рублей 85 копеек; а также начислены пени по состоянию на 31.12.2016 г. в сумме 10 116 рублей 59 копеек, в том числе: на страховую часть пенсии в размере 414 рублей 02 копейки; по дополнительному тарифу в размере 9 606 рублей 59 копеек; в ФФОМС в размере 95 рублей 98 копеек; и предложено Учреждению уплатить недоимку в сумме 119 447 рублей 14 копеек, из них: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд РФ на страховую пенсию в размере 5 108 рублей 40 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу в размере 113 154 рубля 52 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 1 184 рубля 22 копейки. Всего общая сумма к взысканию по оспариваемому решению составила 153 453 рубля 16 копеек.
Не согласившись с решением пенсионного фонда, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, дополнительных пояснений, приходит к выводу о наличии оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательное социальное страхование, представляющее собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование как работающих, так и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам (статья 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"), выступает в качестве основной организационно-правовой формы реализации указанных прав граждан. При этом предполагается уплата лицами, признаваемыми страхователями, обязательных платежей на обязательное социальное страхование - страховых взносов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (абзац второй); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой).
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование составляют финансовую основу для предоставления застрахованным лицам страхового обеспечения, и возложение на страхователей, в том числе на организации, обязанности по их уплате является необходимым элементом правового механизма, гарантирующего реализацию конституционных прав застрахованных лиц.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) (действующего в проверяемом периоде).
Основным видом деятельности Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" является финансовое обеспечение объединений, соединений, воинских частей и учреждений.
Федеральное казенное учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" обслуживает воинские части, в отношении которых начисление выплат работникам, уплата страховых взносов и представление отчетности осуществляется централизовано в составе бухгалтерского учета, платежей и отчетности по страховым взносам головной организации по месту ее нахождения.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ Федеральное казенное учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
На основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
По результатам проверки установлено, что плательщиком страховых взносов в 2015, 2016 году занижена база для начисления страховых взносов в отношении выплат материальной помощи в связи со смертью родственников, в сумме превышающей 4 000 рублей Садовец В.Л. в размере 9 200 рублей и Ворсиной И.В. в размере 14 020 рублей.
Рассматривая дело в части данного эпизода, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметов которых является выполнение работ, оказание услуг.
Работодатель в рамках трудовых отношений, после заключения трудового договора не только оплачивает труд работника, но и осуществляет выплаты социального характера. Следовательно, выплаты социального характера также осуществляются в рамках трудовых отношений.
Одновременно с этим часть 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ не содержит условий для определения объекта обложения страховыми взносами в зависимости от характера выплат, осуществляемых плательщиком страховых взносов, в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Следовательно, с учетом положений части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, в качестве объекта обложения страховыми взносами, необходимо определять выплаты, начисляемые в пользу физического лица, в связи с наличием у плательщика обязанности по осуществлению данной выплаты в рамках трудовых отношений независимо от характера осуществляемой выплаты.
Таким образом, выплаты, в том числе, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и выплачиваемые в соответствии с условиями коллективного договора являются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиком страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Суд первой инстанции поддержал выводы пенсионного фонда о том, что в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса РФ членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), поэтому выплаты работнику в связи со смертью других близких родственников (брата, сестры, дедушки, бабушки, свекрови, тещи и др.) подлежат обложению страховыми взносами как обычная материальная помощь, то есть в соответствии пунктом 11 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ обложению подлежит материальная помощь свыше 4 000 рублей в год.
Апелляционный суд с данными выводами согласиться не может в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании подпункта "б" пункта 3 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Таким образом, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Выплаты работникам в связи со смертью их родственников производятся не в рамках трудовых договоров, соглашений и локальных нормативных актов, а в силу предоставленных дополнительных гарантий и компенсаций и по своей природе являются разновидностью материальной помощи.
При этом в силу положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии со статьями 57, 129, 135, 191 ТК РФ материальная помощь, выданная работнику в связи со смертью родственника или иного лица, не может являться выплатой по трудовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, она не подлежит обложению страховыми взносами в полном объеме в связи с тем, что оплата на похороны близких родственников не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована трудовым договором, не зависит от трудовых успехов работника, следовательно, не должна включаться в базу для начисления страховых взносов.
В Постановлении от 14.05.2013 г. N 17744/12 по делу N А62-1345/2012 Президиум ВАС РФ указал, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения. Президиум ВАС РФ пришел также к выводу, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Компенсация выплачивается вне зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, то есть, носит социальный характер. Выплаты трудовым договором не предусмотрены и не являются вознаграждением за труд, поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
Таким образом, решение пенсионного фонда в части начисления страховых взносов (страховая пенсия) в размере 5 108 рублей 40 копеек, в части начисления страховых взносов (ФФОМС) в размере 1 184 рубля 22 копейки, а также соответствующих сумм пени и штрафа, является незаконным, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене по ч.2 ст.270 АПК РФ, а заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.
По результатам проверки пенсионным фондом установлено, что плательщиком страховых взносов в 2014, 2015, 2016 годах не включены в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, установленному статьей 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, выплаты работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, в размере 1 938 904 рублей 58 копеек.
Рассматривая дело в части данного эпизода, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N173-ФЗ) (действующий в спорном периоде).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом, к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, относятся электрогазосварщики (позиция 232000000-19756), электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906), аккумуляторщики (позиция 23200000-10047), а также в соответствии со списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР", непосредственно занятые на работах в структурных подразделениях воинских частей системы Министерства обороны РФ авиационные техники всех наименований.
Из буквального толкования норм статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что отсылка к положениям подпунктов 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 73-ФЗ сделана в Федеральном законе N212-ФЗ лишь в отношении части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условий их выплат.
Страховые взносы в пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемых объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются.
При этом, исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не поставлена статьей 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ в зависимость от факта наличия или отсутствия у занятых на работах с особыми условиями труда работников прав на досрочную пенсию, т.е. независимо от того: более или менее 80% занят работник на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда.
Апелляционный суд с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку назначение и уплата дополнительных страховых взносов является обеспечением права соответствующих работников на получение досрочной трудовой пенсии. Следовательно, отсутствие у работника права на досрочную пенсию означает, что страховые взносы по рассматриваемому основанию не начисляются.
Суд первой инстанции также посчитал, что в указанное время включаются периоды выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а для лиц, осуществляющих работу при помощи машин и механизмов, также период выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. Может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Следовательно, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии положениями части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты.
Таким образом, в случае надлежащим образом оформленной частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты, пропорционально количеству фактически отработанных часов на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Частичная занятость - занятость на работах с вредными и тяжелыми условиями труда в случае, если часть рабочего времени работник был занят на работах с нормальными условиями труда.
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно статье 93 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Как следует из положений статей 57, 91, 93, 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени является существенным условием трудового договора и может быть как полным так и неполным. Неполное рабочее время является элементом режима рабочего времени и времени отдыха, в связи с чем, такой режим рабочего времени должен быть установлен в Правилах трудового распорядка, либо в трудовом договоре, заключаемом с конкретным работником.
Как указал суд первой инстанции, в трудовых договорах, должностных инструкциях сотрудников, по которым исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу не производилось, отсутствуют указания на неполное рабочее время либо о выполнении этими работниками работы в нормальных условиях труда, отличной от работы в особых условиях труда.
Кроме этого, в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательным для включения в трудовой договор.
В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за 2 месяца.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в ходе проверки, проведенной пенсионным органом представленных Учреждением трудовых договоров, у каждого вышеуказанного работника выявлены условия предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
При этом ходе проведения проверки, пенсионным фондом дополнительно выставлено требование о предоставлении необходимых для проверки документов от 15.05.2017 г. N 30-01-49/085/1. Согласно данному требованию у Учреждения, в числе прочих, истребованы документы по аттестации рабочих мест и/или специальной оценке условий труда действовавшей в 2014, 2015, 2016 годах в воинских частях, состоящих на обслуживании у Учреждения. Заявителем, в ответ на указанное требование, представлена аттестация рабочих мест по условиям труда только в отношении арсенала (комплексного хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов) войсковой части 58661. В представленных выписках из приказа о повышении должностных окладов гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда четко прописано основание для повышения окладов, а именно результаты аттестации, утвержденные 27.12.2013 г., что подтверждает выводы пенсионного фонда о наличии результатов аттестации и факте ее проведения.
Согласно действующему пенсионному законодательству, лица, занятые на работах, предусмотренных подпунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (подпунктами 1-18 части 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ) могут пользоваться правом на досрочное назначение пенсии при условии занятости в течение полного рабочего дня в определенных профессиях, должностях, производствах, предусмотренных Списками, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ периоды работы с особыми условиями труда, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии по старости при условии начисления и уплаты страховых взносов по соответствующим тарифам, а также если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, как правильно указывает суд первой инстанции, для установления права на досрочное назначение пенсии за выполнение работ с вредными, тяжелыми и особыми условиями труда необходимо соблюдение следующих условий: постоянная занятость в течение полного рабочего дня на указанных работах; уплата дополнительного тарифа; установление рабочему месту застрахованного лица опасного и (или) вредного класса условий труда по результатам специальной оценки.
Согласно части 8 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение, периодов занятости на работах, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 названного Федерального закона до проведения специальной оценки условий труда, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест, не означает, что страховые взносы по дополнительному тарифу не могут начисляться. В рассматриваемом случае основным условием является занятость работника на работах с особыми условиями труда.
Апелляционный суд, поддерживая данный вывод суда первой инстанции, полагает, что проведение аттестации рабочих мест направлено, прежде всего, на установление наличия или отсутствия тяжелых и вредных условий труда на рабочих местах, поэтому следует исходить из того, что если страхователь путем проведения аттестации (специальной оценки условий труда) не опроверг наличия тяжелых и вредных условий труда, то при наличии должности (работы, профессии) в Списках, предполагается, что такие условия на рабочих местах имеются.
При этом отсутствие специальной оценки условий труда влияет на возможность использовать дифференцированные ставки, но не освобождает от начисления взносов по дополнительным тарифам.
Как указывает суд первой инстанции, является правомерным вывод пенсионного органа о том, что страхователь обязан исчислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному статьей 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ с выплат указанным работникам, занятым на работах с особыми условиями труда. Согласно данным проведенной проверки Учреждением страховые взносы по дополнительному тарифу не исчислялись в отношении данных сотрудников как пропорционально отработанному времени, так и за полный рабочий день.
Из акта выездной проверки следует, что неуплаченные страхователем страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам войсковой части 86753, а именно: аккумуляторщику Новоселову A.M. и электрогазосварщику, занятому на резке и ручной сварке Красавину А. И. исчислены, исходя из полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 2-18 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ в соответствии с табелем учета рабочего времени, представленным страхователем в ходе проверки.
Согласно коллективному договору регулирования социально-трудовых отношений между работниками и командиром (работодателем) войсковой части 86753 Минобороны России, и утвержденных приложений N 5, N 11, N 16 профессии аккумуляторщик и электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке включены в перечень профессий, должностей и работ, на которых повышаются должностные оклады (тарифные ставки), предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск и право на бесплатное получение молока в связи с вредными условиями труда.
Кроме того, согласно приложению N 20 профессия электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда.
В ходе проведенной проверки, Учреждением в отношении аккумуляторщика Новоселова A.M. были представлены копии следующих документов: инструкция по охране труда, трудовой договор, табель учета использования рабочего времени в должности аккумуляторщика, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.
Согласно трудовому договору работа в должности аккумуляторщика является основной, пунктом 9 трудового договора предусмотрена бесплатная выдача молока за работу с вредными условиями труда.
В пункте 1.7 инструкции по охране труда аккумуляторщика указаны опасные и вредные факторы, которые могут действовать на работника в процессе выполнения работ: электрический ток, серная кислота, едкий калий, свинец и его соединения, водород, а так же последствия воздействия вышеперечисленных факторов.
Также Учреждением в отношении работника Красавина А.И. были представлены копии документов, подтверждающие занятость в должности электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке: должностная инструкция, трудовой договор, табель учета использования рабочего времени в должности электрогазосварщика, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.
В должностной инструкции электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке прописаны функциональные обязанности и виды работ, в том числе: подготовка к работе электрогазосварочных аппаратов и изделий для сварки; проведение работ по электрогазовой сварке; первичный контроль за качеством сварки.
Согласно должностной инструкции электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке должен знать устройство и принцип действия обслуживаемых электросварочных машин и аппаратов для дуговой сварки переменного и постоянного тока, газосварочной и газорезательной аппаратуры, газогенераторов, электросварочных автоматов и полуавтоматов, кислородных и ацетиленовых баллонов, редуцирующих приборов и сварочных горелок и т.д.
В соответствии с представленными Учреждением табелям учета использования рабочего времени по данным работникам, пенсионным фондом установлено, что в них проставлены 8-часовые рабочие дни. При этом, сколько из этих 8 часов работники были заняты на работах с вредными условиями труда работодатель не указал, что свидетельствует о полной занятости указанных сотрудников на работах с вредными условиями труда.
В период проведения проверки Учреждением были представленные письменные возражения, к которым также не были представлены документы по раздельному учету рабочего времени на работах с особыми и нормальными условиями труда. Данные документы не представлены и в ходе рассмотрения дела в суде.
Более того, в расчетных листках начисление оплаты труда производилось за работу исходя из полной занятости вышеуказанных работников на работах в должностях электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке и аккумуляторщика.
Также, согласно акту выездной проверки, неуплаченные страхователем страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам войсковой части 58661-57 аккумуляторщику Кузнецову О.А. и электросварщику ручной сварки Голышеву С. А. исчислены, исходя из полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 2-18 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в соответствии с регистром учета рабочего времени во вредных условиях труда и журналом учета времени работы сотрудников во вредных и неблагоприятных условиях труда, представленным Учреждением в ходе проверки.
Согласно коллективному договору, арсенал (ракетного и артиллерийского вооружения, 1 разряда) (г. Иркутск) - войсковой части 58661-57, и утвержденных приложений N 6, N 12, N 13, профессии аккумуляторщик и электросварщик ручной сварки включены в перечень профессий, должностей и работ, на которых повышаются должностные оклады (тарифные ставки), предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск и право на бесплатное получение молока в связи с вредными условиями труда.
Кроме того, согласно положения об отделе ремонта ракетно-артиллерийского вооружения N 1 войсковой части 58661-57, профессия электросварщик ручной сварки имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда.
Учреждением в отношении аккумуляторщика Кузнецова О.А. были представлены копии следующих документов: должностная инструкция, трудовой договор, регистр учета рабочего времени во вредных условиях труда, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.
Согласно трудовому договору работа в должности аккумуляторщика является основной, пунктом 4.1 трудового договора установлена компенсационная выплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 12% к тарифной ставке.
В соответствии с должностными обязанностями аккумуляторщика, согласно представленного в ходе выездной проверки положения, аккумуляторщик должен: выполнять простые и средней сложности работы по ремонту аккумуляторов и аккумуляторных батарей различных типов и ёмкостей; проводить текущий ремонт зарядных агрегатов; проводить смену электролита и сепарации в аккумуляторных батареях; проводить отливку свинцовых соединительных полос и наконечников; приготовлять электролит по установленной рецептуре; выявлять повреждение элементов батарей и устранять их и т.д.
Также, Учреждением в отношении электросварщика ручной сварки Голышева С.А. представлены копии следующих документов: функциональные обязанности, должностная инструкция, трудовой договор, журнал учета времени работы сотрудников во вредных и неблагоприятных условиях труда, паспорт сварочного аппарата, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.
Согласно пункту 3.5.2 трудового договора работнику за работу с вредными и (или) опасности условиями труда установлена надбавка к должностному окладу в размере 8%, а так же в функциональных обязанностях и должностной инструкции электросварщика ручной сварки предусмотрено право на льготную пенсию, повышение оплаты труда, дополнительный отпуск и выдача молока.
Аналогично, как и в войсковой части 58661 в отношении работников, так и в войсковой части 58661-57, в расчетных листках начисление оплаты труда производилось за работу исходя из полной занятости вышеуказанных работников на работах в должностях электросварщика ручной сварки и аккумуляторщика.
Согласно акту выездной проверки неуплаченные страхователем страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам войсковой части 35020 авиационным техникам по планеру и двигателям Аносову А.В., Крылову Н.А. и электрогазосварщику, занятому на резке и ручной сварке Сидоренко А.А. исчислены, исходя из полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 2-18 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ в соответствии с выпиской из журнала учета рабочего времени во вредных условиях и журналом учета рабочего времени.
Учреждением в отношении авиационного техника по планеру и двигателям Аносова А.В. были представлены копии следующих документов: должностные обязанности, трудовой договор, журнал учета рабочего времени, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.
Согласно трудовому договору, работа в должности авиационного техника по планеру и двигателям является основной, пунктом 4.1 трудового договора установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, пунктом 4.3 за работу во вредных и (или) особо вредных условиях труда предусмотрен дополнительный отпуск в размере 12 рабочих дней согласно коллективного договора, а так же в пункте 5.1.1 отражена надбавка к заработной плате за вредность 24%.
В соответствии с должностными обязанностями авиационного техника по планеру и двигателям Аносова А.В. работник должен: качественно и своевременно выполнять все виды работ и подготовок на закрепленной за ним авиационной технике; знать сорта применяемых на ВС топлива, масел, спец жидкостей и газов и правильно производить заправку (зарядку) систем ВС; знать правила применения средств технического обслуживания авиационной техники; уметь выявлять и устранять неисправности авиационной техники.
Согласно представленному в ходе проверки Учреждением журналу учета рабочего времени данному работнику проставлены 8-часовые рабочие дни.
При этом, сколько из этих 8 часов работники были заняты на работах с вредными условиями труда работодатель не указывает, что свидетельствует о полной занятости указанных сотрудников на работах с вредными условиями труда. К письменным возражениям плательщик страховых взносов также не представил документы по раздельному учету рабочего времени на работах с особыми и нормальными условиями труда.
В отношении авиационного техника по планеру и двигателям Крылову Н.А. были представлены копии следующих документов: функциональные обязанности, трудовой договор, выписка из журнала учета рабочего времени во вредных условиях, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.
Согласно трудовому договору работа в должности авиационного техника по планеру и двигателям является основной, пунктом 4.1 трудового договора установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, пунктом 4.3 за работу во вредных и (или) особо вредных условиях труда предусмотрен дополнительный отпуск в размере 12 рабочих дней согласно коллективному договору, а также в пункте 5.1.1 отражена надбавка к заработной плате за вредность 24%.
В соответствии с функциональными обязанностями авиационного техника по планеру и двигателям Крылова Н.А. работник должен: качественно и своевременно выполнять все виды работ и ремонта; уметь выявлять и устранять неисправности, обнаруженные на AT; знать правила применения средств технического обслуживания AT.
В отношении работника Сидоренко А.А., Учреждением были представлены документы подтверждающие занятость в должности электрогазосварщика, занятые на резке и ручной сварке: обязанности, трудовой договор, журнал учета рабочего времени, паспорт сварочного аппарата, расчетные листки, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов.
Согласно трудовому договору Сидоренко А.А. работа в должности электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке является основной.
В должностной инструкции электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке данного работника прописаны функциональные обязанности и виды работ, в том числе: сварка трубопроводов; наплавка дефектов корпусов, крышек, валов и т. д.; резка деталей по разметке из металла толщиной более 60 мм; сварка конструкций из уголка, швеллера и прочего сортамента.
Согласно представленному в ходе проверки Учреждением журналу учета рабочего времени данному работнику проставлены 8-часовые рабочие дни.
При этом, сколько из этих 8 часов работники были заняты на работах с вредными условиями труда работодатель не указывает, что свидетельствует о полной занятости указанных сотрудников на работах с вредными условиями труда. К письменным возражениям плательщик страховых взносов также не представил документы по раздельному учету рабочего времени на работах с особыми и нормальными условиями труда.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пенсионным органом сделан правомерный вывод, что работники в течение полного рабочего дня фактически были заняты на работах в должностях согласно трудовых договоров:
- Красавин А.И., Сидоренко А.А. в должности "электрогазосварщика, занятые на резке и ручной сварке" согласно наименованию позиции 23200000-19756 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N10.;
* Голышев С. А. в должности "электросварщик ручной сварки" согласно наименованию позиции 23200000-19906 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N10.;
* Новоселов A.M., Кузнецов О.А., в должности "аккумуляторщика" согласно наименованию позиции 23200000-10047 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.;
* Аносов А.В., Крылов Н.А., в должности авиационного техника по планеру и двигателям в соответствии со списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР", непосредственно занятые на работах в структурных подразделениях воинских частей системы Министерства обороны Российской Федерации авиационные техники всех наименований.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, за исключением выводов по работнику Голышеву С.А. в связи со следующим.
Как следует из материалов дела (т.4 л.д.99-128), Голышев С.А. был принят на работу по совместительству с продолжительностью рабочего времени не более 50% месячной нормы. Согласно табелям учета рабочего времени Голышев С.А. работал по 4 часа в день, согласно расчетным листкам оплата производилась также исходя из 4 часового рабочего дня (например, за июль 2016 г. (т.4 л.д.113) - отработано дней 21, часов 84).
Как апелляционный суд указывал выше, уплата взносов по дополнительному тарифу связывается с наличием у лица права на досрочную пенсию.
В силу п. 3 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях периоды занятости на работах с особыми условиями труда, имевшие место с 01.01.2013, засчитываются работникам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только при совокупности двух условий: - начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам; соответствия класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1 - 18 п. 1 данной статьи, вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Правила исчисления названных периодов работы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516).
На основании п. 5, 6 Правил N 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 и 19 - 21 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.
Поскольку Голышев С.А. работал не в режиме полного рабочего дня или в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, то у него права на досрочную пенсию не возникает, следовательно, оснований для уплаты взносов по данному работнику не имеется.
Следовательно, решение пенсионного фонда в части начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении Голышева С.А. в размере 3 975 рублей 79 копеек, соответствующих сумм пени и штрафа, является незаконным, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене по ч.1, ч.2 ст.270 АПК РФ, а заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.
Споров о расчетах между сторонами не имеется, расчеты апелляционным судом проверены, ошибок не обнаружено.
Требования заявителя о признании решения пенсионного фонда недействительным в части обязания внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и отразить по строке 120 формы РСВ -1ПФР за 2016 год сумму начисленных взносов в размере 119 447 рублей 14 копеек, представления корректирующих форм индивидуальных сведений и уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, о признании незаконным решения от 04.10.2017 г. от N 30-01-48/171, несмотря на частичное удовлетворение требований по рассмотренным выше эпизодам, удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
По смыслу ч.1 ст.198 АПК РФ решение может быть признано незаконным при одновременном наличии двух условий: несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов.
Указанные пункты оспариваемого решения пенсионного фонда не нарушают прав заявителя, поскольку в связи с частичным отказом в удовлетворении требований основания для внесения исправлений в документы бухгалтерского учета имеются (пункт 4 решения фонда), а предложение о представлении уточненных расчетов не может нарушить прав заявителя, поскольку ст.17 закона N 212-ФЗ, как и ныне действующая ст.81 НК РФ, не предполагают подачи уточненной декларации (расчета) в соответствии с результатами проверки, следовательно, ни к какой ответственности учреждение привлечь нельзя за неисполнение данного пункта, то есть данный пункт 5 потенциально не может нарушить прав учреждения.
Таким образом, с учетом изложенных выводов апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции в остальной части подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2018 года по делу N А19-22057/2017 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска от 04.10.2017 г. N30-01-48/171 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части пунктов 1, 3.2 решения от 04.10.2017 г. от N30-01-48/171 в части начисления страховых взносов (страховая пенсия) в размере 5 108 рублей 40 копеек, в части начисления страховых взносов (ФФОМС) в размере 1 184 рубля 22 копейки, в части начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении Голышева С.А. в размере 3 975 рублей 79 копеек, а также соответствующих сумм пени и штрафа.
В отмененной части принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска от 04.10.2017 г. N 30-01-48/171 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части пунктов 1, 3.2 решения от 04.10.2017 г. от N 30-01-48/171 в части начисления страховых взносов (страховая пенсия) в размере 5 108 рублей 40 копеек, в части начисления страховых взносов (ФФОМС) в размере 1 184 рубля 22 копейки, в части начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении Голышева С.А. в размере 3 975 рублей 79 копеек, а также соответствующих сумм пени и штрафа, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В остальной части решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2018 года по делу N А19-22057/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.