г. Ессентуки |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А15-6139/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шамурзаевой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Каспийский завод точной механики" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.03.2018 по делу N А15-6139/2017 (судья С.А. Цахаев), при участии в судебном заседании представителей: ГКУ РД "Центр занятости наседания в муниципальном образовании "город Каспийск" - Абдулаева Н.Г. (директор учреждения) и Мурадовой З.С. (доверенность N 225 от 17.05.2018); открытого акционерного общества "Каспийский завод точной механики" - Абдусаламовой Г.А. (доверенность N 05АА1788472 от 20.02.2017),
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Дагестан "Центр занятости в Местного округа "город Каспийск" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к открытому акционерному обществу "Каспийский завод точной механики" (далее - общество) о взыскании 5 132 305 руб. 59 коп. в связи с нарушением условий предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2016 год.
Определением суда от 30.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - управление).
Решением суда от 12.03.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда ошибочны.
Учреждением представлен отзыв на жалобу.
Стороны в судебном заседании высказали свои позиции по доводам апелляционной жалобы.
Изучив доводы жалобы, отзыва, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционный суд находит решение от 12.03.2018 подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Федеральной службой по труду и занятости бюджету Республики Дагестан в соответствии с Правилами предоставления субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 155), Соглашением между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Республики Дагестан от 26 июля 2016 года N 30/2016(155) (в редакции от 30.12.2016) "О предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан" в 2016 году предоставлена субсидия на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан в размере 84 433 400 руб. 00 коп., в том числе Государственному казенному учреждению "Центр занятости населения в муниципальном образовании "город Каспийск" средства федерального бюджета выделены в размере 5 132 305 руб. 59 коп.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.03.2016 N 71 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан" на 2016 год" утверждена государственная программа Республики Дагестан "Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан" на 2016 год (далее - Программа).
В целях реализации указанной Программы постановлением Правительства Республики Дагестан от 10.08.2016 N 236 утвержден Порядок реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2016 год (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3. Порядка, работодатели, участвующие в реализации мероприятий Программы, предоставляют государственным казенным учреждениям Республики Дагестан - центрам занятости населения в муниципальных образованиях в установленном порядке документы, подтверждающие, в том числе отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
На основании указанных нормативных правовых актов между учреждением и обществом были заключены договоры о совместной деятельности по организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения от 15.08.2016 N 19 и от 14.09.2016 N 24.
В целях предоставления финансовой субсидии обществом в учреждение были представлены заявки от 11.08.2016 и от 12.09.2016 на участие в дополнительных мероприятиях по обеспечению временной занятости работников, находящихся под риском увольнения. В заявках общество сообщает об отсутствии у него просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
Согласно подпунктам 2.1.1. пунктов 2.1 раздела 2 договоров "О совместной деятельности по организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения" от 15.08.2016 N 19 и от 14.09.2016 N 24 учреждением перечислены на расчетный счет общества денежные средства в общей сумме 5 402 426 руб. 94 коп., в том числе, за счет средств федерального бюджета - 5 132 305 руб. 59 коп.
Учреждение, ссылаясь на представление обществом при получении спорных бюджетных субсидий недостоверных сведений, согласно пунктам 3.2. указанных договоров в адрес ответчика направило претензию от 07.08.2017 N 498 о расторжении указанного договора и о возврате денежных средств в добровольном порядке в течение 10 дней с момента получения претензии.
Ответчик ответ на указанную претензию не направил, возврат спорных бюджетных средств не осуществил.
В связи с не возвратом обществом в добровольном порядке указанных бюджетных средств учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно абзацу пятому статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджета осуществляются путем ассигнований, к числу которых отнесено и предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.03.2016 N 71 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан" на 2016 год" утверждена государственная программа Республики Дагестан "Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан" на 2016 год.
В целях реализации указанной Программы постановлением Правительства Республики Дагестан от 10.08.2016 N 236 утвержден Порядок реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2016 год (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3. Порядка, работодатели, участвующие в реализации мероприятий Программы, предоставляют государственным казенным учреждениям Республики Дагестан - центрам занятости населения в муниципальных образованиях в установленном порядке документы, подтверждающие, в том числе отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, по результатам выездной проверки использования средств федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации за 2015-2016 годы, проведенной управлением в период с 16.03.2017 по 14.04.2017 в учреждении установлено, что вышеуказанные договоры между истцом и ответчиком были заключены при наличии просроченной задолженности общества по обязательным платежам.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) по состоянию на 01.10.2016 у общества имелась просроченная задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - в размере 3 832 398, 49 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - в размере 1 002 382 руб., то есть общество в третьем квартале 2016 года имело задолженность по страховым вносам на указанную сумму
В пунктах 3.2. вышеуказанных договоров предусмотрено, что договоры расторгаются "Центром" в одностороннем порядке, а бюджетные средства подлежат возврату в 10-дневный срок по требованию истца в установленном порядке в случае предоставления ответчику заведомо ложных сведений или недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для выдачи бюджетных средств.
Учреждение согласно пунктам 3.2. указанных договоров в адрес ответчика направило претензию от 07.08.2017 N 498 о расторжении указанных договоров и о возврате денежных средств в добровольном порядке в течение 10 дней с момента получения претензии. Ответчик на указанную претензию не ответил, бюджетные средства добровольно не возвратил.
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд верно счел, что обществом при получении спорных субсидий за счет бюджетных средств по заявкам для их получения были представлены недостоверные сведения, что в силу приведенных выше норм действующего законодательства, является основанием для возврата неправомерно полученных бюджетных средств.
Поскольку общество не осуществило возврат спорных бюджетных средств, суд первой инстанции правомерно признал требования учреждения подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.03.2018 по делу N А15-6139/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.