г. Москва |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А40-208699/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, С.Л. Захарова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.Г. Кобяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2018 по делу N А40-208699/17, принятое судьей К.А. Кантор (127-260),
по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Балюк Н.Н. по дов. от 07.04.2017, |
от ответчика: |
Асонова С.В. по дов. от 21.12.2017. |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (заявитель, ПАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 о приостановлении государственной регистрации права. Также заявитель просил обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ПАО "ФСК ЕЭС" путем проведения государственной регистрации права собственности.
Решением от 31.01.2018 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами ответчика не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель регистрирующего органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою правовую позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Приказом Минпромэнерго России от 23.11.2005 N 325 ПС 500 кВ "Очаково" N 214 (Подстанция) отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Подстанция 500 кВ "Очаково" размещена на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:13, площадью 148816 кв.м., по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 45-А.
Право аренды на указанный земельный участок предоставлено заявителю Договором аренды земель в г. Москве от 11.05.1995 N М-07-002231.
В соответствии с п. 1.3 Договора аренды земельный участок предоставлен для эксплуатации электрической подстанции N 214.
В соответствии с Договором купли-продажи ПС 500 кВ "Очаково" N 214 от 20.12.2013 N ДКП/07-13/ПС-Очаково/208-2013 подстанция куплена ОАО "ФСК ЕЭС" (в настоящее время ПАО "ФСК ЕЭС").
Департаментом городского имущества города Москвы и ОАО "ФСК ЕЭС" подписано дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка от 11.05.1995 N М-07-002231 о переходе прав и обязанностей по Договору в полном объеме к ОАО "ФСК ЕЭС" с момента государственной регистрации права собственности на подстанцию. 07.02.2014 Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию, о чем сделана регистрационная запись N 77-77-07/014/2014-390.
В целях эксплуатации подстанции ПАО "ФСК ЕЭС" осуществляет реконструкцию подстанции в рамках титула "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ".
В ходе реконструкции образовались новые объекты капитального строительства, в том числе Маслосборник N 3.
В целях государственной регистрации права собственности на вновь образованные в ходе реконструкции подстанции объекты 09.08.2017 ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с заявлением N 77/007/225/2017-2009 о регистрации права собственности на объект Маслосборник N 3.
Решением от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 государственная регистрация права собственности приостановлена до 21.11.2017 на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, а именно, по причине непредставления заявителем документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка заявителю для целей строительства.
Полагая решение от 22.08.2017 незаконным, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал соблюденным.
Полномочия регистрирующего органа установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 1, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно норме п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 10 ст. 40 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно п. 5 ч. 8 ст. 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, из указанных в п. 1 настоящей статьи категорий, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу нормы ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующих обстоятельств, подтвержденных материалами дела.
В материалы дела представлен Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 от 05.03.2015 N RU76000-014505, подготовленный Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
В п. 2.1 ГПЗУ содержится информация о разрешенном использовании земельного участка.
Основным видом разрешенного использования земельного участка является энергетика (6.7).
Согласно ГПЗУ вспомогательными видами разрешенного использования объектов капитального строительства установлены:
- виды использования, технологически связанные с основными видами использования объектов капитального строительства.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Наименование вида разрешенного использования земельного участка - энергетика (6.7) - предусматривает размещение объектов электросетевого хозяйства, к которым относится подстанция. Размещение объекта предусматривает его строительство, реконструкцию и эксплуатацию.
Кроме того, п. 2.2.2 ГПЗУ установлено предельное количество этажей зданий, строений, сооружений для объектов нового строительства, в число которых включены и шунтирующие реакторы
Пунктом 2.2.3 ГПЗУ установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка: для существующих зданий - предельная застроенность по существующему положению, для объектов нового строительства - предельная застроенность не установлена.
Пункт 2.2.4 содержит иные показатели нового строительства.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
По смыслу норм ст. 57.3 ГрК РФ и Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения", зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2017 N 46880) ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.
В свою очередь, соответствующие разрешения и ограничения устанавливаются уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законом.
Следовательно, в настоящем случае ГПЗУ ограничений по строительству объектов не содержит. Напротив, предусматривает возможность нового строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 09.08.2016 N 499-ПП утвержден Проект планировки части территории производственной зоны N 37 "Северное Очаково".
Проектом планировки территории предусмотрена реконструкция с комплексным техническим перевооружением электроподстанции "Очаково" 500 кВ с выходами воздушных линий электропередачи и воздушно-кабельных линий 220 кВ.
Подстанция реконструирована на основании Разрешения на строительство, выданного Правительством Москвы 29.12.2016 N 77-176000-013833-2016.
При этом, по смыслу норм ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство не только дает право осуществлять размещение объекта недвижимости, но и подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а в отсутствие градостроительного плана - разрешенному использованию участка.
В материалы дела представлено положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное 07.12.2015, на объект капитального строительства "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ", зарегистрированное в реестре за N 00-1-4-4333-15.
Объекты, подлежащие реконструкции в рамках титула "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ", введены в эксплуатацию на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного Правительством Москвы 27.04.2017 N 77-176000-007872-2017, в котором объект - Маслосборник N 3 поименован отдельно.
Нормами ст. 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.05.2017 - Маслосборник N 3 - размещен на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:13, объекту присвоен кадастровый номер 77:07:0012006:5252.
Таким образом, кадастровый учет объекта произведен 11.05.2017.
Судом первой инстанции установлено и не опровергается регистрирующим органом, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано обществу Комитетом строительного надзора города Москвы 27.04.2017, в числе объектов производственного значения указан Маслосборник N 3.
Суд правильно указал, что с учетом норм ч. 5 ст. 14, ч. 6 ст. 55 ГрК РФ в процессе выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также в процессе кадастрового учета спорного объекта недвижимости уполномоченным органом должен был быть установлен факт нецелевого использования заявителем земельного участка, а также факт наличия у спорного объекта признаков самовольной постройки, при наличии таковых, что, однако, выявлено не было.
Также судом установлено, что при размещении объекта Маслосборник N 3 расширения земельного участка не требовалось, объект размещен в рамках существующего земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13.
Согласно проектной документации расширение земельного участка не предусматривалось, раздел 2.2.2 содержит сведения о градостроительном плане земельного участка, раздел 4.2 содержит описание технической части проектной документации и включает в себя Маслосборник.
При изложенных обстоятельствах материалами дела подтверждено, что в ходе реконструкции образован новый объект капитального строительства Маслосборник N 3. Объект образован на основании Разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы, в соответствии с ГПЗУ и Проектом планировки территории, введен в эксплуатацию в установленном порядке.
Из совокупности представленных в материалы дела, перечисленных доказательств усматривается, что собственник земельного участка был осведомлен о реконструкции и возведении нового объекта капитального строительства.
Реконструкция подстанции не противоречит цели использования земельного участка, установленной в договоре аренды. Реконструкция объектов осуществлена в целях оптимальной эксплуатации. Создание в ходе реконструкции объектов капитального строительства не противоречит законодательству Российской Федерации, иное Управлением Росреестра по Москве вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано.
При изложенных обстоятельствах решение регистрирующего органа принято с нарушением требований закона.
Не соответствующее закону решение регистрирующего органа нарушает права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Довод апелляционной жалобы о наличии полномочий на распоряжение земельными участками у Департамента городского имущества города Москвы не опровергает выводы суда.
Именно Департаментом городского имущества города Москвы подписано дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка от 11.05.1995 N М-07-002231 о переходе прав и обязанностей по Договору в полном объеме к ОАО "ФСК ЕЭС".
Кроме того, согласно п. 1 ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Из буквального прочтения текста договора (п. 1.3 и особые условия договора) следует, что участок площадью 148668 кв.м. может быть использован в целях капитального строительства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связаны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2018 по делу N А40-208699/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208699/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 августа 2018 г. N Ф05-12792/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "ФСК ЕЭС"
Ответчик: Управление Росреестра, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12792/18
29.05.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14250/18
31.01.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208699/17
30.11.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208699/17