г. Самара |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А55-31313/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Поповой Е.Г., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000" - Листратенко Е.В. (доверенность от 02.11.2017),
от Администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - представитель не явился, извещен,
от Управления Росреестра по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Департамента градостроительства г.о. Самара - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000" на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2018 по делу N А55-31313/2017 (судья Медведев А.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000", г.Самара,
к Администрации городского округа Самара, г.Самара,
к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, г.Самара,
третьи лица:
Управление Росреестра по Самарской области, г.Самара,
Департамент градостроительства г.о. Самара, г.Самара,
о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) и Администрации городского округа Самара (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность заявителю за плату без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Верхне-Карьерная, д. 3А, кадастровый номер 63:01:0115004:1, выраженный в письме N 15-07-10/50216 от 01.11.2017, а также об обязании в течение 10 календарных дней после вступления решения суда в законную силу подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Верхне-Карьерная, д. 3А, с кадастровым номером 63:01:0115004:1, в границах, установленных в кадастровой выписке указанного участка, по цене, установленной в размере пятьдесят процентов от кадастровой стоимости указанных земельных участков, что на момент обращения заявителя за выкупом составляло 3 389 580,60 (Три миллиона триста восемьдесят девять тысяч пятьсот восемьдесят) рублей 60 копеек, и направить оформленные экземпляры проекта указанного договора для подписания заявителю.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что наличие сведений о красных линиях в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности не имеет самостоятельного правового обоснования при отсутствии таких сведений в соответствующей градостроительной документации с надлежащим соблюдением процедуры их установления.
На территории кадастрового квартала 63:01:0115004, где расположен испрашиваемый земельный участок, улица Луганская отсутствует. Согласно данным кадастрового учета указанная улица Луганская, как линейный фактически существующий объект дорожного хозяйства, начинается и заканчивается в иных кадастровых кварталах, чем расположен испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером, и, следовательно, никакой существующей территории общего пользования на испрашиваемом земельном участке нет. Следовательно, нет и оснований для отказа в выкупе, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
До момента утверждения Генерального плана городского округа Самара в 2008 году на испрашиваемом земельном участке не было красных линий улиц.
Первоначальный участок с кадастровым номером 63:01:0115004:509, из которого образовался, в том числе, и испрашиваемый земельный участок, не был обременен иными красными линиями, кроме как ограничения в использовании прокладкой, ремонтом и эксплуатацией линий и сооружений связи, теплосетей, сетей водопровода, канализации, прокладкой, ремонтом и эксплуатацией электрических сетей, газораспределительной сети.
Проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории.
Отображение на картах генерального плана местоположения линейных объектов местного значения, в том числе автомобильных дорог, не равнозначно определению границ территорий, занятых такими объектами, которые обозначаются красными линиями на отдельных чертежах (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий), утверждаемых в составе документации по планировке территории.
В материалы дела не представлено доказательств принятия главой администрации городского округа Самара отдельного решения об установлении красных линий автодороги, проходящих через испрашиваемый земельный участок.
Основания для применения Генерального плана городского округа Самара в качестве доказательства расположения спорного земельного участка в границах автодороги отсутствуют.
При необходимости установления запрета на приватизацию земельного участка в границах проектных красных линий государственным органам следует принимать решение о резервировании земель. То есть документация по планировке территории, которой устанавливаются проектные красные линии, является основанием для принятия решения о резервировании, а не заменяет его. Заинтересованные лица не предоставили суду доказательств по резервированию территории под будущее строительство автодороги и невозможности предоставления спорного земельного участка в связи с резервированием испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником следующих объектов недвижимости:
1. Нежилое здание "Хранилище несгораемых материалов в сборно-разборных стальных конструкциях" (Литера 1), площадью 2 399,40 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0115006:708;
2. Нежилое здание "Арена крытая трансформируемая постоянная для игровых видов спорта категории А", площадью 1 039,90 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0115006:710;
3. Нежилое здание "Хранилище несгораемых материалов в сборно-разборных стальных конструкциях" (Литера 3), площадью 1 379,90 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0115006:711.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0115004:1, находящемся по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Верхне-Карьерная, д. 3А. Данный земельный участок находится у заявителя на праве аренды.
29.06.2017 Администрацией было принято постановление N 529 "Об отказе ООО "СамараТрансАвто-2000" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, улица Верхне-Карьерная, 3А".
После чего заявитель вновь обратился к Администрации с заявлением от 09.10.2017 (входящий номер регистрации СП-9/5120) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0115004:1, находящегося по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Верхне-Карьерная, д. 3А.
Заинтересованными лицами проведена работа по данному заявлению, собраны ответы уполномоченных органов и направлено письмо от 01.11.2017 N 15- 07-10/50216 в адрес заявителя, фактически содержащее отказ заявителю в предоставлении земельного участка по данной заявке.
Основанием для отказа послужил тот факт, что земельный участок является ограниченным в обороте, так как его часть принадлежит территории общего пользования и в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В городском округе Самара в настоящий момент действуют Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, которые применяются в части, не противоречащей генеральному плану развития города Самары, утвержденному решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно частям 1 - 4 статьи 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя: 1) сведения: а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; б) о документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; д) о документации по планировке территории; е) об изученности природных и техногенных условий на основании материалов и результатов инженерных изысканий; ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; з) о геодезических и картографических материалах; и) о создании искусственного земельного участка; 2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках; 3) иные документы и материалы.
Из анализа положений указанных норм законодательства следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения, как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 57 ГрК РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи.
В силу указанных нормативных актов информационная система обеспечения градостроительной деятельности является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 57 ГрК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 N 363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности.
На основании данного постановления распоряжением Департамента от 11.11.2011 N Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности городского округа Самара.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), спорный земельный участок расположен в территориальной зоне предприятий и складов V-IV классов вредности, санитарно-защитные зоны - до 100 м (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, и частично расположен в границах красных линий улицы Луганской.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Действующим документом территориального планирования на территории городского округа Самара является Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
В составе действующего Генерального плана городского округа Самара отображены красные линии, утвержденные ранее принятой градостроительной документацией. Соответственно в Генеральном плане городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 в приложении N 5 "Карта (схема) зоны инженерной инфраструктуры" отражены красные линии, в приложении N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара" отображены категории улиц и дорог.
Границы улицы Луганской предусмотрены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 N 539, а также ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
При разработке проектных решений Генерального плана городского округа Самара использовалась следующая градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1986 году, "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
Следовательно, границы улицы Луганской предусмотрены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 N 539, а также ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
Выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара подтверждает, что спорный земельный участок находится в границах красных линий улицы Луганской.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставленные Департаментом сведения из ИСОГД городского округа Самара являются надлежащим доказательством ограничения спорного участка в обороте.
В связи с тем, что на момент обращения заявителя за выкупом земельного участка решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 был утвержден генеральный план городского округа Самары, согласно которому спорный земельный участок располагается в пределах территории, ограниченной красными линиями, то департамент обоснованно отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность.
Доводы заявителя о том, что наличие сведений о красных линиях в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности не имеет самостоятельного правового значения, что первоначальный участок с кадастровым номером 63:01:0115004:509, из которого образовался, в том числе, и испрашиваемый земельный участок, не был обременен иными красными линиями и что до момента утверждения Генерального плана городского округа Самара в 2008 году на испрашиваемом земельном участке не было красных линий улиц, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, исходя из следующего.
В пункте 19 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017, указано, что подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ указано, что в силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ст. 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке. Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Генеральный план муниципального образования и постановление о планировке в установленном порядке не оспорены и не признаны недействующими. Тот факт, что спорный участок был сформирован до утверждения постановлением о планировке красных линий, обозначающих дорогу общегородского значения, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении участка в собственность с учетом положений ст. 27 и ст. 39.16 ЗК РФ. Поэтому оснований для того, чтобы не применять и не принимать во внимание данные документы, у судов не имелось.
В пункте 18 вышеуказанного Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) также указано, что частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Также не принимаются во внимание и доводы заявителя о том, что на территории кадастрового квартала 63:01:0115004, где расположен испрашиваемый земельный участок, улица Луганская отсутствует и что проект красных линий должен быть утвержден отдельным документом.
Как уже отмечено выше, нахождение спорного участка в границах красных линий подтверждается выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара. Границы улицы Луганской предусмотрены действующим Генеральным планом городского округа Самара, который утвержден решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 N 539, а также ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией, которые в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Также необоснованным является и довод заявителя о том, что при необходимости установления запрета на приватизацию земельного участка в границах проектных красных линий государственным органам следует принимать решение о резервировании земель, поскольку данный довод не основан на нормах законодательства. Действующим законодательством не предусмотрена необходимость принятия решения о резервировании земель, находящихся в границах красных линий.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявитель вправе оспорить Генеральный план городского округа Самара в судебном порядке.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 500 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 3 000 руб. платежным поручением от 03.04.2018 N 686, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.03.2018 по делу N А55-31313/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000", г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 03.04.2018 N 686 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.