г. Москва |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А40-200246/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2018 года.
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ЭТОЛ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2018 по делу N А40-200246/17 (79-1726), принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению ООО "Этол"
к МИФНС N 46 по г. Москве
третье лицо: ИФНС N 43 по г. Москве
о признании недействительным решения N 306875А от 03.07.2017
при участии:
от заявителя: |
Головченко П.В. по дов. от 20.09.2017, |
от ответчика: |
Шмелев Е.А. по дов. от 29.09.2017, |
от третьего лица: |
Горкин Н.В. по дов. от 09.01.2018. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Этол" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа N 306875А от 03.07.2017 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, об обязании провести государственную регистрацию юридического лица ООО "Этол" в связи с ликвидацией.
Решением суда от 16.03.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЭТОЛ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал свою правовую позицию.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что 03.07.2017 МИФНС России N 46 по г. Москве вынесено решение N 306875А от 03.07.2017 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
18.07.2017 в управление ФНС России по г. Москве через МИФНС России N 46 по г.Москве, была подана жалоба на решение МИФНС России N 46 N 306875А от 03.07.2017 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, которая была оставлена без удовлетворения.
Посчитав, решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с положениями ст. ст. 61 - 64 ГК РФ ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (ст. 1, 10 Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации.
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
В соответствии со ст. 63 ГК РФ Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 6 ст. 63 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, у ООО "ЭТОЛ" имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, что подтверждается справкой ИФНС России N 43 по г.Москве N 74634, направленной в адрес Инспекции.
Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у ООО "ЭТОЛ" имелась непогашенная задолженность по обязательным платежам, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс не является достоверным.
Таким образом, у инспекции имелись предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
На основании изложенного 03.07.2017 МИФНС 46 было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией N 306875А.
Суд первой инстанции, с учетом вышеизложенного, правомерно признал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Довод заявителя апелляционной жалобы относительно имеющейся у ООО "Этол" переплаты по налогам и сборам, апелляционная коллегия отклоняет, исходя из следующего.
Согласно решению ИФНС России N 43 по г. Москве от 25.07.2017 N 2122 ООО "Этол" было отказано в удовлетворении заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) поскольку налоги, предлагаемые к зачету, относятся к разным видам налогов (л.д.22).
Между тем, ни в рамках настоящего спора, ни в рамках иных судебных процессов решения или действия ИФНС России N 43 по г. Москве не оспариваются заявителем.
В связи с тем, что ООО "Этол" знало о наличии задолженности перед бюджетом до даты утверждения ликвидационного баланса (03.07.2017), что подтверждается отметкой ИФНС России N 43 по г. Москве о получении заявления о зачете излишне уплаченных сумм (27.06.2017), исходя из того, что ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также исходя из обязанности ликвидатора действовать добросовестно при осуществлении процедуры ликвидации, инспекция правомерно отказала в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у ООО "Этол" имелась непогашенная задолженность по обязательным платежам, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс не является достоверным.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2018 по делу N А40-200246/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200246/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2018 г. N Ф05-13143/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭТОЛ"
Ответчик: МИФНС 46 по г.Москве
Третье лицо: ИФНС N 43 ПО Г.МОСКВЕ