г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А56-53284/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бурак К.Д.
при участии:
от истца: Сапонджян Е.В. по доверенности от 01.12.2017
от ответчика: Варшавская О.О. по доверенности от 16.05.2018 N 978, Осипова М.В. по доверенности от 31.12.2017 N 21
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5878/2018) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2018 по делу N А56-53284/2017(судья Константинова Е.В.), принятое
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез"
о взыскании
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН: 1099847008546, адрес:191014, Россия, г. Санкт-Петербург, пр-кт Литейный, д. 39, далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" (ОГРН: 1024701478735, адрес: Россия, Ленинградская область, Киришский р-н, г. Кириши, ш Энтузиастов, д. 1, далее - Общество, ответчик) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 52 057 руб. 22 коп.
Решением суда от 30.01.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, Общество необоснованно применило в расчетах платы понижающий коэффициент 0,3, вследствие чего не в полном объеме внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ответчика возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент по результатам проведенной проверки расчетов платы за 1, 2 и 3 кварталы 2014 года, представленных Обществом, выявил задолженность в размере 178 452 руб. 91 коп. и выставил требование об уплате выявленной задолженности от 26.05.2017 N 02-28/5912.
Поскольку в добровольном порядке Общество не погасило образовавшуюся задолженность, Департамент обратился с иском в арбитражный суд. В ходе судебного разбирательства истец скорректировал исковые требования, согласившись с правильностью применения ответчиком коэффициента 2, а также исключив требования, заявленные с нарушением срока исковой давности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" утвержден Порядок исчисления (расчета) указанной платы, действие которого распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду (далее Порядок N 632).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее Постановление N 344).
В соответствии с указанным нормативным правовым актом нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Как следует из материалов дела, при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 и 3 кварталы 2014 года, возникшего в результате размещения отходов, Обществом применен понижающий коэффициент 0,3, установленный Постановлением N 344.
По мнению суда апелляционной инстанции, Обществом соблюдены все предъявляемые Постановлением N 344 условия для применения понижающего коэффициента 0,3, о чем свидетельствует следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 7 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, хранение, захоронение отходов производства и потребления. Образование отходов в качестве вида негативного воздействия не указывается. Следовательно, образование отходов не является видом негативного воздействия на окружающую среду. Источником негативного воздействия будет являться объект размещения отходов, а не юридическое лицо, в результате деятельности которого образовались отходы.
К отношениям, связанным с платой за негативное воздействие на окружающую среду в спорный период применялись нормативы, установленные Постановлением N 344, а также Порядок N 632.
Как верно указал суд, исходя из Постановления N 344 применение понижающего коэффициента 0,3 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь при соблюдении установленных лимитов размещения отходов; размещение отходов на специализированных полигонах, промышленных площадках, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к объектам размещения отходов; размещение отходов в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Соответствие объекта размещения отходов установленным требованиям подтверждается наличием лицензии на соответствующие работы по обращению с отходами у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а также наличие данного объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Как следует из материалов дела, Обществу утверждены лимиты на размещение отходов (приказы Департамента от 17.12.2012 N 550, 17.12.2013 N 381, от 14.11.2014 N 212, от 18.11.2014 N 214, от 18.06.2014 N 141).
Общество имеет лицензию от 24 декабря 2015 серия 78 N 00072 (переоформлена на основании приказа от 24 декабря 2015 г. N 449) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую следующие виды работ в составе лицензируемого вида деятельности: сбор отходов I, IV классов опасности; транспортирование отходов I, III, IV классов опасности; утилизация отходов IV класса опасности; размещение отходов III, IV классов опасности.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на положения Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (Приказ N 204), указывает, что границы промышленной площадки определяются в соответствии с границами земельного участка, на котором расположен соответствующий источник (объект размещения отходов) и который указан в соответствующих правоустанавливающих документах.
При этом у предприятия может быть несколько промышленных площадок - основная (производственная) и вспомогательные для расположения различных объектов.
Согласно пункту 1 Порядка заполнения раздела 4 "Размещение отходов производства потребления" Приказа N 204 данный раздел заполняется по каждому объекту негативного воздействия (объекту размещения отходов) отдельно.
В соответствии с формой расчета платы за размещение отходов, утвержденной Приказом N 204, при заполнении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления указываются данные об объекте размещения отходов, на котором были размещены отходы, а не об объекте, на котором данные отходы были образованы.
В примечании к нормативам платы за размещение отходов, утвержденных Постановлением N 344, отсутствует условие о включении объекта размещения отходов в состав территории предприятия, в результате деятельности которого образовались отходы. Также в примечаниях к Постановлению N 344 не установлено требование об отсутствии факта транспортировки отходов от места их образования до объекта размещения отходов.
Таким образом, ответчиком соблюдены установленные законодательством условия для применения коэффициента 0,3 в целях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 и 3 кварталы 2014 года. Основания для удовлетворения требований Департамента у суда первой инстанции отсутствовали.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2018 по делу N А56-53284/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.