г. Чита |
|
5 июня 2018 г. |
Дело N А19-12671/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 05.06.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества "Дирекция объединенных строительных трестов" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2018 года по делу N А19-12671/2017 по иску Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, 664025, ул. Сухэ-Батора, 3, г. Иркутск) к Региональному строительно-промышленному открытому акционерному обществу "Дирекция объединенных строительных трестов" (ОГРН 1043800523458, ИНН 3801071256, 665816, 179 кв-л, д. 17 г. Ангарск, Иркутская область) о взыскании 2 210 475 руб. 44 коп., (суд первой инстанции: Кириченко С.И),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Региональному строительно-промышленному открытому акционерному обществу "Дирекция объединенных строительных трестов" о взыскании 1 874 788 руб. 77 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2018 года с Регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества "Дирекция объединенных строительных трестов" в пользу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации взыскано 1 874 788 руб. 77 коп. задолженности, 2 000 руб. расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Указывает, что истец не учитывает суммы оплат собственников помещений по затратам на установку ОДПУ, как поступивших через кассы РСП ОАО "ДОСТ", так и через другие системы оплаты, что влечет допущение истцом двойного взыскания указанных расходов, как с собственников жилых помещений (физических лиц), так и РСП ОАО "ДОСТ" и является неправомерным. Указывает на нарушение положений ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", п. 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006. Ссылается на пропуск истцом срока исковой давности по требованиям по жилым помещениям на сумму 195 003,74 руб. Просит решение суда отменить.
В дополнении к апелляционной жалобе указывает, что выводы суда о том, что РСП ОАО "ДОСТ" является обязанным лицом по оплате расходов по установке ОДПУ в пользу ПАО "Иркутскэнерго" являются неправомерными, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат п. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Истец, ответчик представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 5 и 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. и ст. 158 Жилищного кодекса РФ, в обязанность собственников жилых (нежилых) помещений входит оснащение принадлежащих им домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также оплата за их установку.
На истца в силу частей 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ возложена обязанность по оснащению объектов (в том числе, многоквартирные жилые дома) приборами учета электрической энергии, инженерно-техническое оборудование которых имеют непосредственное присоединение к принадлежащим ему электрическим сетям и которые не были оснащены добровольно собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 01.07.2012
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, поскольку, в установленный законом срок до 01.07.2012 собственники МКД не установили ОДПУ, Иркутским публичным акционерным обществом энергетики и электрификации установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии на дома, расположенные, в том числе, по следующим адресам: 1. Иркутская область, г. Ангарск, кв-л 225А, дома N N 1, 10, 16В, 16Г, 16Д, 17, 19, 20 Г, 3 2. Иркутская область, г. Ангарск, кв-л. 178-й, дома NN 1, 11, 12, 14,15,16, 4, 5, 7, 8, 9 3. Иркутская область, г. Ангарск, кв-л. 179-й, дома NN 1, 6, 8 4. Иркутская область, г. Ангарск, мкр. 32-й, дома NN 2, 7, 8, 3 5. Иркутская область, г. Ангарск, кв-л. 189-й, дома NN 10, 11, 12, 13, 2, 7, 8 6. Иркутская область, г. Ангарск, кв-л. 205-й, дом N 13 7. Иркутская область, г. Ангарск, кв-л. 211-й, дома NN 1, 11, 13, 14, 16, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 8. Иркутская область, г. Ангарск, кв-л. 212-й, дома NN 10, 11 9. Иркутская область, г. Ангарск, кв-л. А, дома NN 1, 12, 14, 16, 17, 18, 3, 4, 6, 7 10. Иркутская область, г. Ангарск, кв-л. Б, дома NN 5, 6, 7, 8 5 11. Иркутская область, г. Ангарск, мкр. 15-й, дома NN 17, 21, 22, 31Б, 36В, 43, 5, 6, 38, 39, 40, 41А, 41Б.
В целях выполнения указанных работ ПАО "Иркутскэнерго" (заказчик) заключило с ЗАО "Ирмет" (подрядчик) договор подряда N 275-211/И-11/10 от 01.07.2010 на выполнение работ по установке приборов учета, по условиями которого подрядчик обязуется выполнить работы по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения потребителей ПАО "Иркутскэнерго", именуемых в дальнейшем клиент: разрабатывать проекты и согласовать их в энергоснабжающей организации; поставлять оборудование и материалы; производить строительно-монтажные работы; производить пуско-наладочные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену. В качестве доказательств несения расходов в заявленной сумме, истцом представлены дополнительные соглашения к договору, а также акты о приемке выполненных работ по форме КС-2:, акты допуска в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и теплоносителя.
Региональное строительно-промышленное открытое акционерное общество "Дирекция объединенных строительных трестов" является управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных домов.
Истец направил в адрес ответчика претензию N 327-046/08-53/577 от 01.02.2017 г. с требованием оплатить задолженность за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском о принудительном взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно подпункту "ж" пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Постановление N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В подпункте "к" пункта 11 Постановления N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Из приведенных норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, организации, указанные в части 9 названной статьи (в данном случае Общество) до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета; в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания, а граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Исходя из системного толкования ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, пп. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
Суд первой инстанции установил, что спорные многоквартирные дома не были оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, и собственники этих домов не приняли решений об их установке, поэтому ресурсоснабжающая организация путем привлечения подрядной организации самостоятельно осуществила их установку в спорных домах и ввела их в эксплуатацию.
В обоснование заявленных требований истец представил договор, дополнительные соглашения к договору, а также акты о приемке выполненных работ по форме КС-2:, акты допуска в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, сведения о размере внесенных платежей собственниками жилых и нежилых помещений в указанных выше многоквартирных домах непосредственно истцу в пределах предусмотренного п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении пятилетнего срока оплаты для граждан -собственников помещений, расчет совокупного объема денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения требований ресурсоснабжающей организации о возмещении фактически понесенных ею затрат, связанных с установкой узлов учета, в заявленном размере.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил иск.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны обоснованно отклоненным доводам, приводимым в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, фактически сводятся к их повторению в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, т.к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом норм материального или процессуального права.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2018 года по делу N А19-12671/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.