г. Самара |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А65-359/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ново-Савиновском районе г.Казани Республики Татарстан
на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.03.2018 по делу N А65-359/2018 (судья Шайдуллин Ф.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ново-Савиновском районе г.Казани Республики Татарстан (ОГРН 1021603141075, ИНН 1657035940), г.Казань,
к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 414 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г.Казани (ОГРН 1041625402565, ИНН 1657047705), г.Казань,
о взыскании 64 500 руб. штрафа за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ- М за январь 2017 года по требованию от 23.05.2017 N 031S01170267909,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани Республики Татарстан (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 414 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г. Казани (далее - ответчик, Детский сад, МАДОУ "Детский сад N 414") о взыскании задолженности по штрафу за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в срок в размере 64 500 руб.
При этом Управление просило восстановить срок для обращения за взысканием штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан (в виде резолютивной части) от 07.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что Управлением ПФР в ходе проверки правильности, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, установлено, что сведения в отношении 129 сотрудников МАДОУ "Детский сад N 414" за январь 2017 г. направлены по телекоммуникационным каналам связи 15.03.2017 с нарушением установленного законом срока.
Факт нарушения срока представления отчетности по форме СЗВ-М материалами дела подтвержден и ответчиком не оспаривается.
Управлением ПФР при рассмотрении акта и материалов проверки обстоятельств, препятствующих своевременному предоставлению отчетности, не выявлено.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в виде резолютивной части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из заявления в суд, страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Пенсионного фонда 15.03.2017 представлены сведения по форме СЗВ-М "исходная" за отчетный период январь 2017 года, в отношении застрахованных лиц, которые ранее не были представлены в "исходной" форме за январь 2017 года.
Пенсионным фондом выявлено, что Детским садом в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) не представлены в установленный законом срок индивидуальные сведения о страховых взносах и трудовом стаже, необходимые для правильного назначения пенсии, в отношении 129 застрахованных лиц за январь 2017 г.
По факту выявленного нарушения 21.03.2017 заявителем составлен акт N 013S18170012512 (л.д. 7-8).
По результатам рассмотрения акта 24.04.2017 Пенсионным фондом вынесено решение N 013S19170014806 о привлечении Детского сада к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по ч. 3 ст. 17 Закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 64 500 руб. (л.д. 9-10).
Пенсионным фондом на уплату штрафных санкций ответчику направлено требование от 23.05.2017 N 013S01170267909 со сроком исполнения до 13.06.2017 (л.д. 11-12).
Поскольку Детский сад указанное требование в добровольном порядке не исполнил, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа.
Арбитражный суд Республики Татарстан 20.11.2017 по делу N А65-37295/2017 выдал судебный приказ на взыскание с Детского сада в пользу Пенсионного фонда задолженности по штрафу в размере 64 500 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2017 по делу N А65-37295/2017 указанный судебный приказ отменен на основании поступившего от должника возражения. Указанное определение суда получено Пенсионным фондом 11.12.2017 (л.д. 6).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда 10.01.2018 в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа и с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления.
Суд первой инстанции, отказывая Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность работодателей представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в органы Пенсионного фонда РФ.
Статьей 17 вышеназванного Закона установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, действующей с 01.01.2017).
На дату обращения в суд правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), п. 3 ст. 46 которого предусмотрено, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Судом первой инстанции установлено, что требованием от 23.05.2017 N 013S01170267909 ответчику предложено уплатить сумму штрафа в добровольном порядке в срок до 13.06.2017.
Следовательно, Управление могло обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа не позднее 13.12.2017.
Однако с заявлением о взыскании штрафа Управление обратилось в арбитражный суд 10.01.2018.
Таким образом, Управлением пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с настоящим заявлением.
При обращении в суд заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока.
Пунктом 3 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О, признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Согласно ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными.
Положениями Федерального закона от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" предусмотрено, что Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Отнесение причин пропуска срока к уважительным или неуважительным является прерогативой суда и право установления этих причин и их оценка принадлежат суду.
Из материалов дела следует, что Пенсионным фондом на уплату штрафных санкций Детскому саду направлено требование от 23.05.2017 N 013S01170267909 со сроком исполнения до 13.06.2017.
Поскольку Детский сад указанное требование в добровольном порядке не исполнил, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа.
Арбитражный суд Республики Татарстан 20.11.2017 по делу N А65-37295/2017 выдал судебный приказ на взыскание с Детского сада в пользу Пенсионного фонда задолженности по штрафу в размере 64 500 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2017 по делу N А65-37295/2017 указанный судебный приказ отменен на основании поступившего от должника возражения. Указанное определение суда получено Пенсионным фондом 11.12.2017 (л.д. 6).
10.01.2018 Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа с Детского сада и с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что причины пропуска Пенсионным фондом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением являются уважительными, так как Пенсионный фонд в данном случае не бездействовал, а принимал активные меры для взыскания, что подтверждается обращением в суд с заявлением и выдачей судом судебного приказа, который был в последующем отменен.
При таких обстоятельствах заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, а пропущенный срок на подачу заявления в суд - восстановлению.
В силу ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах". Формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М) утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 07.12.2016 N 1077п.
Процедура предоставления сведений по телекоммуникационным каналам связи и их подтверждения определена нормативными документами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" утверждены Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Технология) и Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Протокол).
В силу раздела 7 Технологии страхователь после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с Протоколом, факт приема документов органом Пенсионного фонда Российской Федерации - соответствующим протоколом контроля, подтверждающим правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
В случае возникновения технических сбоев на стороне органа Пенсионного фонда Российской Федерации страхователь через свою организацию получит сообщение об ошибке.
В соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 32).
При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (п.п. 37-39 Инструкции).
В рассматриваемой ситуации из материалов дела следует, что ответчик по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью по форме СЗВ-М направил отчет за январь 2017 года 08.02.2017, что подтверждается положительным протоколом входного контроля от 08.02.2017 (л.д. 32).
Также имеется протокол проверки электронного документа от 08.02.2017, в котором указано, что отчетность принята - в формате "Документ принят!" (л.д. 33).
Таким образом, ответчиком обязанность по своевременному представлению сведений в Управление Пенсионного фонда за январь 2017 года была выполнена 08.02.2017, своевременно без ошибок и в полном объеме.
Как следует из отзыва ответчика, 13.03.2017 при сдаче отчетности за февраль 2017 года выяснилось, что отчет за февраль 2017 года уже имеется в базе Пенсионного фонда.
При выяснении ответчиком данного обстоятельства программистами Управления было обнаружено, что программа при выгрузке файла 08.02.2017 с отчетностью за январь 2017 выгрузила данный файл как отчетность за февраль 2017 года, т.е. фактически заявитель признал, что отчетность за январь 2017 года сдана. Также программисты пояснили, что отчетность за февраль 2017 года не может отразиться в базе Пенсионного фонда до тех пор, пока ответчик еще раз не направит отчетность за январь 2017 года. Ответчик исполнил данное указание сотрудников заявителя и 15.03.2017 повторно отправил отчетность за январь 2017 года, что и явилось основанием для предъявления иска к ответчику.
Таким образом, фактически ответчик сдал отчетность за январь 2017 года в установленный срок - 08.02.2017, далее 15.03.2017 выполнил указание сотрудников заявителя по устранению программной ошибки при выгрузке файла.
Доказательств, опровергающих названные обстоятельства, в нарушение ст. 65 АПК РФ, Пенсионный фонд не представил.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" разъяснил своим территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации порядок применения названных финансовых санкций.
Согласно названному письму, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вина за технические неполадки программы, обеспечивающей электронный документооборот между заявителем и ответчиком, не может быть возложена на страхователя, следовательно, начисление финансовых санкций по абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в установленных обстоятельствах неправомерно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда в виде резолютивной части не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения в виде резолютивной части.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции в виде резолютивной части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.03.2018 по делу N А65-359/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.