г.Москва |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А40-199158/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Бекетовой И.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Делла-Инвест"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.02.2018
по делу N А40-199158/17 (35-1773)
по заявлению ООО "Делла-Инвест"
к 1) Госинспекции по недвижимости; 2) Префектуре САО г.Москвы; 3) ГБУ "Автомобильные дороги САО"
о признании действий, письма незаконными,
при участии:
от заявителя: |
Ушаков И.А. по дов. от 13.09.2017, |
от ответчиков: |
1) Гайдуков А.С. по дов. от 02.04.2018; 2) и 3) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Делла-Инвест" (далее также - заявитель, Общество) обратились в Арбитражный суд г.Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением о признании незаконными действий Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее также - ответчик, Инспекция), изложенных в Акте о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9097946/5 от 08.09.2017, действовавшем в период с 08.09.2017 по 13.11.2017, по отнесению надстроенного второго этажа площадью застройки около 128 кв.м. и пристроенной одноэтажной конструкции (типа сэндвич-панель) площадью застройки около 190 кв.м. к одноэтажному нежилому ж/б зданию 1975 года постройки общей площадью 165 кв.м. с адресным ориентиром: ул.Автомоторная, д.7, стр.11, к объектам, обладающим признаками самовольной постройки; действий Госинспекции по недвижимости по установлению факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Автомоторная, вл.7, изложенных в Акте о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9097946/5 от 08.09.2017, действовавшем в период с 08.09.2017 по 13.11.2017; письма Префектуры САО г.Москвы (далее также - Префектура) исх.N 6-7-7315/7 от 18.10.2017; действий ГБУ "Автомобильные дороги САО" по сносу объекта, произведенных в период с 01.11.2017 по 07.11.2017.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 22.02.2018, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в связи с отсутствием совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.198 АПК РФ.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность оспариваемых действий и письма ответчиков. Указывает, что объекты не имеют признаков капитального строения и являются движимым имуществом. Инспекцией, по мнению Общества, неверно были определены признаки самовольной постройки. Ссылается на отсутствие нарушения целевого использования Обществом земельного участка. Указывает, что на объекты не требовалось оформление разрешительной документации.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов и требований заявителя, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на законность оспариваемых действий и письма.
Представители Префектуры САО г.Москвы и ГБУ "Автомобильные дороги САО", извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что согласно п.1.3 Договора аренды земли от 26.06.1996 N М-09-05863, заключенного между Мэрией (Администрацией) г.Москвы и АООТ "Первый строительно-монтажный трест" (ООО "Делла-Инвест" - арендатор на основании Дополнительного соглашения от 27.07.2006, зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве 13.12.2006 за N 77-77-14/016/2006-463), участок предоставляется АООТ "Первый строительно-монтажный трест" для дальнейшего использования территории одним из подразделений - 4-ой автобазой. Приведенное описание целей использования участка является окончательным и именуется в дальнейшем "Разрешенным использованием".
08.09.2017 Управлением контроля за объектами недвижимости по САО Госинспекции по недвижимости по результатам обследования земельного участка, принадлежащего ООО "Делла-Инвест" на праве аренды по указанному Договору и расположенного по адресу: г.Москва, ул.Автомоторная, вл.7 (кадастровый номер 77:09:0001027:2), составлен Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9097946/3 от 08.09.2017, в связи с нахождением на земельном участке самовольных построек.
Согласно указанному Акту к двухэтажному зданию 1970 года постройки общей площадью 110,7 кв.м. с адресным ориентиром: ул.Автомоторная, д.7, стр.3 (кадастровый номер 77:09:0001027:1038), находящемуся в собственности ООО "Делла-Инвест", сооружена металлическая пристройка общей площадью застройки около 140 кв.м. и установлены стационарно в два яруса металлические контейнеры общей площадью застройки около 80 кв.м., обладающие признаками самовольного строительства.
Со стороны Префектуры САО г.Москвы в адрес ООО "Делла-Инвест" поступило письмо от 18.10.2017 N 6-7-7315/7 с требованием произвести добровольный демонтаж объекта, указанного в Акте, до 25.10.2017, при этом в письме также указано, что в случае невыполнения данных требований демонтаж (снос) будет произведен силами ГБУ "Автомобильные дороги" в принудительном порядке.
Полагая данные действия Госинспекции по недвижимости, ГБУ "Автомобильные дороги САО" и письмо Префектуры САО г.Москвы незаконными, ООО "Делла-Инвест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Согласно Положению о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, Префектура административного округа города Москвы обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
В настоящем случае Госинспекцией по недвижимости в целях осуществления возложенных на нее полномочий в соответствии с п.3.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" проведено обследование вышеуказанного земельного участка.
Признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в силу п.2.1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП являются, в том числе проведение работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), возведение пристроек, надстроек, стен, перекрытий или иных строительных элементов.
Согласно п.3.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП в случае выявления Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов: Акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.1); Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2); Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости (пункт 3.3.3).
Таким образом, действия Госинспекции по недвижимости по составлению Акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9097946/3 от 08.09.2017 осуществлены ответчиком в рамках предоставленных полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В указанном Акте зафиксированы результаты проведенного сотрудниками Госинспекции по недвижимости обследования земельного участка по адресному ориентиру: г.Москва, ул.Авиамоторная, вл.7, согласно которым в ходе проверки выявлены объекты - надстроенный к зданию общей площадью 318 кв.м. второй этаж площадью застройки около 128 кв.м. и пристроенная одноэтажная металлическая (типа сэндвич-панель) пристройка площадью застройки около 190 кв.м., которые обладают признаками самовольной постройки.
При этом разрешительная документация на строительство (реконструкцию) вышеуказанных объектов отсутствует, право собственности не зарегистрировано.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что спорное строение самовольной постройкой не является.
Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (п.2). Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев (п.4).
Как установлено п.3.3.2 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, копии Акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка должны быть направлены в течение двух дней в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок обеспечивает с привлечением государственного бюджетного учреждения (в данном случае - ГБУ "Автомобильные дороги САО", действующего на основании распоряжения Правительства Москвы от 16.08.2011 N 628-РП, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (п.4.1.1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП).
В данном случае письмом N 6-7-7315/7 от 18.10.2017 Префектура САО г.Москвы уведомила Общество о необходимости произвести добровольный демонтаж объектов, указанных в Акте, до 25.10.2017, а в случае невыполнения указанных требований демонтаж (снос) будет произведен силами ГБУ "Автомобильные дороги САО" в принудительном порядке.
В связи с тем, что заявителем в установленный срок добровольный демонтаж объектов не произведен, демонтаж (снос) произведен силами ГБУ "Автомобильные дороги САО" в принудительном порядке.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства спора, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Госинспекция по недвижимости, Префектура САО г.Москвы и ГБУ "Автомобильные дороги САО" действовали в рамках своих полномочий.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые действия ответчиков не противоречат нормам действующего законодательства, прав и законных интересов Общества не нарушают, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом в порядке гл.24 АПК РФ требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о правомерности возведения пристроек подлежат отклонению как необоснованные, поскольку согласно договору аренды земельный участок под строительство спорных объектов ООО "Делла-Инвест" (его правопредшественникам) в установленном порядке не представлялся, документы, свидетельствующие о возведении пристроек в соответствии с требованиями действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют. При этом в соответствии с п.1 ст.615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.02.2018 по делу N А40-199158/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Д.В.Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.