г. Хабаровск |
|
06 июня 2018 г. |
А04-492/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 20.03.2018
по делу N А04-492/2018
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Чертыковым Н.А.
по иску министерства здравоохранения Амурской области (ОГРН 1072801008994, ИНН 2801123720)
к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ОГРН 1027739712857, ИНН 7727032382),
к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области (ОГРН 1022800524163, ИНН 2801028065)
о взыскании 600 000 руб.,
установил:
министерство здравоохранения Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области о взыскании в солидарном порядке неосновательного обогащения в размере 600 000 руб.
Решением от 20.03.2018 Арбитражный суд Амурской области взыскал с Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в пользу Министерства здравоохранения Амурской области денежную сумму в размере 600 000 руб. В иске к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области отказал.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает на то, что:
- заявка на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременную компенсационную выплату Старковой О.В., в установленном Федеральным законом N 236-ФЗ порядке, в Федеральный фонд не поступала;
- Федеральный фонд не является стороной гражданско-правового договора о предоставлении единовременной выплаты между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- в поступившей в Федеральный фонд копии исполнительного листа серии ФС N 018663722, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по делу N 2-11811/2016, должником является Министерство здравоохранения Амурской области (на Федеральный фонд не было возложено никаких обязанностей);
- финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат за счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в отношении медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельский населенный пункт в 2011- 2012 годах выполнено и завершено.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции.
До начала судебного заседания от Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Старкова О.В. с 14.01.2011 принята на работу в муниципальное учреждение здравоохранения "Октябрьская центральная районная больница на должность врача-стоматолога.
17.05.2016 между Старковой О.В. и Министерством здравоохранения Амурской области заключен договор N 12 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование; прибывшему в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок городского типа или переехавшем на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта.
Решением Благовещенского городского суда от 28.12.2016, оставленным в силе судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда (апелляционное определение от 24.03.2017), суд обязал Министерство здравоохранения Амурской области выплатить Старковой О.В. единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 (одного миллиона) руб. в соответствии с пунктом 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
27.04.2017 Министерством здравоохранения Амурской области направлена заявка на май 2017 года в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области на получение иных межбюджетных трансферов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в 2017 году.
К заявке были приложены уведомление о поступлении исполнительного листа, заявление Старковой О.В., исполнительный лист N ФС018663722.
Письмом от 02.05.2017 N 01-02/1-06-851 ТФОМС Амурской области направил заявку министерства в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.
Письмом от 05.06.2017 N 5605/21-2/2921 Федеральный ФОМС отказал в выделении межбюджетных трансферов, указав, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат за счет Федерального фонда в отношении медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельский населенный пункт в 2011-2012 годах, выполнено и завершено.
В поступившей копии исполнительного листа серии ФС N 018663722, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по вышеуказанному делу, должником является Министерство здравоохранения Амурской области.
Во исполнение решения Благовещенского городского суда от 28.12.2016 Министерство здравоохранения Амурской области перечислило Старковой О.В. платежным поручением от 18.07.2017 N 3066 денежную сумму в размере 1 000 000 руб.
Ссылаясь на то, что указанная выплата должна осуществляться за счет средств областного бюджета и средств Федерального фонда в соотношении 40/60 процентов, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование Министерства здравоохранения Амурской области, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50 и части 12 - 12.5 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
В 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов (пункт 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 14.12.2015 N 374-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 374-ФЗ).
Иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом (пункт 2 части 12.2 статьи 51 Федерального закона N 374-ФЗ).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Министерство направило в установленном порядке заявку на получение иных межбюджетных трансфертов в ТФОМС Амурской области.
02.05.2017 ТФОМС Амурской области перенаправил заявку в Федеральный ФОМС.
Письмом от 05.06.2017 Федеральный ФОМС отказал в выделении межбюджетных трансферов.
Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от 28.12.2016 на Министерство возложена обязанность выплатить Старковой О.В. единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 (одного миллиона) руб. в соответствии с пунктом 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ.
Указанное решение суда Министерством исполнено, что подтверждается платежным поручением от 18.07.2017 N 3066.
Поскольку в силу вышеприведенных норм права финансирование спорной выплаты осуществлялось за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств областного бюджета в соотношении 60 и 40 процентов, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих выделение Территориальному фонду соответствующих средств на указанную компенсационную выплату в пользу Старковой О.В., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии основания для взыскания с Федерального фонда 600 000 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не освобождают Федеральный фонд от обязанности, предусмотренной в Федеральном законе N 326-ФЗ, финансово обеспечить выплату единовременной компенсации в соотношении 60 и 40 процентов с Министерством здравоохранения Амурской области.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства, и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения суда первой инстанции, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 20.03.2018 по делу N А04-492/2018 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.