г. Самара |
|
05 июня 2018 г. |
А65-38571/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представителя Олехновой А.М. (доверенность от 06.07.2017),
от общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд" - представителя Мамонтова С.Г. (доверенность от 11.11.2017),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
от третьего лица - представителя Булатовой Л.Ф. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 марта 2018 года по делу N А65-38571/2017 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агротрейд", г. Казань,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан, г. Казань,
с привлечением в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора - МРИ ФНС N 14 по Республики Татарстан,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агротрейд", г. Казань (далее -заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан, г. Казань, с привлечением в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора - МРИ ФНС N 14 по Республики Татарстан, о признании незаконным решения по жалобе в отношении ООО "АГРОТРЕЙД" N 2.14-018/025215@, принятого Управлением ФНС России по Республике Татарстан 21.08.2017, об обязании Межрайонной ИФНС N 18 по Республике Татарстан принять решение о внесении в ЕГРЮЛ записи о признании записи от 24.08.2017 за ГРН 6171690585643 недействительной.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 марта 2018 года заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 21.08.2017 г. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 марта 2018 года по делу N А65-38571/2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в том числе положений ст.69 АПК РФ.
В материалы дела поступили отзывы Межрайонной ИФНС N 18 по Республике Татарстан и МРИ ФНС N 14 по Республики Татарстан на апелляционную жалобу Управления, в которых заинтересованное лицо и третье лицо апелляционную жалобу Управления поддержали, просили ее удовлетворить, отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 марта 2018 года по делу N А65-38571/2017 и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции представители Управления и третьего лица апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Управления, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 марта 2018 года оставить без изменения.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан, надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по РТ 30.05.2017 г. от ООО "Агротрейд" для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, поступили документы, предусмотренные п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направленные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в форме электронных документов (вх. N 28846А).
Согласно представленным документам, изменения касались адреса места нахождения юридического лица. В качестве нового адреса места нахождения юридического лица указан адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, д. 15, пом. 40.
По результатам рассмотрения представленных документов, инспекцией 06.07.2017 было принято решение о государственной регистрации ООО "Агротрейд" по вх. N 28846А с присвоением ГРН 6171690182482.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная ИФНС России N 14 по Республике Татарстан 03.08.2017 г. обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан с жалобой на решение о государственной регистрации в отношении общества с ограниченной ответственностью "АГРОТРЕЙД" ИНН 1660220100 по вх. N 28846А от 30.05.2017 г., принятое Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан 06.07.2017 года.
По результатам рассмотрения соответствующей жалобы, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан принято решение от 21.08.2017 г. N 2.14-018/025215@, которым УФНС по РТ отменило решение МРИ ФНС N 18 по РТ о государственной регистрации в отношении ООО "Агротрейд" по вх. N 28846А от 30.05.2017 г., и поручил МРИ ФНС N 18 по РТ в соответствии с пунктом 5 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения настоящего решения признать недействительной запись: в отношении ООО "Агротрейд" за ГРН 6171690182482 от 06.07.2017 г.
Не согласившись с решением УФНС по РТ N 2.14-0-18/025215@ от 21.08.2017 г. об отмене решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан о государственной регистрации в отношении ООО "Агротрейд" по вх. N 28846А от 30.05.2017 г., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон N 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
Согласно статье 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее -регистрирующий орган).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Пунктом 1 статьи 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ, путем подачи жалобы в порядке, установленном этим Законом.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящий налоговый орган вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих органов над нижестоящими. Действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими органами положений статьи 9 Федерального закона N 943 -1, которая применяется для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе, в сфере государственной регистрации.
При таких обстоятельствах у УФНС по РТ имеются полномочиями и основания для принятия оспариваемого решения.
Жалобой признается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган (далее - вышестоящий регистрирующий орган), а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации (пункт 2 статьи 25.1 Закона N 129-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти имеет возможность отменить решение регистрирующего органа или оставить жалобу без удовлетворения (пункт 3 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ).
В случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации, регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона (подпункт 3 пункта 5 статьи 25.6 закона N 129-ФЗ).
Жалоба была подана МРИ ФНС N 14 по РТ на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по РТ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
МРИ ФНС N 14 по РТ является заинтересованным лицом, поскольку осуществляет функции по предоставлению содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, и в случае внесения недостоверных сведений в реестре будет содержаться информация, не соответствующая действительности, что, несомненно, затронет права и законные интересы указанного налогового органа.
В соответствии с п.п "р" п.1 ст.23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", в ходе обобщения судебной практики выявлено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Системный анализ данной правовой позиции позволяет сделать вывод, что при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, принятие Решения относится к усмотрению регистрирующего органа.
Из содержания пункта 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ следует, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Между тем, при оценке законности решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с реорганизацией необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган вправе осуществлять проверочные мероприятия и принимать решение с учетом полученных и имеющихся у него сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
При этом согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ, содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральные и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и на основании правовых актов государственных органов, являются государственными информационными системами.
Согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. При этом обязанность по обеспечению достоверности информации, содержащейся в данной информационной системе, возлагается законодателем на определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, государственные органы.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
При этом Закон исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (статьи 4, 12 Закона N 129-ФЗ, статьи 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров и т.п.
По смыслу указанных норм права, представленные на государственную регистрацию документы (сведения) об адресе юридического лица должны содержать достоверную информацию.
Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и установлено судом, 30.05.2017 г. в МРИ ФНС N 18 по РТ от ООО "Агротрейд" для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ поступили документы, предусмотренные п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направленные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в форме электронных документов (вх. N 28846А).
Согласно представленным документам, изменения касались адреса места нахождения юридического лица. В качестве нового адреса места нахождения юридического лица указан адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, д. 15, пом. 40.
По результатам рассмотрения представленных документов, инспекцией 06.07.2017 было принято решение о государственной регистрации ООО "Агротрейд" по вх. N 28846А с присвоением ГРН 6171690182482.
Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан принято решение от 21.08.2017 г. N 2.14-0-18/025215@, которым УФНС по РТ отменило решение МРИ ФНС N 18 по РТ о государственной регистрации в отношении ООО "Агротрейд" по вх. N 28846А от 30.05.2017 г., и поручил МРИ ФНС N 18 по РТ в соответствии с пунктом 5 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения настоящего решения признать недействительной запись: в отношении ООО "Агротрейд" за ГРН 6171690182482 от 06.07.2017 г.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными.
Между тем, данные выводы налогового органа не нашли своего подтверждения, и опровергаются вступившим в законную силу Постановлением судебного участка N 2 по Приволжскому судебному району города Казани РТ по делу N М2-5-842/2017 от 27.10.2017 г.
В рамках дела об административном правонарушении N М2-5-842/2017 рассматривался вопрос о привлечении Багаутдинова И.А., являющегося ликвидатором ООО "Впрокате.про", управляющей организацией ООО "Агротрейд" по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц - документов, содержащие заведомо ложные сведения, касающиеся нового адреса места нахождения ООО "Агротрейд".
Постановлением судебного участка N 2 по Приволжскому судебному району города Казани РТ по делу N М2-5-842/2017 от 27.10.2017 г. дело об административном правонарушении в отношении Багаутдинова Ильдара Абдрахмановича по части 5 статьи 14.25 КоАП РФ прекращено за отсутствие события административного правонарушения.
Постановление мирового судьи от 27.10.2017 года мотивировано ссылками на следующие нормы права и обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно пункту 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в числе прочего, сведения о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. В силу положений части 4 статьи 18, пункта 1 статьи 25 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена обязанность представлять необходимые для включения в государственный реестр сведения в регистрационный орган. В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице, в связи с переменой места нахождения юридического лица, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется согласно статье 12, пункту 1 статьи 14, пункту 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в частности, на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица. Перечисленные нормы предусматривают, что лицо, подающее заявление о государственной регистрации, своей подписью подтверждает достоверность приведенной им информации.
В силу пункта 1 статьи 25 названного Федерального закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в Единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Из смысла указанных норм следует, что целью включения сведений в ЕГРЮЛ об адресе (месте расположения) юридического лица является осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения им юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Наличие исполнительного органа по месту регистрации юридического лица не обязательно.
30.05.2017 г. в МРИ ФНС N 18 по РТ для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ поступили документы, предусмотренные п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направленные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в форме электронных документов (вх. N 28846А), а именно:
- заявление о государственной регистрации внесений изменений юридического лица, не связанных с учредительными документами по форме N Р14001;
* свидетельство о государственной регистрации;
* заявление о достоверности сведений включенных в ЕГРЮЛ;
* протокол внеочередного собрания участников ООО "Агротрейд" от 29.05.2017 г.;
* договор аренды нежилого помещения от 26.05.2017 г.
Заявителем в рассматриваемом случае являлся Багаутдинов Ильдар Абдрахманович, являющийся ликвидатором ООО "Впрокате.про", управляющей организацией ООО "Агротрейд".
К данному заявлению был приложен договор аренды нежилого помещения от 26 мая 2017 года, подписанный Мамонтовым С.Г. и ООО "АГРОТРЕИД" - ликвидатором управляющей организации ООО "ВПРОКАТЕ.ПРО" Багаутдиновым И.А., расположенного по адресу: 420111, город Казань, улица Московская, дом 15, помещение 40, площадью 9,1 кв.м., сроком аренды на 11 месяцев, копией свидетельства о государственной регистрации права от 13 февраля 2015 года, согласно которому помещение по адресу: 420111, город Казань, улица Московская, дом 15, помещение 40 принадлежит на права собственности Мамонтову С.Г.
Согласно договору аренды от 26 мая 2017 года, подписанному уполномоченными на то лицами, где арендодатель - Мамонтов С.Г. по акту приема-передачи, являющегося неотъемлемой частью договора, передает во временное пользование помещение площадью 9,1 кв.м., находящееся по адресу: 420111, город Казань, улица Московская, дом 15, помещение 40, данный факт также подтверждается заявлением о достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, подписанным Мамонтовым С.Г. При этом налоговым органом не были опрошен собственник помещения.
Всю направляемую в адрес ООО "Агротрейд" корреспонденцию получал Багаутдинов И.А. Сведений о неполучении исполнительным органом ООО "АГРОТРЕЙД" направленной в его адрес корреспонденции, либо о невозможности связи с ним по этому адресу, ИФНС в дело не представило.
Нахождение по месту регистрации ООО "АГРОТРЕЙД" других юридических лиц ("массовая" регистрация), отсутствие там исполнительных органов организации в рабочее время, - не противоречат закону и не свидетельствуют об отсутствии связи с указанным юридическим лицом по адресу данного помещения, о недостоверности представленных в ИФНС Багаутдиновым И.А. сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица и о недоступности организации для осуществления мероприятий налогового контроля.
В силу пункта 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, ИФНС проверялась достоверность данных, указанных Багаутдиновым И.А. в его заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе, о месте нахождения ООО "АГРОТРЕЙД".
В ходе рассмотрения дела не были установлены факты, свидетельствующие об указании Багаутдиновым И.А. как должностным лицом ООО "АГРОТРЕЙД" в его заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, недостоверного адреса ООО "АГРОТРЕЙД".
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Достоверность предоставления сведений относительно адреса ООО "Агротрейд" была предметом рассмотрения дела N М2-5-842/2017 судебного участка N 2 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан, в рамках которого было установлено отсутствие фактов, свидетельствующих об указании в заявлении о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице недостоверного адреса ООО "Агротрейд".
Принимая во внимание вышеизложенное, в рассматриваемом случае факт представления заявителем при подаче заявления 30.05.2017 года недостоверных сведений относительно адреса ООО "Агротрейд", не подтвержден.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение несоответствующим требованиям закона и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку согласно определения Верховного Суда РФ от 14.06.2016 по делу N 309-ЭС16-1553, N А50-4727/2012, на которое в том числе ссылается податель жалобы, данная судом общей юрисдикции правовая оценка действий гражданина и примененные им положения закона, на которых основан вывод о наличии состава административного правонарушения, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для арбитражного суда, вместе с тем, обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом. Если арбитражный суд придет к иным, нежели содержащиеся в судебном акте суда общей юрисдикции, выводам он должен указать соответствующие мотивы. Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Таким образом, обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции по делу М2-5-842/2017 должны учитываться арбитражным судом.
Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Однако такие обстоятельства не установлены в ходе рассмотрения настоящего дела и дела М2-5-842/2017, рассмотренного мировым судьей судебного участка N 2 по Приволжскому району г.Казани.
Недостоверность сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц по заявлению ООО "Агротрейд" от 30.05.2017 года, регистрирующим органом установлена не была.
Также апелляционный суд отмечает, что регистрирующий орган в силу положений п.4.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, наделен правом осуществления проверки достоверности сведений включенных в единый государственный реестр посредством проведения мероприятий, изложенных в п.п. "а"-"д" п.4.2 ст. 9 указанного закона, в случаях возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Регистрирующий орган наделен правом внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице ( в том числе предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ (сведения об адресе юридического лица)) при соблюдении условий и порядка, предусмотренных пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 марта 2018 года по делу N А65-38571/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.