г. Москва |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А41-93481/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Муриной В.А.,
судей Коротковой Е.Н., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Суворовой К.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ВалМар": Ракунова М.Г., по доверенности от 01.10.17, директор общества Болотин В.И., выписка из ЕГРЮЛ,
от акционерного общества "Раменская теплосеть": Емельянова Н.Б., по доверенности от 29.01.18,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Раменская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2018 года по делу N А41-93481/17, принятое судьей Плотниковой Н.В.,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВалМар" к акционерному обществу "Раменская теплосеть" о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ВалМар" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ) к акционерному обществу (АО) "Раменская теплосеть" о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 015 993 рубля 21 копейка, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01 июля 2017 года по 12 декабря 2017 года в размере 39 832 рубля 50 копеек и расходов по оплате государственной пошлины в размере 29 558 рублей (т.2, л.д. 103-115).
Иск заявлен в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2018 года по делу N А41-93481/17 с АО "Раменская теплосеть" в пользу ООО "ВалМар" взыскано неосновательное обогащение в размере 1 015 993 рубля 21 копейка, расходы по оплате госпошлины в размере 29 558 рублей. В остальной части отказано (т.3, л.д. 124-126).
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Раменская теплосеть" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т.3, л.д. 128-130).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель АО "Раменская теплосеть" в судебном заседании апелляционного суда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представил суду уточнение к апелляционной жалобе.
Представители ООО "ВалМар" возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 15 декабря 2016 года между АО "Раменская теплосеть" (теплоснабжающая организация) и ООО "ВалМар" (абонент) заключен договор теплоснабжения N 2839-1/11/16.
Согласно п.2.1 договора и Приложения N 1 к нему, поставка тепловой энергии со стороны истца осуществляется на нужды отопления и горячего водоснабжения объекта, жилой дом расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Десантная, д. 17.
В соответствии с условиями договора (п.п.4.1, 4.11.), истец обязался ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным, оплачивать ответчику поставленную тепловую энергию, путем перечисления денежных средств, на основании полученного счета.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением, ООО "ВалМар" указало на то, что у АО "Раменская теплосеть" возникло неосновательное обогащение, в связи с неправильно произведенным расчетом поставленного ресурса в период с января 2017 года по июнь 2017 года, а именно: включение в стоимость объема теплоносителя (Гкал), потраченного на циркуляционный подогрев.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что факт неосновательного обогащения со стороны ответчика на сумму 1 015 993 рубля 21 копейка подтвержден материалами дела.
Арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобе подлежащими отклонению в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что выставленные Ответчиком счета (счета-фактуры) за период с января 2017 года по июнь 2017 года включительно содержат сведения об объемах теплоносителя (Гкал на отопление) и объемах Гкал, потраченных на подогрев воды.
Между тем, объем теплоносителя (Гкал), потраченного на циркуляционный подогрев подлежит исключению из начисления платы, поскольку объем теплоносителя, потраченного на подогрев ГВС, не может быть более утвержденного норматива расхода Гкал для ГВС ввиду следующего.
При подаче абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного 5 законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
Пункт 1 Правил N 354 предусматривает, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями 7 коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В общих положениях Правил 354 определены понятия, используемые в настоящих Правилах, согласно которых; "норматив потребления коммунальной 8 услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами; Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 19 декабря 2014 года N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" в п. 2.3 установлено, что с 01 января 2015 года применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев в целях предоставления указанной коммунальной услуги, совместно с наличием или отсутствием прибора учета.
Вместе с тем, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306 предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Г кал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, в соответствии с требованиями Правил N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из использования норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и учитывает наличие коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, учитывается в расчетах с потребителями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации N АКПИ12-604 от 08.06.2012, в рамках Постановления N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг.
Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 124.
С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правилам N 124 с учетом положений Правил N 354, то есть размер платежа, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации должен ограничиваться нормативом расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Соответственно, показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
В связи с вышеизложенным, ответчиком необоснованно применяется способ определения количества тепловой энергии для подогрева горячей воды по показаниям приборов учета, как самостоятельного коммунального ресурса, что в значительной мере повышает для ответчика стоимость горячей воды, предоставляемой жителям, и создает искусственную задолженность управляющей компании перед истцом.
Как установлен судом, истцом произведено начисление платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам помещений в доме (г. Раменское, ул. Десантная, дом 17) исходя из показаний общедомового прибора учета равными платежами в течение года (1/12), а начисление со стороны ответчика произведено на основании фактических показаний общедомового прибора учета, в результате чего, возникла разница между суммой, предъявляемой к оплате управляющей организации в пользу теплоснабжающей организации, и суммой, предъявляемой к оплате потребителям коммунальной услуги в пользу управляющей организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, выставленные в адрес ООО "ВалМар" счета (счета-фактуры) за период с января 2017 года по июнь 2017 года включительно оплачены истцом.
Однако указанные счета содержат сведения об объемах теплоносителя (Гкал на отопление) и объемах Гкал, потраченных на подогрев воды, за период с января 2017 года по июнь 2017 года объем Гкал на циркуляционный подогрев составил 440,799 Гкал.
Тариф на тепловую энергию утвержден Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области N 166-Р от 18.12.2015 г. и составляет 2304,89 руб/Гкал.
Следовательно, исходя из вышеизложенной позиции, судом установлено наличие излишне оплаченной суммы со стороны истца за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 1 015 993 рубля 21 копейка (440,799Гкал*2304,89 руб/Гкал).
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Поскольку разницу в размере оплаты за тепловую энергию в сумме 1 015 993 рубля 21 копейка, ответчик получил в отсутствие правовых оснований, указанная сумма является неосновательным обогащением последнего. Доказательств того, что оплата принятого коммунального ресурса за период с января 2017 года по июнь 2017 года истцом не производилась, ответчиком в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 1 015 993 рублей 21 копейка, возникшего в результате излишне оплаченной суммы со стороны истца за поставленный коммунальный ресурс.
Правомерность расчета, произведенного истцом за поставленный коммунальный ресурс и факт переплаты за период с января по апрель 2017 года установлен постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2018 года по делу N А41-9348/17, в связи с чем, доводы, изложенные в апелляционной жалобы, отклоняются апелляционным судом как необоснованные.
В части отказа во взыскании суммы процентов за пользование чужими денежными средствами судебный акт не обжалуется, в связи с чем не проверяется апелляционным судом (часть 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как не опровергая выводов суда области сводятся к несогласию с оценкой установленный судом обстоятельств по делу, основаны на неправильном толковании норм материального права, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2018 года по делу N А41-93481/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Мурина |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.