г. Пермь |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А71-13337/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца - акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Удмуртского регионального филиала АО "Россельхозбанк": Дерябина С.А., паспорт, доверенность от 02.02.2018 N 028/05-2018;
от ответчика, третьих лиц: не явились, извещены;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Удмуртского регионального филиала АО "Россельхозбанк",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 февраля 2018 года по делу N А71-13337/2017,
вынесенное судьей Е.Г. Костиной,
по иску Акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Удмуртского регионального филиала АО "Россельхозбанк" (ОГРН 1027700342890, ИНН 7725114488)
к Закрытому акционерному обществу "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480)
третьи лица: Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893), Министерство финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689), Министерство экономики Удмуртской Республики, Автономная некоммерческая организация "Агентство конкурсных технологий" (ОГРН 1131800000188, ИНН 1831155132),
о признании действий (бездействия) оператора электронной площадки незаконными, признании результатов электронных аукционов недействительными,
установил:
Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Удмуртского регионального филиала АО "Россельхозбанк" (далее - истец, АО "Россельхозбанк") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Закрытому акционерному обществу "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ответчик, ЗАО "Сбербанк - АСТ") о признании незаконными действий (бездействия) оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ", выразившихся в не зачислении денежных средств на лицевой счет участника АО "Россельхозбанк" в лице Удмуртского регионального филиала АО "Россельхозбанк" в размере 5 850 000,00 руб. в установленные сроки для обеспечения участия в электронных аукционах: N 0113200000117002497,N 0113200000117002498, N 0113200000117002499, N 0113200000117002504 (с учетом принятых судом ходатайств истца об отказе от части исковых требований, об уточнении исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, а также ходатайства об уточнении ответчиков).
Определениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.08.2017, 28.09.2017 судом в порядке ч. 1 ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Публичное акционерное общество "Сбербанк России", Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики, Автономная некоммерческая организация "Агентство конкурсных технологий".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2018 года принят отказ истца от иска в части исковых требований о признании недействительными результатов электронных аукционов: Протокол заседания Аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе N 14-06/11407-1; Протокол заседания Аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона N 14-06/11407-2; Протокол заседания Аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе N 14-06/11408-1; Протокол заседания Аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона N 14-06/11408-2; Протокол заседания Аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе N 14-06/11409-1; Протокол заседания Аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона N 14-06/11409-2; Протокол заседания Аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе N 14-06/11410-1; Протокол заседания Аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона N 14-06/11410-2. Производство в указанной части в порядке ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ прекращено. В удовлетворении исковых требований АО "Россельхозбанк" в остальной части отказано.
Не согласившись с судебным актом, АО "Россельхозбанк" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о нарушении оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" обязанностей, предусмотренных п. 9 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и п. 6.2 Регламента организации и проведения электронных аукционов, выразившемся в не зачислении денежных средств на лицевой счет участника АО "Россельхозбанк" в течение не более, чем 1 час; апеллянт указывает, что согласно нормам действующего законодательства, информации, размещенной на сайте оператора электронной площадки, а также Регламента, КПП не является банковским реквизитом, обязательным при осуществлении платежа, какая-либо информация о необходимости указывать КПП при внесении обеспечительного платежа в Регламенте, других документах, на сайте оператора электронной площадки отсутствует; денежные средства поступили на счет оператора электронной площадки без нарушения сроков, указанных в извещениях; вся информация в отношении Удмуртского регионального филиала АО "Россельхозбанк", в том числе сведения о КПП, размещена публично на официальном сайте Банка, следовательно, при добросовестном исполнении обязанностей ЗАО "Сбербанк - АСТ" не имело препятствий для зачисления поступивших денежных средств на лицевой счет истца, что обеспечивало возможность участия в спорных аукционах.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Ответчик - ЗАО "Сбербанк - АСТ" и третье лицо - Министерство финансов Удмуртской Республики по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Ответчик, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерством экономики Удмуртской Республики, являющимся на момент размещения извещений о проведении спорных электронных аукционов уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Удмуртской Республики в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.12.2013 N 604, были подготовлены и размещены в Единой информационной системе в сфере закупок с привлечением специализированной организации - Автономная некоммерческая организация "Агентство конкурсных технологий" извещения о проведении электронных аукционов и документации об электронных аукционах N 14-06/11407-17, N 14-06/11408-17, N 14-06/11409-17, N 14-06/11410-17 на закупку услуг по предоставлению кредита бюджету Удмуртской Республики. Министерство, действуя от имени Правительства Удмуртской Республики, выступало заказчиком по указанным электронным аукционам.
В 2017 году АНО "Агентство конкурсных технологий" и Министерством экономики Удмуртской Республики (Заказчик услуг) проводились электронные аукционы на право заключения контрактов на оказания на оказание услуг по предоставлению кредита бюджету Удмуртской Республики реестровые номера 0113200000117002497, 0113200000117002498, 0113200000117002499, 0113200000117002504 (далее - аукционы).
Вышеуказанные аукционы проводились в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем, 18.07.2017 на официальном сайте http//www.sberbank-ast.ru было опубликовано извещение следующего содержания:
Дата и время окончание срока подачи заявок на аукционы: 03.08.2017 г. 08:00 МСК.
Размер обеспечения заявки на участие в каждом из аукционов: 1 462 500 руб.
Удмуртским Региональным филиалом АО "Россельхозбанк" было принято решение об участии в вышеуказанных аукционах, в связи с чем платежным поручением N 8031 от 01.08.2017 на счет оператора ЗАО "Сбербанк - АСТ" перечислена сумма 5 850 000 руб. в качестве обеспечения участия АО "Россельхозбанк" в аукционах, проводимых на электронной площадке.
Впоследствии, как указывает истец, 02.08.2017 истцом было предпринято несколько попыток сформировать и подать заявки на участие в аукционах N 0113200000117002497, N 0113200000117002498, N 0113200000117002499, N 0113200000117002504, проводимые на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), которые были отклонены из-за отсутствия денежных средств Удмуртского РФ АО "Россельхозбанк" на лицевом счете оператора ЗАО "Сбербанк - АСТ".
Как утверждает истец, в телефонных переговорах консультант ЗАО "Сбербанк-АСТ" порекомендовал направить на электронный адрес inlo@sberbank-ast.ru скан-копию платежного документа об оплате, что истцом было сделано (копии скриншота электронной переписки).
В 17:49 час. (МСК) 02.08.2017 от ответчика был получен ответ, что для зачисления суммы необходимо подготовить официальное письмо с указанием КПП плательщика. Письмо с уточнением реквизитов платежа истцом было направлено в 18:05 час. (МСК) 02.08.2017 (том 1, л.д. 25). Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В результате сумма 5 850 000 руб. была отражена на лицевом счете участника площадки 03.08.2017 г. в 08:56 час (МСК) (09:56 местного времени), то есть после срока окончания приема заявок на участие в данных аукционах.
Полагая, что незаконные действия (бездействие) оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ", выразившиеся в не зачислении денежных средств на лицевой счет участника АО "Россельхозбанк" в размере 5 850 000 руб. в установленные сроки для обеспечения участия в электронных аукционах, не позволили АО "Россельхозбанк" реализовать свое право заявителя на подачу заявки и на участие в аукционах, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции при разрешении спора не усмотрел оснований для признания незаконными оспариваемых действий ответчика и отказал истцу в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя истца, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В целях настоящего Федерального закона под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст. 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно ч. 8 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.
Для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов (п. 9 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Часть 16 статьи 44 Закона о контрактной системе предусматривает, что участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренном документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 19 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае отсутствия на лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, денежных средств в размере обеспечения указанной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с Законом о контрактной системе, оператор электронной площадки возвращает указанную заявку в течение одного часа с момента ее получения данному участнику закупки.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе разработан Регламент организации и проведения электронных аукционов (далее - Регламент).
Пунктом 6.2 Регламента предусмотрено, что оператор обязан зачислить поступившие денежные средства на лицевые счета участников в течение не более чем 1 часа с момента получения от расчетной организации (банка) информации о поступлении денежных средств. Под получением информации от расчетной организации о зачислении денежных средств от участника на счет оператора, понимается получение оператором от расчетной организации выписки по счету оператора в электронном или бумажном виде. Зачисление осуществляется в период с 10-00 до 18-00 часов по времени Оператора. В случае, если данные были получены до 10-00 часов текущего рабочего дня, либо после 18-00 часов предыдущего рабочего дня, то оператор обязан зачислить такие денежные средства не позднее 11-00 часов текущего рабочего дня.
В силу п. 6.3. Регламента в случае, если на счет оператора поступили денежные средства, по которым оператор не может определить счет участника для зачисления, то такие денежные средства остаются на счете оператора, до поступлений от участника уточняющего заявления, либо заявления о возврате таких денежных средств.
Согласно извещениям о проведении электронных аукционов (реестровые номера 0113200000117002497, 0113200000117002498, 0113200000117002499, 0113200000117002504) срок окончания подачи заявок на участие в аукционах - 03.08.2017 08:00 МСК.
В целях обеспечения заявки на участие в электронных аукционах участник АО "Россельхозбанк" платежным поручением от 01.08.2017 N 8031 перечислил на счет оператора ЗАО "Сбербанк - АСТ" денежные средства в размере 5 850 000 руб.
В связи с невозможностью определить на счет какого из 28 филиалов АО "Россельхозбанк" или головной организации необходимо зачислить денежные средства, ответчиком у истца была запрошена дополнительная информация, в частности, сведения о КПП плательщика.
Письмом от 02.08.2017 N 028-07-21/6119 истец уточнил реквизиты платежа, указав КПП плательщика. Данное письмо было направлено истцом ответчику 02.08.2017 в 18:05 (МСК). Денежные средства в размере 5 850 000 руб. зачислены оператором на лицевом счете участника площадки 03.08.2017 в 08:56 час. (МСК) (09:56 местного времени).
С учетом установленных обстоятельств, исходя из вышеприведенных положений Регламента организации и проведения электронных аукционов ЗАО "Сбербанк - АСТ", принимая во внимание, что уточненные реквизиты платежа поступили от истца оператору 02.08.2017 в 18:05 (МСК), т.е. после 18-00 по времени оператора, суд первой инстанции обоснованно признал правомерными действия ответчика по зачислению денежных средств на счет участника заявки 03.08.2017 в 08:56 час. (МСК), что согласуется с п. 6.2 Регламента.
Таким образом, довод истца о том, что денежные средства в размере обеспечения заявок на участие в аукционах поступили на счет оператора в установленный для подачи заявок срок, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, доводы апеллянта о допущенных оператором электронной площадки при проведении вышеуказанных аукционов нарушениях требований п. 9 ст. 44 Закона о контрактной системе и п. 6.2 Регламента судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Отклоняя доводы истца о принятии им всех возможных мер для подачи заявки и участия в аукционах, суд первой инстанции обоснованно указал, что информация о проведении аукционов была размещена на официальном сайте http//www.sberbank-ast.ru 18.07.2017, о чем истец был уведомлен, однако не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, оформляя заявку на участие в аукционах только 01.08.2017, зная и осознавая о том, что дата и время окончания срока подачи заявок на аукционы: 03.08.2017 г. 08:00 (МСК), период рассмотрения заявок - с 18.07.2017 по 03.08.2017 (п. 5 ст. 10 ГК РФ). Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих подаче заявок на участие в аукционах в установленный извещениями срок, истцом в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы истца о том, что КПП не является банковским реквизитом, обязательным для осуществления платежа, необходимость его указания не предусмотрена нормами действующего законодательства и Регламентом, были подробно исследованы судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
С учетом положений п.п. 7, 7.6 Регламента, исходя из пояснений ответчика и представленных доказательств, подтверждающих, что АО "Россельхозбанк" на электронной площадке зарегистрировано 28 филиалов, суд пришел к правильному выводу, что в данном случае возможность определения счета оператором электронной площадки только по наименованию плательщика без поступления от АО "Россельхозбанк" письма об уточнении реквизитов платежа, отсутствовала, в связи с чем, действия оператора электронной площадки (ответчика) об истребовании у истца дополнительной информации, а именно КПП плательщика являются правомерными.
Ссылка апеллянта на возможность оператора электронной площадки получить информацию в отношении Удмуртского регионального филиала АО "Россельхозбанк", в том числе сведения о КПП, на официальном сайте Банка не подменяет обязанность участника по предоставлению таких сведений оператору при подаче заявки на участие в аукционе.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий (бездействия) ответчика незаконными.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2018 года по делу N А71-13337/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Удмуртского регионального филиала АО "Россельхозбанк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.