г. Чита |
|
6 июня 2018 г. |
Дело N А19-26706/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июня 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Авана" Лысенко А.А. (доверенность от 11.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Авана" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2018 года по делу N А19-26706/2017 (суд первой инстанции - Назарьева Л.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Авана" (ОГРН 1023801427583, ИНН 3810006119, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115, далее - ответчик, комитет) о признании незаконным отказа от 01.11.2017 года N 550-70-12802/17 в утверждении Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и обязании администрацию города Иркутска утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в течение десяти дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2018 года по делу N А19-26706/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, настаивал на её удовлетворении.
Комитет в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 11.05.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 12.10.2017 года общество обратилось в комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предполагая образование новых участков в границах существующего земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:15790, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 8.
В обоснование заявления указало, что утверждение Схемы необходимо для оформления в собственность земельных участков, на которых расположены торговые нежилые 1-этажные здания из металлических конструкций с утеплителем, площадью 69,1 кв.м. и 69,4 кв.м., расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 8, принадлежащие Обществу на праве собственности согласно Свидетельствам о государственной регистрации права от 05.09.2005 г. N 38-АГ 126121 и от 06.09.2005 г. N 38-АГ 126714.
01.11.2017 года комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска письмом N 550-70-12802/17 отказал в утверждении Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, исходя из того, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность подачи в орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка. Не может быть принято решение об утверждении схемы расположения земельных участков площадью 100 кв.м., образование которых планируется путем раздела муниципального земельного участка с кадастровым номером 38:36:0000343:15790.
Заявитель, полагая, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования города Иркутска находится земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:15790 площадью 4029 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 8. На данном участке, кроме иных объектов недвижимости, так же расположены нежилые помещения площадью 69,1 и 69,4 кв.м., принадлежащие на праве собственности Обществу.
Заявитель обратился в Комитет с заявлением в целях раздела данного земельного участка, об утверждении Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, ссылаясь на положения п.7 ст. 11.4 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает в себя в качестве первого этапа принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ такое предоставление начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Граждане и юридические лица, желающие приобрести права на земельные участки, обращаются с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, подготовка схемы расположения земельного участка и ее утверждение предусмотрена только в рамках рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом установлено, что заявление об утверждении Схемы было подано как отдельное предоставление муниципальной услуги до подачи заявления о выкупе земельных участков, находящихся под нежилыми помещениями, принадлежащими Обществу. Земельный кодекс не содержит процедуры по утверждению Схемы в отрыве от рассмотрения заявления о предоставлении данного участка, при отсутствии других целей использования этих участков.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 Земельного кодекса в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Ссылку заявителя на требование данной нормы Земельного кодекса суд правомерно признал необоснованной, поскольку в данном случае разделу подлежат земельные участки, предоставленные лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, а как следует из материалов дела разделу подлежит участок, который находится в муниципальной собственности и не предоставлен Обществу на каком-либо праве.
Довод заявителя о внесении платежей за пользование земельным участком в подтверждение сложившихся арендных отношений, не может быть принят, поскольку право аренды недвижимого имущества, к которому относится земля, подлежит оформлению в установленном порядке.
Также правильной является позиция суда о том, что рассматриваемым отказом не нарушены права заявителя, поскольку рассмотрение подготовленной Схемы расположения земельного участка будет осуществлена при обращении Общества с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность и прохождении процедуры предварительного согласования предоставления земельных участков.
Таким образом, отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска об утверждении Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не противоречит нормам земельного законодательства и не нарушает прав и охраняемых законом интересов Общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Авана" и не подлежит признанию незаконным.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1500 руб.
Налогоплательщиком по платежному поручению от 19.04.2018 года N 31 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 19.04.2018 года N 31 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2018 года по делу N А19-26706/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Авана" (ОГРН 1023801427583, ИНН 3810006119) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.