г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А26-10078/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Сарычева Ю.А. по доверенности от 01.06.2016
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5482/2018) ООО "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.01.2018 по делу N А26-10078/2017 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Водоканал"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1141040000595, адрес: 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д. 148; далее - заявитель, Общество, ООО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (ОГРН 1051000011677, адрес: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, д. 12; далее - ответчик, Управление, Управление Роспотребнадзора по РК) об оспаривании предписания от 31.07.2017 N 16/37-П.
Решением от 19.01.2018 суд первой инстанции требования ООО "Водоканал" удовлетворил частично; признал недействительными пункты 4, 10 предписания Управления от 31.07.2017 N 16/37-П, как несоответствующие Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"), Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" соответственно; обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в удовлетворенной части заявленных требований; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, предписание Управления от 31.07.2017 N 16/37-П признать недействительным в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, при рассмотрении протоколов лабораторных исследований пробы воды исследованных из водопроводов п. Леппясюрья и с. Вешкелица филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в городе Костомукша. Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах" N 2с-199/Г - N 2с-200/Г от 14.03.2017 и N 2с- 203/Г -204/Г от 16.03.2017, N 2с-403/Г - N 2с-404/Г от 08.06.2017 и N 2с-405/Г -N 2с- 406/Г от 09.06.2017, проведенных по приказу Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия N 99 от 28.11.2016 "Об утверждении Перечня мониторинговых точек с программой лабораторного контроля в системе СГМ на территории Республики Карелия на 2017 год" установлено, что гарантирующей организацией по водоснабжению - ООО "Водоканал" население в п. Леппясюрья и с. Вешкелица обеспечивает водопроводной водой не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", тем самым нарушаются требования законодательства в области охраны здоровья граждан.
На основании данных фактов должностным лицом территориального отдела Управления вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 16 от 10.07.2017.
В ходе административного расследования 19.07.2017 произведен осмотр водозаборных сооружений, поселковых водопроводных сетей и сооружений с. Вешкелица и 20.07.2017 произведен осмотр водозаборных сооружений, поселковых водопроводных сетей и водопроводных очистных сооружений п. Леппясюрья. При осмотре выявлены нарушения: режимные мероприятия не выполняются - проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения населения, мероприятия по ЗСО водоисточника и водопроводных сооружений с. Вешкелица и п. Леппясюрья не разработаны, с санэпидслужбой не согласованы, в установленном порядке не утверждены. Территории первых поясов ЗСО водоисточников и ВОС (включая береговой колодец, перекрытия резервуара чистой воды) не огорожены, заросли кустарником высокоствольными деревьями. Предупредительные аншлаги со стороны подъездных дорог и со стороны озера отсутствуют. Санитарное состояние помещений насосных водоочистных сооружений неудовлетворительное (стены и потолок требуют побелки, полы грязные, пыль, множество мух на полу и подоконниках). Обеззараживание воды перед подачей в резервуар чистой воды (далее - РЧВ) не проводится. Запасы хлорной извести на момент осмотра отсутствовали. ВОС п. Леппясюрья не эксплуатировались - водоподготовка, несмотря на наличие реагента, не проводилась.
При осмотрах проведены отборы проб питьевой воды из водоисточников и питьевой воды из поселковых сетей водопроводов на лабораторное исследование. Осмотры и отбор пробы воды проведены в присутствии двух понятых. 18.07.2017 административным органом вынесено определение о назначении экспертизы. По результатам экспертных заключений филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах" N 227- Г/3 и N 228-Г/3 от 28.07.2017 пробы воды питьевой, изъятые на водозаборных сооружениях перед поступлением в распределительную сеть и из водопроводных сетей с. Вешкелица, п. Леппясюрья не соответствовали требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по микробиологическим и санитарно-химическим показателям.
По результатам административного расследования с целью устранения выявленных нарушений в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 52- ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) Обществу выдано Предписание от 31.07.2017 N16/37-П (далее- Предписание), с которым заявитель не согласился и обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением. В части пунктов 8, 9, 11 предписание Обществом не обжаловалось.
Суд первой инстанции заявление удовлетворил частично, признал недействительными пункты 4, 10 предписания Управления, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Этой же статьей определено, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 8 Закона N 52-ФЗ регламентировано право гражданина на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, проведения социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (статья 2 Закона N 52-ФЗ).
Статьями 50 и 52 Закона N 52-ФЗ установлены права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право беспрепятственно посещать и обследовать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы (часть 1 статьи 50 Закона N 52-ФЗ).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в частности, об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов (часть 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ).
Согласно статье 52 Закона N 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны в том числе:
своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество осуществляет деятельность по водоснабжению, в том числе обеспечению населения с. Вешкелица и п. Леппясюрья питьевой водой.
Постановлением Суоярвского районного суда от 24.10.2017 по делу N 5-88/2017, вступившим в законную силу, Общество за нарушение требований законодательства, указанных в оспариваемом предписании, признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3 и 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному штрафу в сумме 20 000 руб. (т.2 л.д. 17-21). Верховным судом Республики Карелия жалоба на данное постановление оставлена без удовлетворения.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено Управлением с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей и на основании статьи 50 Закона N 52-ФЗ.
Заочным решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 08.11.2017 исковые требования прокурора Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Водоканал" о признании бездействия, выразившегося в непринятии действенных и достаточных мер по предоставлению услуги по водоснабжению на территории п. Леппясюрья в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным, удовлетворено, суд обязал Общество в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда в законную силу обеспечить централизованное водоснабжение в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. по микробиологическим и санитарно-химическим показателям; разработать рабочую программу производственного контроля качества воды для водозабора п. Леппясюрья и направить ее для согласования в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах; провести дератизационные мероприятия на водозаборных сооружениях п. Леппясюрья в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации и проведению дератизационных мероприятий (т. 2 л.д. 47-49).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество эксплуатирует водопроводы в указанных населенных пунктах и собирает плату от населения за оказанные услуги по водоснабжению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 52-ФЗ для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Пунктами 1.4, 1.5, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02. "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Общества о том, что заявитель не принимал на себя обязательства по разработке проектов ЗСО, признал правомерным требование пункта 1 Предписания.
Пунктом 18 "Инструкции по контролю за обеззараживанием хозяйственно-питьевой воды и за дезинфекцией водопроводных сооружений хлором при централизованном и местном водоснабжении", утвержденной Минздравом СССР 25.11.1967 N 723а-67, дезинфекция водопроводных сооружений (скважин, резервуаров и напорных баков, отстойников, смесителей, фильтров, водопроводной сети) может быть профилактической (перед приемом в эксплуатацию новых сооружений, после периодической чистки, после ремонтно-аварийных работ), а также по эпидемическим показаниям (в случае загрязнения сооружений, в результате которого создается угроза возникновения водных вспышек кишечных инфекций).
Согласно Положения о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденного Протоколом Госстроя РСФСР от 01.06.1989 N 13-8 текущий ремонт конструкций, чистка, промывка, дезинфекция резервуаров, трубопроводов (в том числе гидро- пневматическая промывка), ремонт и асфальтирование отводных лотков водоразборных колонок должна проводится с периодичностью 12 месяцев, береговых приемных колодцев - 6 месяцев.
Доказательств промывки самотечных линий, берегового колодца, РВЧ, водонапорной башни, водоводов в п. Леппясюрья, промывки самотечных линий, водоводов, РВЧ в с. Вешкелица, Обществом Управлению и в материалы дела представлено не было, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал правомерным требование пункта 2 Предписания Управления.
Согласно пункту 2.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
Пункт 1.3 договоров обязывает ООО "Водоканал" оказывать услуги по бесперебойному обеспечению потребителей с. Вешкелица, п. Леппясюрья услугами водоснабжения согласно действующим нормам и правилам в соответствии с действующим законодательством, в том числе и требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным требование пункта 3 Предписания Управления.
Пункт 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения предусматривает, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно пункту 1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 3.2.1.4. - водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным и соответствующим нормам законодательства требование пункта 5 Предписания Управления.
Пунктом 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Из пункта 3.4.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что в пределах санитарно - защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод.
Доказательств того, что в проверяемый период водозаборные колонки (далее - ВК) находились в исправном состоянии (так как они расположены ниже уровня дорожного полотна, в результате чего ливневые стоки попадают в водопроводный колодец, а бетонная отмостка и водоотводящие лотки разрушены или отсутствуют), территории водозаборов очищались, мусор вывозился, трава скашивалась, заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал правомерным требование пункта 6 Предписания Управления.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5, 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки и осмотре территории ограждение, ворота, охрана территории и сооружений в первом поясе ЗСО водосточников, ВОС п. Леппясюрья и водозабора с. Вешкелица отсутствовали.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно не принял доводы заявителя об отсутствии у Общества обязанности по восстановлению ограждений, ворот, и признал правомерным требование пункта 7 Предписания Управления.
Подпунктом "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что исполнитель обязан:
предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
порядок и форма оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги,
показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
Согласно пункту 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, Общество является гарантирующей организацией по водоснабжению населения в п. Леппясюрья и с. Вешкелица и обеспечивает население водопроводной водой на указанной территории. Также собственникам и пользователям помещений в данных населенных пунктах со стороны ООО "Водоканал" выставляются счета на оплату услуг по водоснабжению.
При изложенных обстоятельствах, требования заявителя в части оспаривания пункта 12 Предписания Управления также правомерно признаны судом первой инстанции не обоснованными.
Решение суда от 19.01.2018 в части признания пунктов 4, 10 Предписания Управления недействительными сторонами по делу не оспаривается.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что предписание является незаконным, поскольку нарушена процедура его вынесения, признается апелляционным судом несостоятельным.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание вынесено Управлением с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей и на основании статьи 50 Закона N 52-ФЗ.
Осуществление органами Роспотребнадзора государственного надзора в форме выдачи предписания нормативно не обусловлено необходимостью осуществления этими органами проверки. Предусмотренное законом право таких органов выдавать по итогам проведенной проверки обязательное к исполнению предписание (часть 3 статьи 16, пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) нельзя рассматривать в качестве нормативно установленного ограничения права этих органов на выдачу предписания в случае выявления нарушения в ином, не связанном с проведением проверки в соответствии с Законом N 294-ФЗ, законном порядке.
Факт нарушения Обществом санитарных правил обнаружен в ходе административного производства, а в силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования.
Сотрудниками Управления проводилась проверка фактов, изложенных в обращении граждан, а не проверка предпринимательской деятельности Общества; оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом Управления в соответствии со статьей 50 Закона N 52-ФЗ в целях скорейшего устранения нарушения санитарного законодательства. В виду вышеизложенного доводы заявителя о несоблюдении административным органом норм процессуального закона правомерно отклонены судом первой инстанции.
С учетом изложенного, поскольку факт несоблюдения заявителем требований СанПиН 2.1.4.1110-02, СанПиН 2.1.4.1074-01, Правил N 354, Закона N 52-ФЗ установлен Управлением и подтверждается представленными в материалами дела доказательствами, выдача заявителю предписания об устранении выявленных нарушений является обоснованной. Вопреки доводам подателя жалобы, оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления деятельности.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы заявителю предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины и в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ, с ООО "Водоканал" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1500 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19 января 2019 года по делу N А26-10078/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.