г. Москва |
|
1 июня 2018 г. |
Дело N А40-26333/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Люберецкий ГОК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2018 г. по делу N А40-26333/18 принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению ОАО "Люберецкий ГОК"
к Департаменту Росприроднадзора по Центральному Федеральному Округу
об оспаривании постановления от 29.01.2018 г. N 12-35/102 по делу об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя: |
Тигай В.А. - генеральный директор, Девдериани А.С. по доверенности от 21.05.18; |
от заинтересованного лица: |
Рыбаков Р.И. по доверенности от 12.02.18; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Люберецкий ГОК" (далее - Заявитель, ОАО "Люберецкий ГОК", Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (далее - Заинтересованное лицо, Департамент, Росприроднадзор) об оспаривании постановления Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 29.01.2018 г. N 12-35/102 по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2018 г. в удовлетворении заявления ОАО "Люберецкий ГОК" отказано.
ОАО "Люберецкий ГОК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представители ОАО "Люберецкий ГОК" доводы апелляционной инстанции поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение гр. Земцова А.А., поступившее из Министерства экологии и природопользования Московской области (исх. N 24ТО-19323 о 02.11.2017 г., вх. N 27/3-5123 от 16.11.2017 г.) по вопросу законности добычи кварцевых песков на земельном участке у карьера "Земснаряд", расположенного в г. Дзержинский Московской области.
По факту обращения Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу вынесен приказ от 12.12.2017 г. N 2825-пр о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "Люберецкий ГОК", который был согласован с прокуратурой Московской области на основании решения 13.12.2017 г. N /5-4831- 2017.
Согласно указанному приказу от 12.12.2017 г. N 2825-пр проверка проведена с целью установления фактов нарушения ОАО "Люберецкий ГОК" требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Таким образом, положения пункта 2 части 2, части 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" со стороны Департамента нарушены не были, а Департаментом истребовались только те документы, которые необходимы для достижения целей и задач проверки.
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОАО "Люберецкий ГОК" 25.12.2017 г. в 10 час. 00 мин. по адресу: Московская обл., г. Дзержинский, карьер Земснаряд" были установлены следующие обстоятельства.
На вышеуказанной территории располагается объект ОАО "Люберецкий ГОК" - обводнённый песчаный карьер, ОАО "Люберецкий ГОК" получена лицензия на пользование недрами МСК 06080 ТЭ от 25.11.2015 г., сроком действия до 25.11.2040 г. с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча кварцевых песков формовочных на участке Западный Люберецкого месторождения Люберецкого района Московской области.
На момент проведения проверки работы по добыче полезных ископаемых (песчаного грунта) не проводились.
По мере необходимости ОАО "Люберецкий ГОК" осуществляет вывоз песчаного грунта с площадки, расположенной в непосредственной близости от объекта "Горнолыжный учебный склон", для дальнейшей переработки.
Песчаный грунт ОАО "Люберецкий ГОК" был перемещён ранее с участка недр "Ново-Котельниковский" (данный участок недр предоставлен на основании лицензии на пользование недрами МСК 09308 ТЭ от 14.05.2002 г., сроком действия до 01.01.2025 г. с целевым назначением и видами работ: добыча формовочных песков на Ново-Котельниковском участке Люберецкого месторождения и использование их по назначению в 0,75 км на юг от пос. Котельники в Люберецком районе Московской области) согласно проекту перемещения формовочных песков с Ново-Котельниковского участка Люберецкого месторождения, расположенного в Люберецком районе Московской области ОАО "Люберецкий ГОК" и складирования его во внешнем отвале для дальнейшего использования по назначению, получившего положительное заключение экспертизы промышленной безопасности. Объект "Горнолыжный учебный склон", расположенный в непосредственной близости от места складирования песчаного грунта ОАО "Люберецкий ГОК" принадлежит ООО "Экстрим-Парк".
Земельный участок (кадастровый номер: 50:64:0020102:7), на котором располагается объект "Горнолыжный учебный склон" согласно информации, размещённой на общедоступном интерне-портале "публичная кадастровая карта" отнесён к категории земель "земли населённых пунктов", разрешённое использование "пол размещение горнолыжного комплекса".
Согласно договору возмездного оказания услуг N АТ/10/17 от 11.10.2017 г. ОАО Люберецкий ГОК" предоставлял ООО "Экстрим-Парк" услуги по использованию строительной техники для производства необходимых работ на объекте "Горнолыжный учебный склон". Таким образом, ООО "Экстрим-Парк" при помощи арендованной у ОАО "Люберецкий ГОК" строительной техники ранее проводило работы по планировке и благоустройству лыжной трассы.
Вместе с тем, в результате проведения проверки были выявлены нарушения условий лицензии МСК 6080 ТЭ от 25.11.2015 г. на пользование недрами, а именно: не уплачиваются регулярные платежи за пользование недрами.
На основании выявленного нарушения государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО, главным специалистом-экспертом отдела геологического контроля и охраны недр в отношении ОАО "Люберецкий ГОК" составлен протокол N 12-33/2331 от 25.12.2017 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в присутствии законного представителя ОАО "Люберецкий ГОК" в лице генерального директора Тигай В.А., которому были разъяснены его прав и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.
Старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО, начальником отдела экологического контроля и охраны недр вынесено оспариваемое постановление от 29.01.2018 г. N 12-35/102 о привлечении ОАО "Люберецкий ГОК" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 301 000 руб. Данное постановление вынесено также в присутствии законного представителя ОАО "Люберецкий ГОК" в лице генерального директора Тигай В.А.
Проверив порядок привлечения Заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривалось Заявителем.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обосновано исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 11 Закона о недрах и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 г. N 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (лицензионное соглашение). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).
Согласно Закону о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Так, согласно пункту 6.2.2 условий лицензии на право пользования недрами МСК 06080 ТЭ (приложение N 1 к лицензии МСК 06080 ТЭ, имеющейся у Заявителя), пользователь недр обязан уплачивать регулярные платежи за пользование недрами: в целях разведки полезных ископаемых (за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов, удостоверенных горноотводными актами).
При этом в указанной в п. 6.2.2 таблице установлены ставки платежей за 1 год, 2 год и 3 год действия лицензии.
Система платежей при пользовании недрами предусмотрена статьей 39 Закона о недрах, на основании которой при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
В силу части 4 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
Частью 5 статьи 43 Закона о недрах установлено, что регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Закона о недрах пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.
В этой связи судом первой инстанции правомерно отклонен довод Общества, что обязанность уплачивать регулярные платежи за пользование недрами возникает только при условии начала пользования.
Таким образом, Общество обязано уплачивать регулярные платежи за пользование недрами независимо от того, приступило оно к пользованию ими или нет.
При этом, доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности соблюдения лицензионных условий, а также доказательств, свидетельствующих о принятии ОАО "Люберецкий ГОК" всех мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Допущенное ОАО "Люберецкий ГОК" нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля.
На основании изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а также вины ОАО "Люберецкий ГОК" в его совершении.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, с учетом предусмотренных правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ в размере, установленном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При этом судом также учтено, что указанный вид административного наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшает положения Общества.
Довод Заявителя о том, что в оспариваемом постановлении имеется ссылка на пункт 7.2.2 условий лицензии на право пользования недрами МСК 06080 ТЭ, предусматривающий ставки платы за недра по годам не может являться основанием для отмены постановления административного органа, так как Обществом допущено нарушение, выразившееся в неуплате платежей за недра, обязанности по уплате которых предусмотрена Законом о недрах.
Срок привлечения к ответственности Департаментом также не пропущен, так как ОАО "Люберецкий ГОК" платежи за пользование недрами не уплачивало ни в 2016, ни в 2017 годах, а согласно части 4 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление от 29.01.2018 г. N 12-35/102 является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.03.2018 г. по делу N А40-26333/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.