г. Челябинск |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А47-13742/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калиной И.В.,
судей Сотниковой О.В., Тихоновского Ф.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сероштановым А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акчуриной Рашиды Рашидовны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.03.2018 по делу N А47-13742/2017 (судья Александров А.А.).
В заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - Уртаева Е.А. (служебное удостоверение, доверенность от 22.11.2017);
Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Четверикова Е.О. (служебное удостоверение, доверенность N 45 от 01.12.2017).
Товарищество собственников жилья N 39 (далее - ТСЖ N 39, заявитель) обратилось к Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N 21497А, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2175658032625 в отношении Акчуриной А.А. как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени "ТСЖ-39", и восстановлении "статуса кво" - возврат к исходному состоянию в ЕГРЮЛ по "ТСЖ-39" на 10.01.2017.
Определением суда от 21.12.2017 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 привлечена к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица.
Акчурина Рашида Рашидовна привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица.
Решением арбитражного суда от 27.03.2018 заявленные к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области требования удовлетворены.
Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области N 21497А от 10.01.2017.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем восстановления в едином государственном реестре юридических лиц сведений о Кузнецове В.Н. как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени Товарищества собственников жилья N 39, г. Оренбург, ИНН 5611037892, ОГРН 106560005069.
В удовлетворении требований заявленных к Управлению ФНС России по Оренбургской области отказано.
Третье лицо - Акчурина Рашида Рашидовна не согласилась с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке, в жалобе просила решение суда отменить, производство прекратить.
Податель указывает, что своим решением суд первой инстанции обязывает Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области восстановить в едином государственном реестре сведения о Кузнецове В.Н., как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени "ТСЖ N 39", хотя это прямо противоречит абзацу 3 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Кузнецов В.Н. имел право действовать без доверенности от имени общества с ограниченной ответственностью "Пригородная усадьба", исключенного из ЕГРЮЛ менее трех лет назад как недействующее юридическое лицо, которое на момент исключения имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, либо в отношении которых указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица. Право регистрироваться в качестве лица, действующею без доверенности от имени юридического лица по смыслу абзаца 3 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ было утрачено Кузнецовым В.Н. 02.02.2016 и будет восстановлено только 02.02.2019 вне зависимости от даты внесения в ЕГРЮЛ записи за ГРН 217568032625.
До начала судебного заседания Управление Федеральной налоговой службы и МИФНС России N 10 по Оренбургской области представили в арбитражный апелляционный суд отзывы на апелляционную жалобу, в которых поддержали доводы апелляционной жалобы. Протокольным определением, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приобщил отзыв к материалам дела.
Представители Управления ФНС России по Оренбургской области и МИФНС России N 10 по Оренбургской области в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, с решением суда не согласны, считают его незаконным и необоснованным, просили решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "N 39" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.08.2006 при создании путем реорганизации в форме преобразования, правопредшественником являлся Жилищно-строительный кооператив N 39 (ИНН 5611014905).
27.12.2016 в МИФНС N 10 по Оренбургской области Акчуриной P.P. представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, формы N Р14001 (далее - заявление формы N Р14001). Согласно данному заявлению происходит прекращение полномочий исполнительного органа (председателя) ТСЖ N 39 В.Н. Кузнецова и возложение указанных полномочий на P.P. Акчурину.
27.12.2016 ВрИО нотариуса города Оренбурга Косаревой Т.В. засвидетельствована подпись председателя правления ТСЖ N 39 Акчуриной P.P.
10.01.2017 на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом 27.12.2016 вх. N 21497А, МИФНС N 10 по Оренбургской области принято решение о государственной регистрации N 21497А, и в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным рационным номером (далее - ГРН) 2175658032625 изменений, вносимых в сведения о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 16.05.2017 по делу N 2-729/2017 удовлетворены исковые требования Кузнецова В.Н. о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Новая, 9 г. Оренбурга от 06.04.2016 и от 10.05.2016, о признании недействительными решений членов правления ТСЖ N 39 от 15.10.2016 и от 18.12.2016.
Промышленным районным судом г. Оренбурга установлено, что общее собрание собственников помещений жилого дома по ул. Новая, 9 г. Оренбурга от 06.04.2016 и от 16.04-04.05.2016 (протокол от 10.05.2016) проведены в отсутствие кворума, поэтому в силу ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными.
В соответствии с протоколом заседания членов правления ТСЖ N 39 от 15.10.2016 членами правления было принято решение об утверждении Акчуриной P.P. в должности председателя правления ТСЖ N 39.
На заседании членов правления ТСЖ N 39 от 18.12.2016 Акчурина P.P. была избрана председателем правления ТСЖ.
Промышленным районным судом г. Оренбурга сделан вывод о том, что поскольку решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Новая, 9, на которых был избран новый состав правления ТСЖ, являются ничтожными, последующие решения членов правления ТСЖ N 39, принятые на заседаниях от 15.10.2016 и от 18.12.2016, являются недействительными.
12.04.2017 в МИФНС N 10 по Оренбургской области Кузнецовым В.Н. представлено заявление формы N Р14001. Согласно данному заявлению происходит прекращение полномочий исполнительного органа (председателя) ТСЖ N 39 у P.P. Акчуриной Р.Р. и возложение указанных полномочий на В.Н. Кузнецова.
17.04.2017 P.P. Акчуриной Р.Р. представлены возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ТСЖ N 39.
19.04.2017 МИФНС N 10 по Оренбургской области принято решение N6671А об отказе в государственной регистрации в отношении ТСЖ N 39, формы N Р70001.
Основанием для отказа в государственной регистрации послужили указанные в абзаце 3 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц обстоятельства и установление регистрирующим органом того, что Кузнецов В.Н. имел право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Пригородная усадьба", исключенного из ЕГРЮЛ менее трех лет назад как недействующее юридическое лицо, которое на момент исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, либо в отношении которых указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица.
30.08.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2175658350448 о том, что сведения в отношении записи ГРН 2175658032625, внесенной 10.01.2017, согласно которой председателем ТСЖ N 39 является Акчурина Рашида Рашидовна, являются недостоверными.
ТСЖ N 39 в лице руководителя Кузнецова В.Н., полагая, что решение N21497А, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2175658032625 в отношении Акчуриной А.А. как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени "ТСЖ-39", является недействительным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нелегитимность (ничтожность) решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, решений членов правления ТСЖ N 39 влечет признание решения налогового органа, принятого на основании таких решений, и заявления Акчуриной Р.Р., недействительными.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в том числе, к таким сведениям относятся сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица (подпункт "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Из пункта 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ следует, что основанием внесения записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
В силу положений пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, в том числе, форма Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приложение N 6).
В соответствии с положениями пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
При изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, заявителем является новый руководитель юридического лица.
Данные единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в единый государственный реестр соответствующих записей на основании представленных уполномоченным лицом документов и решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащего информацию, не соответствующую действительности, либо не соответствующего установленной форме, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Поскольку вступившим в законную силу судебным актом - решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 16.05.2017 по делу N 2-729/2017, признано недействительным, в том числе, решение от 18.12.2016 в отношении избрания председателем правления ТСЖ N 39 Акчуриной P.P., суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что сведения, содержащиеся в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, поданном в МИФНС N 10 по Оренбургской области, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись 2175658032625 от 10.01.2017, являются недостоверными.
Суд первой инстанции верно отметил, что указание в заявлении о внесении изменений в ЕГРЮЛ недостоверной информации придает статус этому заявлению как не представленному, что в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Ссылка подателя жалобы на абзац 3 подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, не принимается коллегией. Данный довод был правомерно отклонен судом первой инстанции. В настоящем споре рассматривалась правомерность решения о государственной регистрации N 21497А, и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи за ГРН 2175658032625, а также восстановление исходного положения по состоянию на 10.01.2017, с связи с чем, оснований для рассмотрения вопроса о правомерности Кузнецова В.Е. действовать от имени Товарищества собственников жилья N 39 без доверенности не рассматривается.
Апелляционный суд отмечает, что участники ТСЖ N 39 не лишены права обратиться вновь в регистрирующий орган на основании нового (действительного) решения общего собрания собственников.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределены судом в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.03.2018 по делу N А47-13742/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акчуриной Рашиды Рашидовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Калина |
Судьи |
О.В. Сотникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.