08 июня 2018 г. |
Дело N А83-6362/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2018.
В полном объёме постановление изготовлено 08.06.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Евдокимова И.В.,
Тарасенко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Макаровой А.В.,
при участии:
представителя истца - Гуляева Р.В., доверенность б/н от 28.03.2017,
представителя ответчика (Министерства культуры Республики Крым) - Минкиной Е.С., доверенность N 01-22/153-06 от 05.02.2018,
представителя ответчика (Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Симферопольский художественный музей") - Умерова А.А., доверенность N 04 от 30.05.2018,
представителей третьего лица (Общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский выставочный зал союза художников") - Ковыженко И.И., доверенность N 03 от 24.01.2018, Фадина Ю.В., директор, выписка из ЕГРЮЛ,
представителя третьего лица (Государственного Совета Республики Крым) - Дрягина В.П., доверенность N 28-50/182 от 30.05.2016,
представителя третьего лица (Совета Министров Республики Крым) - Бобковой В.В., доверенность N 1/01-48/5306 от 09.11.2015,
представитель третьего лица (Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым) - не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Национального союза художников Украины на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.03.2018 по делу N А83-6362/2017 (судья Якимчук Н.Ю.)
по иску Национального союза художников Украины
к Министерству культуры Республики Крым, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Симферопольский художественный музей"
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский выставочный зал союза художников"
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - Совета Министров Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Национальный союз художников Украины (далее - НСХУ) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Министерству культуры Республики Крым и Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Симферопольский художественный музей", согласно которому просит суд (с учетом уточнений в ред. от 03.07.2017 (т.1, л.д. 48-51) признать за собой право собственности на объект недвижимого имущества - выставочный павильон, расположенный по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул. Гоголя 2.
Исковые требования мотивированы тем, что НСХУ является собственником спорного имущества на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество N П-555 от 25 марта 1999 года, выданного в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины. НСХУ является творческим союзом согласно выписки из ЕГРЮЛ Украины, а поскольку 17.03.2014 Государственный Совет Республики Крым своим постановлением N 1745-6/14 "О независимости Крыма" определил, что собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, то, по мнению истца, положения о прекращении собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины на него не распространяется. В ввиду изложенного истец просит признать за собой право собственности на объект недвижимого имущества - выставочный павильон, расположенный по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул. Гоголя 2.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.03.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда мотивировано тем, что право собственности истца прекратилось на основании пункта 7 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", которое в свою очередь распространяется на имущество творческих союзов Украины, в частности на спорное имущество, принадлежавшее ему как общественной организации и на сегодняшний день являющееся собственностью Республики Крым. Также суд указал, что при обращении с данным иском о признании права собственности, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку последний не только не предоставил доказательств в подтверждение того, что он является лицом, фактически владеющим спорным имуществом, а напротив сам же подтвердил в суде первой инстанции факт нахождения этого имущества во владении Общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский выставочный зал союза художников".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, НСХУ обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Крым по делу N А83-6362/2017 отменить, принять по делу новое решении об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы НСХУ ссылается на то, что он является собственником спорного имущества и его добросовестным приобретателем на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество N П-555 от 25 марта 1999 года, а у Республики Крым не возникло право собственности на спорный объект, так как НСХУ по организационно-правовой форме, которая подлежит определению по праву страны его учреждения (Украины), является не общественной организацией, а творческим союзом, а потому действующее федеральное и региональное законодательство Республики Крым, предусматривающее прекращение права собственности юридических лиц Украины, которые имеют статус профсоюзных и общественных организаций, не подлежит применению. Кроме того, заявитель считает, что право собственности НСХУ на объект недвижимости не прекратилось, поскольку спорное имущество не включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым. Таким образом, заявитель считает, что виндицируемое имущество НСХУ не относится к перечню исключений в понимании абзаца 1 части 2 статьи 2 и статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК, истолкованных Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2017 N 26-П и допускающих прекращение права частной собственности в переходный период, поскольку ответчик имеет оформленные надлежащим образом правоустанавливающие документы, а имущество не является бесхозяйным и не выбывало из собственности Украины в лице его уполномоченных органов, в том числе, без надлежащих правовых оснований. Право Республики Крым не возникало и защите не подлежит.
Определением от 10.05.2018 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное разбирательство на 05.06.2018.
В судебное заседание 05.06.2018 явились представители истца, ответчиков, третьих лиц (Общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский выставочный зал союза художников", Государственного Совета Республики Крым, Совета Министров Республики Крым). Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило.
В данном судебном заседании представителем истца было заявлено устное ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с рассмотрением судом кассационной инстанции дела N А83-689/2016 по аналогичному спору. Судебная коллегия в удовлетворении заявленного ходатайства отказала, о чем вынесла протокольное определение, так как не усмотрела невозможности рассмотрения данной апелляционной жалобы. При этом судебная коллегия исходила из того, что рассмотрение другого дела не является основанием для отложения судебного разбирательства, в связи с чем ходатайство истца нельзя считать обоснованным.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 АПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, на основании Закона Украины "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах", постановления Кабинета Министров Украины от 10.07.1998 N 1058 "О передаче недвижимого имущества творческим союзам" и приказа Фонда государственного имущества Украины от 09.03.1999 N 406 было выдано свидетельство о праве собственности N П-555 от 25.03.1999 (том 1, л.д. 17, 18), согласно которому Фонд государственного имущества Украины удостоверил, что Выставочный зал Союза художников СССР, расположенный по адресу: АР Крым, г.Ялта, ул.Гоголя, 2, принадлежат на праве собственности Союзу художников Украины.
Пунктом 6 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 "О независимости Крыма" определено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия данного Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется - государственной собственностью Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 04.04.2014 N 1967- 6/14 "О вопросах управления имуществом, принадлежащим Республике Крым" предприятие Ялтинский выставочный зал национального общества художников Украины включено в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
Во исполнение вышеуказанного постановления 19.12.2016 произведена государственная регистрация права Республики Крым на спорный объект недвижимости, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимости (т.1, л.д. 19,72-75). Согласно сведениям из указанной выписки, выставочный павильон передан на праве оперативного управления Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Симферопольский художественный музей".
Вместе с тем, Национальный союз художников Украины, полагая, что является собственником спорного имущества на основании ранее возникших прав на это имущество, обратился в арбитражный суд с данным иском.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла к следующему.
Учитывая, что спорные правоотношения возникли до 18.03.2014, т.е. в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины, судебная коллегия считает необходимым к правоотношениям, возникшим до 18.03.2014 применить законодательство Украины, возникшие после 18.03.2014 - Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины), основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются договоры и другие сделки.
Согласно части первой статьи 328 ГК Украины право собственности приобретается на основаниях, не запрещенных законом, в частности из сделок.
Согласно статьи 316 ГК Украины правом собственности является право лица на вещь (имущество), которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.
Нормы законодательства Украины (часть 1 статьи 317 ГК Украины), а также нормы законодательства Российской Федерации (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации) определяют, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, право собственности - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением собственником надлежащем ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, устранением всех третьих лиц от противоправного вмешательства в сферу его владения этим имуществом, а также обязательств собственника не нарушать прав и интересов других лиц.
При этом право собственности представляет собой наиболее широкую совокупность правомочий его обладателя, которая включает в себя: владение - фактическое обладание вещью, объектом права; пользование - извлечение из объекта собственности полезных свойств; распоряжение - определение дальнейшей судьбы объекта собственности.
Из анализа содержания вышеуказанных норм следует, что правом собственности является совокупность прав по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Как указано выше, в настоящем споре требования истца основаны на наличии свидетельства о праве собственности на имущество N П-555 от 25.03.1999, выданного Фондом государственного имущества Украины на основании Закона Украины "О профессиональных творчески работниках и творческих союзах", постановления Кабинета Министров Украины от 10.07.1998 N 1058 "О передаче недвижимого имущества творческим союзам" и приказа Фонда государственного имущества Украины от 09.03.1999 N406 на спорный объект недвижимости - выставочный павильон, расположенный по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул. Гоголя 2.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что наличие Свидетельства о праве собственности, без исследования в совокупности всех обстоятельств и документов не свидетельствует бесспорно о возникновении у Национального союза художников Украины права собственности, а также о фактическом владении спорным объектом недвижимого имущества, в том числе несения бремени расходов по содержанию спорного недвижимого имущества.
При этом, как установлено судом первой инстанции, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" предусмотрено, что собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия этого Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется - государственной собственностью Республики Крым.
Со дня вступления в силу вышеуказанного Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21.02.2014.
Законодательство Украины применяется на территории Республики Крым до принятых соответствующих нормативных актов Республики Крым.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В силу статьи 10 указанного Договора он временно применялся с даты подписания и вступил в силу с даты ратификации Федеральным законом от 21.03.2014 N 36-ФЗ.
Законом Республики Крым от 19.01.2015 N 72-ЗРК/2015 в Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" была дополнительно введена статья 2-1, которая предусматривает прекращение права собственности Украины и профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014, на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество (абзацы 1 и 2 части 1).
Из буквального содержания вышеприведенного пункта 7 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" следует, что собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имеющих подразделений - собственников на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Эта норма являлась нормой прямого действия, что подтверждается принятой впоследствии частью 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", прямо указывающей на то, что право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины считается прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Таким образом, во исполнение вышеуказанного постановления 19.12.2016 произведена государственная регистрация спорного объекта недвижимости, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимости (т.1, л.д. 19,72-75). Согласно сведениям из выписки, выставочный павильон передан на праве оперативного управления Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Симферопольский художественный музей".
Пунктом 7 данного Постановления определено, что собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия этого Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется - государственной собственностью Республики Крым.
В целях урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации был принят Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
В силу статьи 23 Закона N 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
При этом, статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлены особенности регулирования отдельных отношений (сфер законодательства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, согласно которым до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" является самостоятельным правоустанавливающим документом.
Что касается необходимости включения имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, то судебная коллегия полагает, что включение или не включение имущества, ранее принадлежавшего профсоюзным и иным общественным организациям Украины, в такой Перечень, не влияет на факт возникновения право собственности на него у Республики Крым.
Пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", к которому прилагался Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым. В части 4 статьи 17 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 1 января 2019 года, все государственное имущество (государства Украина) и территориальных громад (государства Украина), а также бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 38-ЗРК право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В абзаце 3 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК, установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Вместе с тем, возникновение право собственности Республики Крым на имущество, ранее принадлежавшее профсоюзным и иным общественным организациям Украины, имеет специальное правовое регулирование, а именно: Постановление Госсовета N 1745-6/14 и абзац 2 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК, а следовательно действие общих норм (части 2 статьи 2 и абзаца 3 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК) на данные правоотношения не распространяется.
Судебная коллегия полагает, что довод апеллянта, о том, что поскольку спорное имущество не включено в Реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым, Республика Крым не приобрела право собственности на него, не соответствует действующему законодательству.
Как уже указывалось частью 2 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК было предусмотрено, что земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
При этом данный закон не связывает возникновение право собственности на имущество с включением такого имущества в соответствующий Реестр.
Проверяя доводы апеллянта о том, что НСХУ не является общественной организацией, к имуществу которой могут быть применены правила пункта 7 Постановления Госсовета N 1745-6/14, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности такого утверждения.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вопросы организационно-правовой формы юридического лица определяются на основе личного закона юридического лица.
Личный закон юридического лица (lex societatis) - это коллизионная привязка международного частного права, которая означает, что правовой статус юридического лица определяется законом того государства, чью государственную принадлежность (национальность) имеет юридическое лицо.
При таких обстоятельствах, организационно-правовая форма НСХУ как юридического лица украинского права подлежит определению в соответствии с законодательством Украины.
Что касается предоставленного НСХУ Заключения научно-правовой экспертизы по заказу НСХУ относительно правового регулирования, создания, деятельности и ликвидации творческих союзов от 26.04.2016 N 126/47-е, составленного Советом научно- правовых экспертиз при Институте государства и права им. В.М.Корецкого НАН Украины (том 1 л.д. 113-136), судебная коллегия исходит из того, что НСХУ наделено в силу абзаца 2 части 2 статьи 14 АПК РФ и абзаца 2 пункта 2 статьи 1191 ГК РФ правом предоставить такое заключение о содержании норм иностранного права, при этом оно не является экспертным заключением в понимании смысла статей 55, 82, 83, 86 АПК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что НСХУ является творческим союзом, деятельность которого осуществляется в соответствии со специальным Законом Украины от 07.10.1997 N 554/97-ВР "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах", что прямо подтверждается справкой АА N 766149 Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) (т.2, л.д. 16-18), в которой организационно-правовая форма по НСХУ указана как творческий союз (иная профессиональная организация, код 840) и Уставом НСХУ, утвержденном в новой редакции Конференцией НСХУ 10.11.2005 и V Конференцией НСХУ 08.02.2007 (том 1 л.д. 137-150, т.2, л.д.2-15), согласно пункта 1.1. которого НСХУ - это всеукраинский творческий союз, который является добровольным объединением с фиксированным членством профессиональных творческих работников - художников и искусствоведов и действует на всей территории Украины. В силу пункта 1.3 (там же) НСХУ по организационно-правовой форме является негосударственной неполитической, неприбыльной творческой организацией - творческим союзом, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах", другими нормативно- правовыми актами, регулирующими деятельность творческих союзов, и этим Уставом.
Основным законом, регулирующим деятельность общественных организаций, на территории Украины является Закон Украины от 22.03.2012 N 4572-VI "Об общественных объединениях".
В соответствии с Заключением научно-правовой экспертизы действие указанного закона на творческие союзы не распространяется.
Вместе с тем, частью 3 статьи 2 Закона Украины "Об общественных объединениях" предусмотрено, что особенности общественных отношений в сфере создания, деятельности и прекращения отдельных видов общественных объединений могут определяться другими законами, то есть, в том числе, Законом Украины от 07.10.1997 N 554/97-ВР "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах".
В статье 3 Закона Украины "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах" установлено, что основные направления деятельности творческого союза, указанные в настоящей статье, учитываются при решении вопроса о предоставлении общественной организации статуса творческого союза как субъектов творческой деятельности.
Исходя из содержания указанных норм законодательства Украины, судебная коллегия полагает, что любой творческий союз является по своей правой природе, прежде всего, общественной организацией, представляющей собой добровольное объединение граждан.
При этом, в пользу вывода о том, что творческие союзы относятся к общественным организациям в их широком понимании, говорит также то, что согласно Свидетельству о праве собственности N П-555 от 25.03.1999 спорный объект принадлежал НСХУ на праве собственности общественной организации.
В данном случае термин "общественная организация" использован не как конкретное название организационно-правовой формы, а как обобщенное наименование организаций определенного типа.
Таким образом, понятие общественной организации применено законодателем в своем широком понимании, включающем в себя все общественные добровольные объединения граждан, в том числе творческие союзы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на то, что не имеет значения для разрешения данного спора тот факт, что Закон Украины "Об общественных объединениях" не регулирует вопросы деятельности творческих союзов.
С учетом изложенного, коллегия судей полагает, что Арбитражный суд Республики Крым законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований НСХУ.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.03.2018 по делу N А83-6362/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу Национального союза художников Украины, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.