г. Челябинск |
|
08 июня 2018 г. |
Дело N А76-3134/2018 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника г. Копейск" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17 апреля 2018 года по делу N А76-3134/2018 (судья Кунышева Н.А.).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника г. Копейск" (далее - заявитель, учреждение, ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника г. Копейск") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске (далее - заинтересованное лицо, УПФР в г. Копейске, Управление, страховщик) с заявлением о признании незаконным решения от 07.11.2017 N 084S181700011456 о привлечении к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в части взыскания финансовой санкции в размере 3000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражным судом первой инстанции от 02.04.2018 подписана резолютивная часть решения по настоящему делу. В удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивированное решение по настоящему делу изготовлено арбитражным судом первой инстанции 17.04.2018.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника г. Копейск" обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. Полагает, что представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав вмененного обществу правонарушения. Учреждением до обнаружения органом Пенсионного фонда несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и соответственно, до вынесения решения были переданы необходимые корректирующие сведения. Страхователь реализовал право на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ и в его действиях отсутствует вина. Выше сказанное подтверждается также и материалами судебной практики.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с болезнью судьи Малышева М.Б. произведена замена председательствующего судьи Малышева М.Б. судьей Плаксиной Н.Г. (определение от 04.06.2018).
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 272Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 05.06.2018.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника г. Копейск" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027400776743 (л.д. 25).
ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника г. Копейск" (регистрационный номер в ПФР 084-028-000512) в форме электронного документа, представило 28.07.2017 в Управление форму СЗВ-М за июль 2017 года, указав отчетный период - "07", сведения о 127 застрахованных лицах, и получил положительный Протокол проверки отчетности страхователя (л.д. 39).
Заявитель 26.09.2017 представил в Управление дополняющую форму СЗВ-М за июль 2017 г. на шесть застрахованных лиц, в отношении которых сведения первоначально не представлялись (л.д.40, 41).
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске 02.10.2017 по результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхователем, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, был составлен акт о выявленных правонарушениях N 084S18170011456 (л.д. 44-45).
Управлением 07.11.2017 вынесено решение N 084S18170011456 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в сумме 3000 руб. за непредставление страховщиком в установленный срок сведений о застрахованных лицах (л.д. 50-51).
ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника г. Копейск" на основании указанного решения Управлением 24.11.2017 выставлено требование N 084S18170011456 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, учреждению предложено уплатить сумму финансовых санкций в течении 10 календарных дней со дня получения указанного требования (л.д. 52).
Посчитав, что вынесенное решение страховщика нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, пришел к выводу о том, что заявителем представлены неполные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за июль 2017 года в отчете формы СЗВ-М.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей после 01.01.2017 страхователь ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, за июль 2017 года приходился на 15.08.2017.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ к правам органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
К обязанностям органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего, осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из решения Управления следует, что страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Ссылаясь на то, что сведения в отношении шести застрахованных лица по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июль 2017 года представлена учреждением страховщику 26.09.2017 впервые, а также то, что они не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М за июль 2017 года с типом "исходная", Управление и суд полагают, что страхователем представлены неполные и недостоверные сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 года.
Действительно, страхователем 26.09.2017 сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 года с типом "дополняющая" на шесть застрахованных лиц (Волошенкова О.Л., Гатауллина С.Н., Жусунбеков Т.М., Кухарева Е.В., Меньшенин Д.Ю., Нечаева М.А.) фактически были представлены впервые. Однако, как подтверждается материалами дела, страхователем в Управление также были представлены сведения на 127 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июль 2017 года с типом формы "исходная" 28.07.2017, то есть с соблюдением установленного законом срока (по 15.08.2017).
Следовательно, первоначальные сведения за июль 2017 года учреждением были представлены своевременно.
В последующем, заявителем была самостоятельно выявлена ошибка в указании сведений о застрахованных лицах, в связи, с чем общество направило в Управление дополняющую форму СЗВ-М.
Делая вывод о том, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, выразившейся в представлении неполных и недостоверных сведений - ежемесячной отчетности формы СЗВ-М за июль 2017 года Управление не учло следующее.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766), в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
С учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Из материалов дела следует, и Управлением не опровергалось, что заявителем сведения формы СЗВ-М за июль 2017 года по типу "дополняющая" с указанием сведений о шести застрахованных лицах направлена по телекоммуникационным каналам связи и получены фондом 26.09.2017. Акт об обнаружении факта о допущенном нарушении составлен фондом 02.10.2017, а оспариваемое решение вынесено им 07.11.2017.
Следовательно, учреждением до момента обнаружения Управлением несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения, страхователем самостоятельно переданы необходимые корректирующие сведения, что не отражено пенсионным органом в оспариваемом решении.
В случае если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Таким образом, отсутствуют законные основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку вина последнего отсутствует, страхователь реализовал свое право на исправление представленных неполных сведений.
Указанная позиция поддержана в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2018 N 302-КГ17-22454, от 21.05.2018 N 306-КГ18-5521.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для принятия Управлением оспариваемого решения N 084S18170011456 о взыскании с учреждения финансовых санкций и, следовательно, обоснованности заявленных требований заявителя.
В соответствии с пункта 4 части 1, пункта 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются в частности нарушение или неправильное применение норм материального права, выраженное в применении закона, не подлежащего применению.
Суд апелляционной инстанции считает, что отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании решения Управления недействительным, судом первой инстанции неправильно применены нормы Федерального закона N 27-ФЗ.
Поскольку обжалуемое решение принято без учета изложенных выше положений федерального законодательства, оно подлежит отмене, заявленное требование общества - удовлетворению. Признание оспариваемого решения N 084S18170011456 недействительным само по себе ведет к восстановлению прав заявителя и не требует указания в решении на обязание Управления устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя. Доводы апелляционной жалобы истца следует признать обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы общества по уплате государственной пошлины заявлению и по апелляционной жалобе относятся на Управление.
Руководствуясь статьями 176, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17 апреля 2018 г. по делу N А76-3134/2018 отменить.
Заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника г. Копейск" удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске от 07 ноября 2017 г. N 084S181700011456 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в годе Копейске в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника г. Копейск" (ОГРН 1027400776773) судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3000 руб. и по апелляционной жалобе - в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.