г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А56-91413/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8848/2018) Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2018 по делу N А56-91413/2017 (судья Денисюк М.И.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Балтика-Транс"
к Новороссийской таможне
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтика Транс" (далее - заявитель, ООО "Балтика-Транс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Новороссийской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.10.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10317000-673/2017 по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 17.01.2018 (резолютивная часть) заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению таможенного органа, судом оставлено без внимания, что на части товара, находящейся в 250 грузовых местах, отсутствовала какая-либо маркировка, выполненная на русском языке, следовательно, представленная Декларация соответствия от 10.05.2017 N ЕАЭС N RU Д-TR.АГ47.В.12750 является по отношению к данному товару недействительным документом, в связи с чем привлечение к административной ответственности было правомерным.
Как считает Таможня, вина Общества заключается в том, что оно могло перед подачей декларации на товары (далее - ДТ) провести предварительный осмотр товара, установить наличие на упаковках товаров, подлежащих декларированию, маркировок, соотнести их с требованиями ТР ТС 022/2011, ТР ТС 021/2011, после чего, в случае установления несоответствий маркировок на товаре и его упаковке требованиям указанного Технического регламента, могло обратиться в таможенный орган с заявлением получить разрешение на проведение действий, связанных с обеспечением надлежащей маркировки.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.11.2016 между ЗАО "Арвиай (Рашен Венчур Инвестментс)" (Россия) и компанией "LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI" (Турция) был заключен контракт N 5-RVI-LID-011116, в соответствии с которым поставщик обязуется в срок и в порядке, установленном договором, передать товар покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и оплатить его поставщику.
18.06.2012 между ЗАО "Арвиай (Рашен Венчур Инвестментс)" и ООО "Балтика-Транс" (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей N 0505/00 от 05.10.2012) заключен договор таможенного представителя с декларантом N 12062012_БТ, в соответствии с которым ООО "Балтика-Транс" взяло на себя обязательство по организации оказания экспедиционных/транспортно-экспедиционных услуг, услуг таможенного представителя и иных работ и услуг, связанных с обслуживанием грузов.
24.07.2017 в порт Новороссийск прибыл т/х "CIRKIN", на борту которого, в том числе находились реф. телеги (РТ) за N 10841, N11035 с товаром - "свежие персики" в количестве 6 240 пластиковых ящиков (грузовых мест), расположенных на 52 паллетах, весом брутто 48000 кг, прибывшим согласно коносамента N11 от 23.07.2017 в адрес ООО "Арвиай (Рашен Венчур Инвестментс)". Отправитель - компания "LIDER GIDA SAN. VE DIS TIC. LTD. STL" (Турция).
24.07.2017 вышеуказанные реф. тележки (РТ) N 11035, N10841 с товаром "персики" выгружены с борта судна и помещены на временное хранение в зону таможенного контроля СВХ АО "НСРЗ" с регистрацией документа учета N 10317110/240717/0022717.
24.07.2017 представителем лица, уполномоченного в отношении товара, в присутствии представителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, под таможенным контролем в форме таможенного наблюдения в порядке ст. 114 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) вышеуказанный товар был осмотрен.
По результатам проведенного таможенного контроля в форме таможенного наблюдения должностным лицом отдела таможенного досмотра Новороссийского юго-восточного таможенного поста составлен Акт таможенного наблюдения N 10317110/240717/009618. В указанном Акте в графе "описание процесса таможенного наблюдения и его результаты" было отражено, что в РТ 10841, РТ 10827 с товаром персики, на части ящиков отсутствует маркировка на русском языке.
24.07.2017 специалистом по таможенному оформлению ООО "Балтика-Транс" Крыловым С.В., в соответствии со ст.ст. 179, 180, 181 ТК ТС после заполнения была подана электронная ДТ N 10317110/240717/0016468, по которой ООО "Балтика-Транс" был задекларирован товар, находящийся на 52 поддонах, - "персики свежие, урожай 2017 года, класс 1, предназначены для употребления в пищу, для розничной торговли, уложены в 6 240 пластиковых ящиков, расположенных на 52 поддонах, вес брутто с поддонами 48000 кг. весом нетто 44700 кг., изготовитель: "LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI", торговый знак: отсутствует, мapкa:"LIDER".
Товар "персики свежие" является пищевой продукцией и на данный товар распространяется действие Технических регламентов Таможенного союза "О безопасности пищевых продуктов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011).
В целях подтверждения установленных законодательством запретов и ограничений по товару N 1, задекларированному по ДТ N 103171100/240717/0016468, ООО "Балтика Транс" была представлена Декларация о соответствии от 10.05.2017 N ЕАЭС N RU Д-ТЯ.АГ47.В. 12750.
В соответствии с Декларацией о соответствии от 10.05.2017 N ЕАЭС N RU Д-TR.AT47.B. 12750, продукция "персики свежие. Изготовитель: "LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LIMITED SIRKETI", Турция, Код по ТН ВЭД ЕАЭС: 0809. Серийный выпуск" соответствует требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011. Декларация о соответствии от 10.05.2017 N ЕАЭС N RU Д-TR.AT47.B.12750, принята на основании протокола испытаний от 10.05.2017 N AVD2145007.
В соответствии с целевым профилем риска N 1900 было принято решение о проведении таможенного досмотра товара, задекларированного по ДТ N 10317110/240717/0016468.
26.07.2017 в результате таможенного контроля в форме таможенного досмотра (АТД N 10317110/260717/003022) установлено, что фактическое количество товара, задекларированного по ДТ N 10317110/240717/0016468, составляет 6 240 ящиков из полимерного материала (грузовых мест), из которых: на 250-ти пластиковых ящиках какая-либо маркировка, а также бумажные стикеры с маркировкой на русском языке, отсутствуют, что не соответствует требованиям ТР ТС 022/2011.
Таможня посчитала, что Декларация о соответствии от 10.05.2017 N ЕАЭС N RU Д-ТЯ.АГ47.В.12750 действует только в отношении товара, указанного в Декларации о соответствии и маркировка которого соответствует требованиям ТР ТС 022/2011, а товар N 1, задекларированный по ДТ N 10317110/240717/0016468, к указанной Декларации о соответствии не относится, поскольку его маркировка не соответствует требованиям ТР ТС 022/2011 (на части товара, находящейся в 250 грузовых местах, отсутствует какая-либо маркировка, выполненная на русском языке). Следовательно, по мнению Таможни, названный документ относится к другим товарам, маркировка которых соответствует требованиям Технического регламента, вследствие чего не подтверждает соблюдение установленного ограничения в отношении декларируемого товара и поэтому Декларация о соответствии от 10.05.2017 N ЕАЭС N RU Д-ТЯ.АГ47.В. 12750 является недействительным документом в отношении товара N 1.
Таможня посчитала, что сведения о соответствии маркировки товара требованиям ТР ТС 022/2011 указаны недостоверно и в графу 44 ДТ N 10317110/247017/0016468 в качестве подтверждения соблюдения запретов и ограничений внесены реквизиты недействительного документа.
На основании изложенного и пп.1 п. 1 ст. 195 ТК ТС в выпуске товара N 1, заявленного в указанной ДТ, было отказано.
27.07.2017 ООО "Балтика-Транс" посредством международной сети Интернет поданы ДТ N 10317110/270717/0016653 и N 10317110/270717/0016655, с предоставлением гарантийного обязательства от 27.07.2017 Nб/н, о предоставлении декларации соответствия в течение 45 после условного выпущенного товара.
28.07.2017 в Новороссийский юго-восточный таможенный пост поступило письмо ООО "Балтика-Транс" от 28.07.2016 исх. N б/н, которым Общество просит внести в графу 44 ДТ N 10317110/270717/0016653 и ДТ N 10317110/270717/0016655 следующие изменения "Дополнительная информация/предоставляемые документы", в связи с предоставлением разрешительных документов - Декларации о соответствии от 28.07.2017 N ЕАЭС N RU Д-ТК.АГ47.А.13858.
28.07.2017, по результатам рассмотрения указанного обращения ООО "Балтика-Транс", должностным лицом Новороссийского юго-восточного таможенного поста товар N 1, задекларированный по ДТ N 10317110/270717/0016655, помещен под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления".
На основании вышеизложенного в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и вынесено постановление от 13.10.2017 N 10317000-673/2017 о привлечении Общества к административной ответственности согласно указанной квалификации в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются, в том числе, документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств.
В соответствии со ст. 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Согласно ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Согласно ст. 181 ТК ТС в декларации на товары указываются следующие сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера) количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость.
Согласно ст. 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с п. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Таможня исходит из того, что на части товара отсутствовала маркировка, выполненная на русском языке, обязательная в соответствии с требованиями технических регламентов; поскольку одним из требований, установленных ТР ТС 022/2011, является наличие на товаре (его упаковке) маркировки на русском языке, то отсутствие на ввозимом товаре такой маркировки свидетельствует о том, что соответствие продукции не подтверждено, а представленная при таможенном декларировании товара декларация о соответствии является недействительным документом.
Между тем в конкретных обстоятельствах настоящего дела таможенным органом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Поскольку, по мнению таможенного органа, объективная сторона вменяемого Обществу административного правонарушения состоит в представлении недействительного документа, то предметом доказывания по делу является не только факт представления в таможенный орган определенного документа, но и то, что данный документ является недействительным по смыслу примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ.
Согласно примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Однако Декларацию о соответствии от 10.05.2017 N ЕАЭС N RU Д-ТЯ.АГ47.В. 12750 Таможня не порочит как содержащую недостоверные заключения, выданную неполномочным лицом либо не выдававшуюся вовсе. Несоответствие маркировки на товаре требованиям ТР ТС 022/2011, при возможности идентифицировать ввезенный товар с тем, на который выдана декларация о соответствии (с объектом подтверждения соответствия), не свидетельствует о недействительности декларации о соответствии.
Таможня не оспорила, что сведения о товаре, указанные в Декларации о соответствии, полностью совпадают со сведениями, указанными в товаросопроводительных документах, что подтверждается результатами таможенного досмотра. Неотносимость названной Декларации к данному товару, в том числе, исследованием (экспертизой) товара, таможенным органом не доказана, отсутствие на части товара маркировки на русском языке еще не свидетельствует о недействительности представленной Декларации о соответствии.
Имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, а именно ДТ N 10317110/240717/0016468, представленными при таможенном декларировании товаросопроводительными и перевозочными документами (коносаментом, контрактом, спецификацией к контракту, инвойсом, сертификатом о происхождении товара, фитосанитарным сертификатом и т.д.), Актом таможенного досмотра однозначно подтверждается тождество представленного к таможенному декларированию товара N 1 "персики свежие" в полном объеме объекту подтверждения соответствия, указанному в Декларации о соответствии от 10.05.2017 N ЕАЭС N RU Д-ТЯ.АГ47.В. 12750. Имевшиеся в распоряжении таможенного органа документы и сведения беспрепятственно позволяли соотнести представленный к таможенному декларированию товар с объектом подтверждения соответствия, указанным в Декларации о соответствии от 10.05.2017 NЕАЭС N RU Д-ТЯ.АГ47.В. 12750, и установить их тождество.
Отсутствие на упаковке части товара необходимой маркировки (отсутствие на части товара стикеров с маркировкой на русском языке), исходя из положений ТР ТС 022/2011, может являться основанием к недопуску данного товара к обращению на рынке Таможенного союза, но вовсе не свидетельствует о том, что Декларация о соответствии от 10.05.2017 N ЕАЭС N RU Д-ТК. АГ47.В.12750 сама по себе является недействительным документом или не относится к данному товару.
Таможня ссылается, что в случае установления при предварительном осмотре товара (до подачи ДТ) несоответствий маркировок на товаре и его упаковке требованиям Технического регламента Общество могло обратиться в таможенный орган с заявлением получить разрешение на проведение действий, связанных с обеспечением надлежащей маркировки. Из указанного следует, что под возможностью соблюдения правил и норм таможенного законодательства таможенный орган, по сути, подразумевает не представление действительного документа, подтверждающего соответствие представленного к таможенному декларированию товара требованиям ТР ТС 022/2011, а обеспечение наличия на указанном товаре маркировки, соответствующей требованиям технического регламента. Таким образом, таможенный орган фактически вменил Обществу в вину нарушение требований технического регламента, что не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, нельзя признать доказанным наличие события и состава вмененного административного правонарушения в указанном в постановлении Таможни контексте.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2018 по делу N А56-91413/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.