г. Саратов |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А12-48799/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 марта 2018 года по делу N А12-48799/2017 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 58, ОГРН 1023403849182, ИНН 3445042160)
к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области (404354, Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, ул. Ленина, д. 9, ОГРН 1023405974811, ИНН 3413500064)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий" (404354, Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, ул. Ленина, д. 7, ОГРН 1037710060684, ИНН 7710473036)
о признании недействительными разрешений на строительство,
при участии в судебном заседании представителей: администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области - Бородачев Д.О. по доверенности от 26.11.2015 N 05-05/565
общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" - Бахарчиева Т.С. по доверенности от 14.10.2016 N 024/15-980
общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий" - Челышев П.П. по доверенности от 23.05.2018 N 34АА2481163
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром трансгаз Волгоград", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просило:
- признать недействительным разрешение N RU34513312-134 от 21.11.2009 на строительство объекта - "Здание АБК-2 на территории Гремячинского месторождения калийных солей Котельниковского района Волгоградской области", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 34:13:070006:406 по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, Пимено-Чернявское сельское поселение, выданное администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области Обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий",
- признать недействительным разрешение N 34:013:110014:10 от 29.10.2010 на ввод в эксплуатацию объекта - "Здание АБК-2 на территории Гремячинского месторождения калийных солей Котельниковского района Волгоградской области", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 34:13:070006:406 по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, Пимено-Чернявское сельское поселение, выданное администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области Обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 марта 2018 года по делу N А12-48799/2017 требование общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" удовлетворено. Признано недействительным разрешение N RU34513312-134 от 21.11.2009 на строительство объекта - "Здание АБК-2 на территории Гремячинского месторождения калийных солей Котельниковского района Волгоградской области", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 34:13:070006:406 по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, Пимено-Чернявское сельское поселение, выданное администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий".
Признано недействительным разрешение N 34:013:110014:10 от 29.10.2010 на ввод в эксплуатацию объекта - "Здание АБК-2 на территории Гремячинского месторождения калийных солей Котельниковского района Волгоградской области", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 34:13:070006:406 по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, Пимено-Чернявское сельское поселение, выданное администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий".
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, по основаниям, изложенным в жалобах, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 21.11.2009 администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий" было выдано разрешение N RU34513312-134 на строительство "Здание АБК-2 на территории Гремячинского месторождения калийных солей Котельниковского района Волгоградской области", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 34:13:070006:406 по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, Пимено-Чернявское сельское поселение.
ПАО "Газпром" является собственником газопровода "Починки-Изобильное Северо-Ставропольское ПХГ" Ду 1400 мм, Ру 7,5 Мпа (далее - газопровод), проходящего по Котельниковскому району. Право собственности ПАО "Газпром" зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером 34-01/01-01-23/2000-458 от 20.12.2000.
Данный газопровод был введен в эксплуатацию 23.03.2000 и эксплуатируется ООО "Газпром трансгаз Волгоград" на основании договора аренды, заключенного с ПАО "Газпром".
В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ газопровод высокого давления "Починки-Изобильное Северо-Ставропольское ПХГ" относится к опасным производственным объектам, имеет 1 класс опасности и зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов под номером А39-00052-0007.
ООО "Газпром трансгаз Волгоград" в соответствии с Уставом и договором аренды является эксплуатирующей организацией, обеспечивающей надежную, бесперебойную и безопасную транспортировку газа.
02.11.2017 ООО "Газпром трансгаз Волгоград" был составлен акт обследования, составленным комиссией с участием представителей администрации. В результате обследования, определено расстояние от оси газопровода (участок 590-591 км) до строения административно-бытового корпуса ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий", которое составляет 282,73 метров.
29.10.2010 администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области было выдано разрешение N 34:013:110014:10 на ввод объекта в эксплуатацию.
ООО "Газпром трансгаз Волгоград" полагая, что указанные действия администрации не соответствуют законодательству, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое разрешение Администрации N RU34513312-134 от 21.11.2009 на строительство объекта - "Здание АБК-2 на территории Гремячинского месторождения калийных солей и разрешение N 34:013:110014:10 от 29.10.2010 на ввод в эксплуатацию объекта вблизи газопровода создает угрозу жизни и здоровью людям, являются незаконными как не соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и других нормативных актов, нарушает права и законные интересы ООО "Газпром трансгаз Волгоград" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Так как разрешение на строительство было выдано с нарушением норм действующего законодательства, то имеются основания для признания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию незаконным.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному Плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Из указанного следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является актом государственного органа, подтверждающим соответствие строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта капитального строительства разрешению на строительство.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее -Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ) требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Данные требования должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарного благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Для обеспечения требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются зоны с особыми условиями использования.
Границы таких зон для объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Из материалов дела следует, что эксплуатируемый ООО "Газпром трансгаз Волгоград" газопровод высокого давления "Починки-Изобильное Северо-Ставропольское ПХГ" в соответствии с положениями указанного закона является опасным производственным объектом, на который в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности.
Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией -собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Согласно пункту 3.16 СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года N 30 (являются нормативным документом), расстояния от оси подземных и надземных трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
В таблице 4 СНиП указано, что при строительстве зданий/сооружений необходимо соблюдать требования о минимальных расстояниях от оси газопровода, которое при условном диаметре от 1200 мм до 1400 мм для городов и других населенных пунктов, отдельно стоящих зданий/сооружений с массовым скоплением людей составляет 350 м.
Кроме того, согласно статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельных участках, где размещены объекты системы газоснабжения, при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных допустимых расстояний до объектов системы газоснабжения.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" является обязательным для органа местного самоуправления в части, касающейся запрета на строительство в зоне минимально допустимых расстояний без согласия собственника газопровода или уполномоченной ею организацией.
Выдача органами местного самоуправления разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, не устраняет установленный законами, градостроительными и строительными нормами и правилами запрет на такое строительство.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловлены взрыво- и пожароопасными свойствами газа, предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Поскольку, газопровод "Починки-Изобильное Северо-Ставропольское ПХГ" относится к числу опасных производственных объектов в силу прямого указания Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", то строительство зданий и сооружений без согласования с собственником газопровода - ПАО "Газпром" в зоне минимальных расстояний является нарушением установленного нормами действующего законодательства запрета, судом первой инстанции верно применены положения Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий (Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 505-О).
Кроме того, расположение объектов капитального строительства в недопустимой близости от опасного производственного объекта препятствует его безопасной эксплуатации, поскольку создаёт трудности эксплуатирующей организации - ООО "Газпром трансгаз Волгоград" в проведении ремонтных работ, а также предпосылки возникновения технологических аварий, а при их возникновении не позволяет своевременно провести аварийно-восстановительные работы и быструю ликвидацию аварий, в связи с чем, возникает непосредственная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу граждан и юридических лиц.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 309-ЭС16-53 81 было признано, что "размещение объектов недвижимости вблизи газопровода, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людей и препятствует эксплуатации опасного объекта; на результат рассмотрения дела не влияет довод ответчика о том, что ему было неизвестно о нарушении им режима охраны зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов при строительстве дома; правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения как опасные производственные объекты, преследует также цель обеспечения благоприятных условий проживания населения, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф". По результатам рассмотрения дела на ответчика была обоснованно возложена обязанность по сносу спорной постройки.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, относительно того, что спорный объект не является объектом недвижимости, не могут служить основаниями для отмены принятого решения. В данном случае не имеет правового значения, для оценки правомерности принятых уполномоченным органом ненормативных актов определение объекта строительства как движимое или недвижимое имущество. Выданные разрешения в любом случае не соответствовали закону, вне зависимости от того какой объект был возведен. При этом, для восстановления нарушенного права также не принципиально установление к какой категории относится возведенный объект.
Срок обжалования ненормативных актов заявителем не пропущен, поскольку о их издании общество Газпром Трансгаз могло не знать, поскольку об этом не уведомлялось органом муниципального управления.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 марта 2018 года по делу N А12-48799/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.