г. Челябинск |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А07-35620/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Пирской О.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2018 по делу N А07-35620/20167 (судья Харисов А.Ф.).
Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - Администрация района, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - Администрация сельсовета, ответчик) с исковым заявлением, содержащим следующие требования:
- признать отсутствующим зарегистрированное право собственности сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на земельный участок с кадастровым номером 02:19:000000:175 площадью 7 210 000 кв.м. с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства;
- взыскать с Администрации сельского поселения сумму неосновательного обогащения в размере 55 819 руб. 82 коп., и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6 370 руб.43 коп (т.1 л.д.7-12).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадасра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управления Росреестра); крестьянское (фермерское) хозяйство "Сатурн" (далее - КФХ "Сатурн").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2018 (резолютивная часть объявлена 15.01.2018) требования истца удовлетворены в полном объеме (т.1 л.д.143-152).
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация сельского поселения (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обратилась в арбитражный суд с жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм права.
Вывод суда о том, что постановление Администрации сельского поселения от 01.06.2016 N 62 не может являться основанием возникновения права собственности, а так же о том, что право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не тождественно праву собственности и не является основанием возникновения права, по мнению апеллянта, противоречат нормам действующего законодательства. Распоряжение спорным земельным участком, по мнению апеллянта, произведено в соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии правил землепользования и застройки поселения.
Ссылаясь на то, что Администрация сельского поселения обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, а так же указывая на наличие утвержденных правил землепользования и застройки поселения, апеллянт полагает государственную регистрацию права собственности поселения на спорный земельный участок правомерной.
В связи с тем, что земельный участок зарегистрирован за Сельским поселением Буруновский сельсовет на законных основаниях, по мнению апеллянта, у суда не имелось оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения.
С учетом изложенного апеллянт настаивает на отмене решения и принятии нового судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрацией сельского поселения издано постановление от 01.06.2016 N 62 "О принятии в муниципальную собственность сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности" (т. 1 л.д.25).
Из текста названного постановления следует, что Администрация сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ постановила предоставить Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ на праве постоянного бессрочного пользования следующие земельные участки: - из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 7 210 000 кв.м. с кадастровым номером 02:19:000000:175, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, КФХ "Сатурн" (т. 2 л.д. 100-101).
На основании указанного постановления 04.07.2016 произведена государственная регистрация права собственности Сельского поселения Буруновский сельсовет на земельный участок с кадастровым номером 02:19:000000:175 площадью 7 210 000 кв.м., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства (т.1 л.д. 53, 86).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 09.09.2006, согласно данным кадастрового паспорта, граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.1 л.д.107-115).
На основании договора от 18.06.2018 N 148-08-19-зем, заключенного между Администрацией муниципального района Гафурийский район РБ и КФХ "Сатурн" земельный участок передан в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Сатурн" на срок с 01.01.2008 по 31.12.2018 (т.1 л.д.14-17, 18).
Ссылаясь на отсутствие у Администрации поселения полномочий на распоряжение земельным участком путем передачи его в собственность поселения и на недействительность оснований государственной регистрации права собственности Администрация района обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право сельского поселения распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляемое Администрацией поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, не является основанием возникновения права собственности, в силу чего такое право за сельским поселением зарегистрировано в отсутствие законных оснований. Так же суд пришел к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения в указанной истцом сумме и наличии оснований для его взыскания в пользу истца.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии установленных законом оснований для регистрации права собственности сельского поселения на спорный земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности; а также те земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, является одним из принципов земельного законодательства , согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подп. 9 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно п.3 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. Зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности сельского поселения на участке не имеется, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным Администрацией поселения в целях сельскохозяйственного использования спорный участок не предоставлялся.
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 137-ФЗ закреплено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вступившим с 01.03.2015 в силу Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) внесены изменения в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ. По смыслу положений пункта 2 приведенной статьи наделение органов местного самоуправления поселений полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них прав собственности на данные земельные участки.
Предусмотренный статьей 3.3 Закона N 137-ФЗ порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.
Указанное и произошло с 01.01.2017, когда Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Апелляционная коллегия отмечает, что право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, которое было делегировано органам местного самоуправления, не тождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у муниципального образования (сельского поселения или района).
В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ от 01.06.2016 N 62, представленное в качестве основания возникновения права собственности сельского поселения, таковым не является, основания возникновения права собственности сельского поселения на спорный земельный участок отсутствовали, регистрация права собственности поселения произведена незаконно.
Более того, из текста постановления от 01.06.2016 N 62 следует, что спорный земельный участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование Администрации поселения, тогда как земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, могут быть предоставлены лишь в целях сельскохозяйственного использования лицу, осуществляющему сельскохозяйственную деятельность. Поскольку Администрация поселения, является органом местного самоуправления, деятельность по производству сельскохозяйственной продукции не осуществляет, спорный земельный участок не мог быть предоставлен ей на праве постоянного (бессрочного) пользования, в силу чего указанное постановление не могло явиться основанием возникновения права собственности поселения в порядке разграничения.
Учитывая, что с 01.01.2017 лицом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан иск Администрации района о признании отсутствующим права собственности поселения на земельный участок с кадастровым номером 02:19:000000:175, направлен по существу на устранение "конфликта" между правами истца на распоряжение указанным земельным участком и правом собственности сельского поселения на земельный участок, зарегистрированным в отсутствие установленных законом оснований.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Администрации района полномочий на обращение с указанным иском и выборе истцом надлежащего способа защиты, поскольку данный способ защиты в рассматриваемом случае ведет к восстановлению как нарушенных прав Российской Федерации как собственника земельного участка с кадастровым номером 02:19:000000:175, так и прав Администрации района на распоряжение указанным участком.
Требование о взыскании неосновательного обогащения, заявленные Администрацией района со ссылкой на то, что в результате незаконной регистрации права неналоговые доходы от сдачи в аренду земельного участка начали поступать в бюджет сельского поселения, вместо бюджета муниципального района, удовлетворены судом обоснованно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, который данная норма применима к отношениям виндикации, а так же требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке.
В силу ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила предусмотренные главой 60 настоящего кодекса применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают: доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, - по нормативу 100 процентов; доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов.
Таким образом, положения вышеназванной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают, что до разграничения государственной собственности на конкретный земельный участок, он является источником пополнения бюджета района.
Поскольку от правомерности ее действий по распоряжению неразграниченными землями зависит доходная часть бюджета МО Гафурийский район Республики Башкортостан и в случае незаконности действий ответчика в отношении указанных земельных участков, права и законные интересы истца нарушаются.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2018 по делу N А07-35620/20167 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
О.Н. Пирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.